Кризис младшего школьного возраста: причины и способы преодоления
Взрослые, желающие помочь преодолеть ребенку младшего школьного возраста кризис 7-11 лет с наименьшими потерями для психики, должны хорошо ориентироваться в признаках и особенностях его протекания. Для этого надо заняться самообразованием и получить ответы на вопросы: что такое кризис, как проявляется, как вести себя с ребенком в кризисных ситуациях, какие его индивидуальные особенности следует учитывать, кто может помочь школьнику и его родителям в этот непростой период.
Что такое возрастной кризис
Слово «кризис» произошло от греческого krisis - исход, решение, поворотный пункт. Возрастной кризис младшего школьного возраста 7-11 лет не первый: до него ребенок переживает кризис новорожденности, первого года и кризисы 3-4,5 лет.
В возрастном кризисном периоде человек переживает переход к следующей ступени развития. Изменяется его сознание, восприятие окружающего, более сложными становятся психика, деятельность, отношения с окружающими. Прежние способы контактирования с миром становятся неэффективными, появляется необходимость в изменении характера собственного поведения.
Длительность и степень проявления кризиса личностного развития в младшем школьном возрасте зависят как от индивидуальных особенностей малыша, так и от условий его жизни и воспитания. В среднем кризисные процессы длятся от полугода до года, могут протекать в стертой форме или же бурно, драматично.
Требует подробного описания кризис младшего школьного возраста: психология человека, как известно, тесно связана со всеми аспектами его развития.
Физическое развитие ребенка
Кризис личностного развития младшего школьника происходит на фоне серьезных изменений в его организме. В 7-8 лет:
- Продолжается активное формирование костной системы — черепа, конечностей, тазовых костей. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительной физической нагрузки, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии.
- Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются интенсивнее мелких, поэтому дети еще не способны долго сидеть в одной позе и заниматься работой, требующей мелких и точных движений.
- При росте физической силы дети быстро устают, хотя очень подвижны и стремятся к играм и занятиям, требующим ловкости, подвижности (игры с мячом, прыжки, бег) — через 20-30 минут таких занятий им необходим отдых.
- Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей организма.
- Происходит заметный рост массы головного мозга, особенно лобных долей. Это является залогом развития его высших психических функций.
Индивидуальные показатели физического развития существенно отличаются даже у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, является своего рода ступенькой к последующему физическому совершенствованию ребенка.
С 8 лет значительно улучшается двигательная координация, повышается общая выносливость организма.
В 10-11 лет у некоторых девочек начинается период полового созревания, появляются первые его признаки. Они могут значительно опережать мальчиков в физическом и психическом развитии.
С 7 до 11 лет мальчики и девочки прибавляют в росте в среднем по 20-25 см, а их вес увеличивается на 10-15 кг.
Особенности физического развития оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. Их непременно надо учитывать при организации его жизни в школе и дома.
Психологическая перестройка
Поступающий в первый класс ребенок многого ожидает от школы, она манит его новизной, символизирует шаг во взрослую жизнь. Школьные правила он воспринимает как обязательное условие статуса ученика и подчиняется им.
Кризис 7 лет детей младшего школьного возраста связан с изменениями в содержании его жизни. Постепенно изменяется его основной вид деятельности: игра замещается учением. Память, внимание, восприятие становятся все более произвольными. Расширяется познавательное пространство и интерес к общественной жизни.
В отношениях со сверстниками и взрослыми развивается умение объективно оценивать собственное и чужое поведение, считаться с мнением окружающих, подчинять собственные интересы интересам коллектива.
Ребенок 10-11 лет уже может предвидеть последствия своих поступков и управлять своими «хочу» и «надо». То есть возрастают волевые качества, заменяя капризность и импульсивность, появляется умение переживать по поводу текущих и будущих событий.
Кризисы детей младшего школьного возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, от значимых лиц, поступает необъективное оценивание их способностей, поведения, внешности.
Характерная неустойчивость психических процессов младшего школьника может привести к серьезным нарушениям его психологического состояния (усталость, апатия, раздражительность, невроз), требующих медицинского вмешательства. Это происходит, если амбициозные родители предъявляют завышенные требования к учебе и поведению, ждут непосильных для ребенка результатов в спорте или в художественной деятельности.
Интеллектуальное развитие
Младший школьный возраст является очень благоприятным для умственного развития ребенка. Высокая мотивация к учению сочетается с природным любопытством и стремлением соответствовать требованиям авторитетного учителя и родителей.
Младший школьный возраст, кризис 7 лет и последующие за ним, характерны тем, что в этом возрасте:
- Формируется понимание необходимости успешной учебы для овладения в будущем профессией. В связи с этим проявляется осознанный интерес к знаниям вообще и к отдельным предметам.
- С расширением познавательных интересов ребенок проявляет инициативу в поиске интересующих его фактов, научных данных. Постепенно возрастают самостоятельность в учебе, совершенствуются навыки умственной работы.
- С развитием воображения, памяти, восприятия абстрагируется мышление, появляется способность к обобщениям, теоретизированию.
- Осознанно усваиваются нравственные понятия, нормы поведения в коллективе.
Знание возрастных особенностей физического, интеллектуального и психического развития младшего школьника позволяет взрослым вовремя заметить у него первые кризисные проявления. Охарактеризуем кризис младшего возраста кратко.
Признаки кризиса у 7-летнего ребенка
Начало школьной жизни для ребенка событие, означающее то, что он становится взрослым. Соответственно, он хочет и быть похожим на взрослого человека, но еще не знает, как это сделать, и пытается копировать его внешние признаки: говорить и двигаться солидно, пользоваться маминой косметикой и папиными аксессуарами, участвовать в серьезных разговорах наравне со всеми.
В 7-8 лет ребенок активно использует «взрослую» лексику в общении, стараясь произвести впечатление более старшего.
Хочет быть самостоятельным в поступках, не умея предусмотреть их негативные последствия, из-за чего может попасть в глупое или опасное положение.
Прослеживаются признаки того, что он хочет командовать, руководить всеми дома и в школе. Легко раздражается, встречая сопротивление своим действиям, может проявить агрессивность и жестокость по отношению к другим людям или животным.
Ему становится стыдно играть с любимыми игрушками «как маленькому», поэтому играет с ними тайком.
Ребенку кажется, что капризы и упрямство делают его взрослее в глазах окружающих, которые на самом деле видят в таком поведении элементарное непослушание, заслуживающее наказания.
Таким образом, у ребенка 7 лет наблюдается внутренний кризис — между психическими возможностями и возросшими претензиями на признание окружающих как личности уже взрослой, и внешний кризис — между потребностью в новых социальных отношениях и неумением их выстроить. Выготский Л.С. считал это признаком утраты детской непосредственности. Кризис младшего школьного возраста 7-11 лет по Эльконину Д.Б. - это утрата ситуативности реакций.
Конечно, эти симптомы кризиса 7 лет могут быть ярко выраженными или малозаметными — все зависит и от темперамента ребенка, и от стиля его воспитания. В любом случае это сигнал для взрослых о том, что надо менять характер отношений с ним.
Симптомы кризиса 9-10 лет
Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного. При этом он сам не может толком объяснить, что на это так повлияло.
Моральная привязанность к семье сохраняется, но становление собственного «Я» психологически отдаляет его от родителей, он становится более самостоятельным и стремится еще к большей независимости. Хочет быть заметным, «модным» внешне. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противится воле родителей в бытовых вопросах, критикует их поведение, внешний вид, сравнивает с родителями других детей, по его мнению более состоятельными и успешными. Недостаток жизненного опыта и завышенная самооценка толкают его на проверку другого мнения опытным путем, не всегда безобидным для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.
Ребенок со слабыми волевыми качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неблаговидных делах: мелком хулиганстве, третировании более слабых детей. При этом внутренне осуждая себя и других за это.
Демонстративная уверенность в собственном превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе, в своих способностях. Это может привести к замкнутости, к низкой самооценке, недоверию к мнению окружающих о его достоинствах и недостатках, то есть к личностному кризису.
Проявления кризиса 11 лет
Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.
Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.
Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.
Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.
«Не хочу быть взрослым!»
Существует другой вариант характеристики кризисов младшего школьного возраста — противоположный описанному. Ребенок отказывается взрослеть! Ему удобно и комфортно пребывать в детстве, когда все решается за него, нет нужды отвечать за свои поступки («Потому что я еще маленький»). Интересы и занятия долго не изменяются, соответствуют более раннему возрастному уровню, личность как бы задерживается в своем развитии. Это инфантилизм.
Существует несколько медицинских причин этого явления, но особенно наглядна инфантильность в их сочетании с повышенной родительской заботой о благополучии ребенка: путем «мягкой» силы или деспотическими методами предупреждается каждое его желание и подавляются инициатива и попытки к самостоятельному принятию решений и поведению.
Результат такого воспитания — безынициативная, пассивная личность, неспособная к какому-либо напряжению. Родительский девиз «Все для ребенка, все во имя ребенка!» приводит к формированию в его характере таких качеств, как ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чувствам и потребностям других, даже близких, людей.
Родители, займитесь самообразованием
При всех описанных в детской психологии пугающих признаках кризиса младшего школьного возраста наука и практика воспитания детей 7-11 лет утверждают: кризис может и не произойти, если воспитание ребенка происходит разумно и бережно.
Многие возможные проблемы развития и взросления ребенка родители могут и должны предвидеть, чтобы своевременно и правильно реагировать на их проявления. Как говорится, врага надо знать в лицо, а поэтому надо:
- заранее прочитать специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
- интересоваться публикациями в специальных педагогических изданиях;
- получить консультации у специалистов о том, как распознать кризисное состояние у ребенка, как реагировать, как сгладить его остроту;
- поддерживать контакты со школьным психологом и учителями;
- не стесняться общаться на эту тему с родителями, чьи дети прошли уже этот сложный жизненный этап, перенимать их положительный опыт, чтобы не повторять совершенных ошибок.
Приобретенные знания помогут родителям избежать многих подводных камней на пути взросления их ребенка.
Терпение, только терпение…
Конфликты в семьях, где растут младшие школьники, столь разнообразны, что по поводу каждого невозможно дать конкретный совет. Если родители не справляются с какой-то ситуацией, то надо получить консультацию у детского психолога, который поможет найти средства, чтобы справиться с нею.
Но можно дать общие рекомендации:
- Не надо бояться кризисных изменений в ребенке и его поведении — они закономерны и управляемы.
- Вооружиться терпением, как бы дитя ни терзало его. Это демонстрация со стороны родителей безусловной любви и готовности понять и простить его неразумные выходки. Учиться договариваться с ребенком, находить компромиссные решения в случае непреодолимых противоречий.
- Не отмахиваться от детских капризов, истерик, критики: ребенок любит родителей, а потому ждет от них реальной помощи и понимания, душевного тепла. В то же время учить не переходить границы допустимого: оскорбления в адрес родителей, агрессивные выходки наказуемы.
- Наказания должны быть адекватными проступку, а их причина предельно ясна ребенку. Принятие таких мер следует отложить до той поры, пока все успокоятся и улягутся эмоции.
- Оценка его поведения не должна превращаться в оскорбительную оценку его личности: «Ты так себя ведешь, потому что ты...» (далее следует ряд нелицеприятных эпитетов).
- Демонстрировать ребенку искренний интерес к его делам, кругу общения, увлечениям, даже если они не нравятся взрослым. Принимать участие в них: совместные игры, посещения кино, концертов, выставок, общественных и спортивных мероприятий и их обсуждение сближают и вызывают доверие друг к другу.
- Замечать и поощрять успехи, правильное поведение, благовидные поступки, не скупиться на похвалы и одобрение, но и здесь, как и в наказаниях, соблюдать разумную меру.
- Давать его успехам и неудачам тактичную и объективную характеристику, формируя правильную самооценку.
- Хорошо знать круг общения ребенка: с кем дружит, с кем и по каким поводам конфликтует, как реагирует на негативное к нему отношение, его причины. Тактично помогать выходить из критических ситуаций, когда, например, есть угроза стать изгоем в детской среде.
- Привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем и уважительно выслушивать его точку зрения, обсуждать с ним возможные последствия тех или иных вариантов их решения.
- Учить правильно выражать свои эмоции, в соответствии с этическими нормами общения. Демонстрировать собственным поведением культуру и доброжелательное отношение к окружающим.
- Откладывать в сторону самые неотложные дела, если ребенок просит о помощи и поддержке. В противном случае родитель, самый близкий человек, демонстрирует пренебрежительное отношение к его проблемам. Пустяковая, по мнению взрослого, детская проблема может оказаться серьезной для самого ребенка.
- Соблюдать единство требований для всех членов семьи — взрослых и детей: выполнение домашних обязанностей, поддержание порядка, участие в семейных праздниках, в семейных советах, уважительное отношение друг к другу. Это обеспечивает ребенку столь желанное чувство равноправия со всеми.
Родители должны выработать единую линию в воспитании ребенка. Противоречивые требования дезорганизуют самочувствие и поведение ребенка, вырабатывают в нем такие черты, как лицемерие, недоверие, страхи, агрессию.
Семейная гармония — образец взаимоотношений, поступков, чувств и их выражений для ребенка, надежный причал в бурном море проблем, вызванных кризисом младшего школьного возраста.