История юбки: от античности до современности
Юбка является одним из древнейших элементов одежды, дошедших до наших дней. За тысячелетия своего существования она претерпела значительную эволюцию - от простой набедренной повязки до изысканных нарядов высокой моды. В этой статье мы проследим увлекательный путь юбки через века и континенты, от эпохи античности до современности.
1. Зарождение юбки в глубокой древности
Первые упоминания о юбке как элементе одежды относятся к IV тысячелетию до н.э. в Месопотамии и Древнем Египте. Юбки в виде набедренных повязок носили как мужчины, так и женщины этих цивилизаций. Они изготавливались из льна, хлопка, иногда меха и служили для прикрытия нижней части тела.
В Шумере около 3000 г. до н.э. были распространены меховые юбки-каунакесы у мужчин. А в Египте основой одежды служил льняной передник схенти, который носили как мужчины, так и женщины всех сословий.
Помимо Месопотамии и Египта, юбки входили в национальные костюмы многих народов древности. Например, ассирийцы носили шерстяные или льняные рубахи-юбки канди, длина которых зависела от социального статуса человека. В Древней Греции и Древнем Риме юбка как самостоятельная деталь одежды появилась позднее. Здесь были распространены туники, хитоны и пеплосы цельного кроя.
Особняком стоят этрусские и критские юбки, которые имели довольно сложный крой и декор. Например, на саркофаге из Агии-Триады в Крите можно видеть изображение женщины в меховой юбке, что говорит о сильном влиянии минойской культуры.
2. Юбки европейского Средневековья
В эпоху европейского Средневековья наблюдается значительное разнообразие форм и типов юбок. В раннее Средневековье (V-X вв.) были распространены простые прямые несшитые юбки, дополненные фартуками и верхними рубахами или платьями.
Начиная с XI-XII вв. в моду входят многослойные костюмы, где юбка становится отдельным элементом. Характерная черта - наличие яркой отделочной строчки между верхом и юбкой. Иногда юбка делилась горизонтально на несколько частей.
К XII веку формируется более облегающий силуэт женского платья, а с XIII века юбки начинают расширяться книзу за счет клиньев ткани.
Одной из главных тенденций позднего Средневековья становится удлинение юбок и появление шлейфов. На миниатюрах Винчестерской псалтыри 1150 г. можно увидеть изображения дьявола в платье с длинным шлейфом, символизирующим грех гордыни.
В то же время крестьянки и горожанки носили более простые прямые юбки средней длины, как правило, в сочетании с контрастным по цвету верхом. Такой тип костюма сохранялся вплоть до XV века.
3. Юбки эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения происходит разделение платья на лиф и юбку, что позволяет больше экспериментировать с формами. Распространяются пышные юбки на каркасах - "вердугадо" в Испании и "вертюгали" во Франции. Они символизировали благородное происхождение и были доступны лишь высшим классам.
Во Франции вертюгали вошел в моду при дворе в 1540-х гг. при короле Франциске I, а в Испании первая вердугадо появилась еще в 1468 г. по легенде ради сокрытия беременности Хуаны Португальской.
Простолюдинки по-прежнему носили юбки без каркасов со складками и сборками. На картинах Брейгеля можно увидеть крестьянок в широких юбках с фартуками. Аристократки Италии и Венеции предпочитали объемные юбки, но без чрезмерной жесткости испанских аналогов.
Таким образом, в эпоху Возрождения юбка окончательно утверждается как ключевой элемент женского гардероба, претерпевая значительные изменения формы и декора в зависимости от моды и социального положения.
4. Юбки эпохи барокко
В XVII веке в эпоху барокко происходит дальнейшее увеличение объемов юбок при европейских дворах. Во Франции распространяются многослойные наряды из парчовых тканей, состоящие из корсета, юбки-вертюгаля с тугим корсажем, распашной верхней юбки-роба и широкой баски на талии.
Особенно грандиозные размеры юбки приобретают в эпоху рококо XVIII века. Знаменитые юбки-панье имели овальную форму в горизонтальном сечении и достигали таких объемов, что дамам приходилось проходить в двери боком. При этом декоративная роль отводилась нижним юбкам, открываемым при ходьбе.
В 1770-х годах появляется юбка-полонез цельнокроеная с лифом, под которую подкладывалась небольшая подушка.
5. Юбки в моде 19 века
XIX век ознаменован чередой сменяющих друг друга модных тенденций в женском костюме. После пышных юбок ампира и Реставрации в 1830-1840-х годах на смену им приходят романтические платья с огромными рукавами-жиго и юбками, расширяющимися книзу.
С 1840-х годов триумфальное шествие начинает кринолин – юбка на каркасе из конского волоса, достигающая колоссальных размеров. Но уже к 1890-м годам на смену кринолинам приходят юбки с турнюрами и "русалочьим" силуэтом.
Параллельно набирает популярность движение за рациональную одежду, предлагающее отказаться от стесняющих движения юбок в пользу брюк.
6. Юбки Бель Эпок и модерна
На рубеже веков происходит очередная смена модных тенденций. Юбки эпохи модерна становятся более прямыми и облегающими. Популярность набирают стили "принцесс" и "колокол". При этом сохраняется традиция тонкой талии благодаря корсетам.
В 1872 году в моду входят узкие длинные корсеты, придающие фигуре S-образный изгиб.
Несмотря на новые веяния, консервативное крыло моды по-прежнему тяготеет к пышным юбкам, подчеркивающим женственность. Таким образом, на рубеже веков юбка вновь демонстрирует удивительную способность к трансформации, отвечая на вызовы времени.
7. Юбки в истории ХХ века
На протяжении ХХ века длина и фасоны юбок претерпевают беспрецедентные изменения. После длительного господства длинных моделей 1920-30-е годы приносят революцию в виде коротких юбок до колена. В последующие десятилетия мы наблюдаем чередование укороченных и удлиненных юбок – от мини-юбок 1960-х до макси 1970-х.
Огромное разнообразие стилей демонстрирует юбка во второй половине ХХ века благодаря экспериментам дизайнеров. От кожаных юбок панков до романтичных моделей от Диора – юбка по-прежнему остается краеугольным камнем женского гардероба.
8. Юбки в традиционных костюмах народов мира
Наряду с изменчивыми веяниями моды, в традиционных костюмах многих народов мира юбка сохраняла устойчивые формы на протяжении веков. Рассмотрим некоторые характерные особенности традиционных юбок разных стран и регионов.
В странах Северной Европы были популярны юбки с горизонтальными полосами. Например, в Швеции носили однотонные юбки в сочетании с контрастными полосатыми фартуками. А в Литве полосатый орнамент юбок отличался по размеру от орнамента безрукавок.
Традиционная юбка Японии кимоно имеет прямой силуэт и застегивается спереди. А в Китае носят юбки ципао, облегающие бедра и расширяющиеся книзу. Во Вьетнаме была распространена юбка-шаровары аозаи.
9. Мужчины в юбках: история и современность
Несмотря на то, что в европейской культуре юбка традиционно считается женским элементом одежды, история знает немало примеров использования юбок и в мужском костюме.
Так, традиционная одежда шотландцев килт представляет собой юбку с клетчатым орнаментом тартан, длиной до колена.
В эпоху Возрождения и барокко при европейских дворах были популярны распашные мужские юбки-франжи. А в Азии до сих пор распространены саронг, лунги и другие виды традиционных мужских юбок.
В современной западной моде попытки ввести юбки в мужской гардероб пока остаются скорее эпизодическим явлением. Тем не менее, мужские юбки периодически появляются в коллекциях модных домов, демонстрируя гибкость этого элемента одежды.
10. Юбка как феномен моды и культуры
Подводя итоги истории создания юбки, можно с уверенностью сказать, что эта деталь одежды является уникальным феноменом, сочетающим в себе как консервативность традиций, так и невероятную изменчивость. Юбка демонстрирует поразительную способность приспосабливаться к любым веяниям моды и нравам эпохи.
Будучи неотъемлемой частью женского гардероба на протяжении тысячелетий, юбка в то же время оказывает влияние и на мужской костюм в ряде культур. История юбки тесно переплетается с историей цивилизации, отражая как изменения социальных устоев, так и представлений о женской и мужской моде.