Музей на Рижском вокзале - живая история железнодорожного транспорта

Много музеев различной направленности открыто в Москве, но среди них выделяется музей на Рижском вокзале. Здесь выставлены настоящие образцы железнодорожной техники, которая использовалась на рельсовых путях страны за последний век. Историю становления и развития одного из самых популярных и востребованных видов транспорта можно увидеть воочию и даже потрогать.

Идея создания

Идея создания такого музея возникла давно. Ветераны и активисты железнодорожного дела не раз обращались к руководству РЖД. В 2002 году решение об открытии музея было принято. Почти два года ушло на то, чтобы собрать и отреставрировать экспонаты для выставочного комплекса, подготовить музейную площадку. Для этого при реконструкции вокзала под экспозицию был отведен тупик, на котором производили разворот пригородные и товарные поезда. В настоящее время в таком тупике нет необходимости.

Для музея на Рижском вокзале был спроектирован и построен новый объект. Общая площадь комплекса превышает 1,5 га. Вдоль четырех железнодорожных путей было проложено две платформы, которые покрыли плиткой для удобства посетителей. На этих путях выставлены настоящие раритеты, свидетели ушедшей эпохи, и новинки техники. Свыше шести десятков различных экспонатов представлены в музейном комплексе под открытым небом.

Открытие музея. Историческая часть

Открытие музея состоялось 31 июля 2004 года. На торжественной церемонии присутствовало руководство РЖД, ветераны, действующие сотрудники различных отраслей железной дороги и все, кому интересна история транспорта и родной страны.

Вообще, музейный комплекс, посвященный истории железной дороги, состоит из двух частей. Первая, историческая, находится рядом с Павелецким вокзалом. Здесь представлены костюмы работников разных времен, фотографии и документы, а также модели станций, паровозов, составов, которые колесили по рельсам России. Очень много интересного и познавательного.

Технический музей

На открытой площадке возле Рижского вокзала находится смотровая площадка, на которой выставлены образцы более 60 различных моделей железнодорожной техники. В этом музее будет интересно и детям, и взрослым. Это живая история, которая наглядно демонстрирует прогресс человеческого гения в этой отрасли. Выставленные образцы представляют не только отечественные, но и зарубежные разработки. Некоторые экспонаты – единственные в своем роде, и аналогов не сохранилось.

Экспозиция

У каждого экспоната своя история, порой трагическая, порой трогательная. Экспозиция музея РЖД на Рижском вокзале обширна и разнообразна.

Самый старый из представленных экспонатов – паровоз ОВ-841, ему уже больше века. Железнодорожники ласково называли этот агрегат «Овечкой».

Еще один не менее яркий представитель тяжелой техники – локомотив Феликс Дзержинский «ФД». Он производился в тридцатых годах прошлого века и признан самым мощным локомотивом тех лет.

Так, паровоз П36-001 – детище Коломенского завода, был выпущен в честь 70-летнего юбилея Иосифа Сталина. Обтекатель этого паровоза украсили штампованным профилем Вождя народов. Но со временем этот обтекатель был утерян, а вот локомотив чудом сохранился.

В экспозиции представлены не только паровозы, но и вагоны, которые в разное время перевозили людей и грузы. Интересен вагон, ездивший в тридцатых годах по Северному Кавказу. В то время вагоны были обшиты деревом. Но Кавказ – место неспокойное, поэтому нижнюю часть вагона обшивали клепаными листами. Во время перестрелок пассажиры ложились на пол, чтобы их не зацепило шальной пулей. Здесь можно увидеть теплушки, в которых перевозили пассажиров или скот. Или специальные бронированные модели, в которых ездили высокопоставленные особы.

Представлены и различные варианты электричек. В разное время конструкторы выпускали экспериментальные варианты, которые по прошествии времени уходили в историю, а теперь стили экспонатами железнодорожного музея на Рижском вокзале. Так, в электричке ЭР22 было три тамбура для удобства прохождения пассажиров. А в модели «Ласточка» и вовсе отказались от тамбура.

Есть здесь и представители зарубежной техники. Например, электровоз ЧС-4, произведенный в Чехословакии. Его корпус выполнен из стеклопластика. Или трофейный немецкий паровоз.

Выставлены в музее поездов на Рижском вокзале и образцы грузовых поездов, пассажирских и грузовых вагонов, электровозов, паровозов и тепловозов, а также различная вспомогательная техника, необходимая для ремонта и обслуживания путей. Где еще можно воочию увидеть снегоуборочное оборудование или дрезину?

Но в музейном комплексе выставлены не только модели из прошлого века. Здесь есть и современные поезда. Так, скоростной электропоезд ЭР200 уже успел стать легендой. Он курсировал между Северной столицей и Москвой. Именно его изображали на фирменных упаковках с сахаром. Этот состав был разработан авиаконструкторами и даже был выкрашен в цвета «Аэрофлота». Свой последний рейс он совершил в 2009 году и с тех пор стоит на приколе.

Еще один предшественник Сапсана – «Сокол-250» - детище кораблестроителей. Он тоже должен был перевозить пассажиров из одной столицы в другую, но не прошел испытания на безопасность и был списан за профнепригодность.

Интерактивная выставка

Многие экспонаты в музее на Рижском вокзале можно не только посмотреть, но и пройти внутрь, покрутить рукоятки в кабине машиниста, потрогать инструмент, которым работали путейцы каких-то несколько десятков лет назад. Не только детвора, но и взрослые получают несказанное удовольствие от возможности почувствовать себя машинистом паровоза.

Прогулка

Сотрудники музея на Рижском вокзале предлагают еще одну необычную экскурсию – прогулку на раритетном паровозе. Он отходит по расписанию от станции Москва-Рижская, следует до платформы Красный Балтиец, где сохранилось старинное депо. Там состав делает разворот, заправляется на старой колонке водой и отправляется в обратный путь. Это удивительное по ощущениям путешествие в прошлое станет незабываемым событием полным приятных эмоций.

Музей на Рижском вокзале открыт для посетителей каждый день кроме понедельника и вторника. Экспозиция постоянно обновляется, ведь прогресс не стоит на месте.

Комментарии