Постпозитивизм - это... Понятие, формы, особенности

Двадцатый век по праву считается переломным в истории человечества. Он стал тем периодом, когда произошел качественный скачок в развитии науки, техники, экономики и в других отраслях, являющихся для человека приоритетными. Естественно, что это не могло не породить некоторые изменения в сознании людей. Став иначе мыслить, они изменили подход ко многим привычным вещам, что, так или иначе, повлияло на нравственные нормы поведения социума. Подобные преобразование не могли не стать причиной возникновения новых философских концепций и идей, которые позже трансформировались и оформились в направления философской науки. В своем большинстве они базировались на смене устаревших моделей мышления и предлагали совершенно особую систему взаимодействия с миром. Одно из самых необычных течений, возникших в тот период – это постпозитивизм.

Однако можно сказать, что данное философское течение стало преемником еще нескольких направлений, сформировавшихся в первой четверти двадцатого века. Мы говорим о позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм, взявший от них саму суть, но вычленивший из нее совсем иные идеи и теории, стал своеобразным заключительным этапом в формировании философской мысли двадцатого столетия. Но это течение все же имеет массу особенностей, а в некоторых случаях и противоречий относительно идей своих предшественников. Многие философы считают, что постпозитивизм – это нечто особенное, что до сих пор является предметом обсуждений среди последователей этого направления. И это вполне закономерно, ведь его концепции в ряде случаев буквально противоречат друг другу. Поэтому современный постпозитивизм вызывает серьезный интерес в научном мире. В статье мы рассмотрим его основные положения, идеи и концепции. Также мы постараемся дать читателям ответ на вопрос: «Что же это – постпозитивизм?»

Особенности развития западной философии двадцатого века

Философия, пожалуй, единственная наука, в которой новые концепции могут полностью опровергнуть предыдущие, казавшиеся незыблемыми. Именно так и произошло с позитивизмом. В философии это направление появилось в результате трансформации нескольких течений в одну концепцию. Однако говорить о ее особенностях можно только лишь поняв, как именно возникли данные идеи среди огромного количества концепций, формировавшихся в двадцатом веке. Ведь западная философия в данный период времени переживала настоящий подъем, выстраивая на базе старых идей нечто абсолютно новое, являющееся будущим философии науки. И постпозитивизм стал одним из самых ярких из данных направлений.

Наибольшую популярность в прошлом веке имели такие направления, как марксизм, прагматизм, фрейдизм, неотомизм и другие. Несмотря на все различия между ними, эти концепции имели общие черты, характерные для западной философской мысли того времени. Всем новым идеям были свойственны следующие характеристики:

  • Отсутствие единства. В двадцатом веке на Западе одновременно возникали абсолютно взаимоисключающие идеи, школы и направления. Зачастую все они имели свою проблематику, базовые понятия и термины, а также методы изучения.
  • Обращение к человеку. Именно прошлый век повернул науку лицом к человеку, который стал объектом ее пристального изучения. Все его проблемы трансформировались в основу философской мысли.
  • Подмена понятий. Нередко встречались попытки некоторых философов преподнести в качестве философской науки иные дисциплины о человеке. Их основные понятия смешивались между собой, таким образом формируя новое направление.
  • Взаимосвязь с религией. Многие школы и концепции, возникшие на заре нового века, так или иначе, затрагивали религиозные темы и понятия.
  • Противоречивость. Кроме того, что новые идеи и течения постоянно противоречили друг другу, многие из них еще и полностью опровергали науку в целом. Другие же, напротив, выстраивали свои идеи именно на ней и использовали в формировании своей концепции научную методологию.
  • Иррационализм. Многие философские направления намеренно ограничивали научные подходы к знанию как таковому, направляя поток мыслей к мистике, мифологии и изотерике. Таким образом, подводя людей к иррациональному восприятию философии.

Как видите, все эти черты можно отыскать практически в любом из философских течений, возникших и оформившихся в двадцатом веке. Они характерны и для постпозитивизма. Кратко это направление, заявившее о себе в шестидесятые годы прошлого века, охарактеризовать довольно сложно. Тем более что оно базируется на течениях, образовавшихся чуть ранее – в первой четверти двадцатого века. Позитивизм и постпозитивизм можно представить в виде сообщающихся сосудов, однако философы бы сказали, что они все же имеют разное наполнение. Поэтому знакомство с этими течениями мы проведем в следующих разделах статьи.

Несколько слов о позитивизме

Философия позитивизма (постпозитивизм в дальнейшем сформировался на ее основах) возникла во Франции. Ее основателем считается Огюст Конт, который в тридцатые годы сформулировал новую концепцию и разработал ее методологию. Направление получило название "позитивизм" благодаря своим основным ориентирам. К ним относится изучение проблематики любого характера через действительное и постоянное. То есть последователи данных идей всегда ориентируются только на фактическое и устойчивое, а другие подходы ими отвергаются. Позитивисты категорически исключают метафизические объяснения, так как в данном направлении они неосуществимы. А с точки зрения практики – абсолютно бесполезны.

Кроме Конта, большой вклад в развитие идей позитивизма внесли английские, немецкие и российские философы. Такие неординарные личности, как Стюарт Миль, Якоб Молешотт и П. Л. Лавров являлись последователями данного течения и написали немало научных трудов о нем.

В общих чертах позитивизм представляется в виде набора следующих идей и представлений:

  • Процесс познания должен быть абсолютно чистым от любой оценки. Для этого его очищают от мировоззренческой интерпретации, при этом необходимо избавиться и от шкалы ценностных ориентиров.
  • Все философские идеи, возникавшие ранее, признаются метафизическими. Это подводит их под удаление и замену на науку, которая ставилась в один ряд с философией. В некоторых ситуациях можно было воспользоваться обзором знаний либо особым учением об языке науки.
  • Большая часть философов того времени придерживалась либо идеализма, либо материализма, которые являлись крайностями по отношению друг к другу. Позитивизм предлагал некий третий путь, не оформленный еще в четкое и ясное направление.

Основные идеи и черты позитивизма отразил в своем шеститомнике Огюст Конт, но главная мысль заключается в следующем – наука ни в коем случае не должна докапываться до сущности вещей. Ее основной задачей является описание предметов, явлений и вещей такими, какими они являются сейчас. Для этого достаточно использовать научные методы.

Кроме озвученного, можно выделить и еще несколько черт, считающихся базовыми для позитивизма:

  • Познание через науку. Предыдущие философские направления несли идеи об априорном познании. Оно представлялось единственным способом обрести знание. Однако позитивизм предложил иной подход к данной проблеме и предложил использовать научную методологию в процессе познания.
  • Научная рациональность – это сила и основа формирования мировоззрения. Позитивизм базируется на представлениях о том, что наука является всего лишь средством, которое должно использоваться для познания этого мира. А после она вполне может трансформироваться и в инструмент преобразований.
  • Наука в поисках закономерного. Для философии характерно искать суть в процессах, происходящих в социуме и природе. Они представляются как непрерывный процесс, обладающий уникальной способностью к трансформации. Однако позитивизм предлагает взглянуть на эти процессы с научной точки зрения. И именно наука способна увидеть в них закономерности.
  • Прогресс ведет к познанию. Так как наука ставилась позитивистами превыше всего, то они, естественно, считали прогресс тем самым необходимым человечеству двигателем.

Очень быстро на Западе идеи позитивизма окрепли, но на этой почве возникло иное течение, которое стало формироваться в сороковые годы прошлого века.

Логический позитивизм: основные идеи

Между неопозитивизмом и постпозитивизмом гораздо больше различий, чем общих черт. И в первую очередь они заключаются в четкой направленности нового течения. Неопозитивизм еще часто называют логическим позитивизмом. И постпозитивизм в данном случае является скорее его противопоставлением.

Можно сказать, что новое течение ставило своей основной задачей логический анализ. Последователи неопозитивизма единственным способом прояснения философских проблем считают исследование языка.

Знание при таком подходе представляется совокупностью слов и предложений, подчас довольно сложных. Поэтому их необходимо трансформировать в максимально понятные и ясные фразы. Если взглянуть на мир глазами неопозитивистов, то он предстанет в виде россыпи фактов. Они, в свою очередь, формируют события, имеющие определенные объекты. Из событий, поданых как определенная конфигурация высказываний, складывается знание.

Конечно, это несколько упрощенный подход к пониманию сути нового философского течения, но он как нельзя лучше описывает логический позитивизм. Еще хочется упомянуть тот момент, что все утверждения и знания, которые невозможно описать с точки зрения чувственного опыта, последователями течения отвергаются. К примеру, утверждение «кровь красная» легко признается истинным, так как зрительно человек может его подтвердить. А вот фраза «время необратимо» сразу же исключается из круга проблем неопозитивистов. Данное утверждение невозможно познать через чувственный опыт, а, следовательно, оно получает приставку «псевдо». Подобный подход оказался очень неэффективным, показав несостоятельность неопозитивизма. И постпозитивизм, пришедший ему на смену, стал своеобразной альтернативой предыдущим течениям.

Поговорим о постпозитивизме

Постпозитивизм в философии – это совершенно особенное течение, которое сформировалось из двух ранее описанных нами концепций, но тем не менее имеет ряд уникальных характеристик. Впервые о данных идеях заговорили в шестидесятых годах прошлого века. Отцы-основатели постопозитивизма Поппер и Кун его основной идеей считали не подтверждение знания научными методами, изысканиями и чувственным подходом, а скорее опровержение научной мысли. То есть важным считается возможность опровергнуть базисные утверждения и тем самым обрести знание. Эти утверждения позволяют охарактеризовать постпозитивизм кратко. Однако подобной информации недостаточно, чтобы проникнуть в его суть.

Данное течение является одним из тех редких, которое не имеет базисного ядра. Если говорить другими словами, то постпозитивизм не может быть представлен в виде четко сформулированного течения. Философы дают такое определение этому направлению: постпозитивизм – это множество философских концепций, идей и течений, объединенных под одним названием, и пришедшим на смену неопозитивизму.

Примечательно, что все эти концепции могут иметь абсолютно противоположную базу. Последователи постпозитивизма могут придерживаться разных идей и при этом считать себя близкими по духу философами.

Если более пристально взглянуть на данное течение, то оно представится как полный хаос, который, с научной точки зрения, отличается особой упорядоченностью. Самые яркие представители постпозитивизма (Поппер и Кун, к примеру), дорабатывая идеи друг друга, зачастую оспаривали их. И это становилось новым толчком к развитию философского течения. Сегодня оно по-прежнему актуально и имеет своих последователей.

Представители постпозитивизма

Как мы уже говорили, это течение объединяет множество концепций. Среди них существуют более и менее популярные, имеющие под собой хорошую базу и методолгию и совсем «сырые» идеи. Если изучить большую часть направлений постопозитивизма, то станет понятно, насколько они противоречат друг другу. Однако сделать это довольно сложно, поэтому мы затронем только самые яркие концепции, сформированные талантливыми и признанными в научном сообществе своего времени философами.

Наиболее интересными признаны постпозитивистские концепции следующих философов:

  • Карл Поппер.
  • Томас Кун.
  • Пол Фейерабенда.
  • Имре Лакатос.

Каждая из этих фамилий хорошо известна в научном мире. Сочетание слов «постпозитивизм» и «наука» благодаря их трудам приобрело фактически знак равенства между собой. Сегодня это не вызывает ни у кого никаких сомнений, но в свое время вышеперечисленным философам пришлось потратить немало времени и сил на то, чтобы доказать свои взгляды и подтвердить концепции. Причем именно они сумели оформить свои идеи более четко. Они потеряли некую размытость и обрели границы, позволяющие определить направленность идей. За счет этого данная идеология смотрится более выигрышно.

Отличительные черты

Идеи постпозитивизма имеют массу отличительных черт от тех течений, которые поспособствовали его формированию. Без их изучения довольно сложно проникнуть в суть философского направления, ставшего одним из самых необычных за всю историю существования философии как науки.

Итак, давайте более подробно обсудим основные характеристики постпозитивизма. В первую очередь стоит упомянуть об отношении данного направления к самому знанию. Обычно философские школы рассматривают его статичную величину. Она представляется как образец научности, переведенный в знаковую форму. Подобный подход характерен для математической науки. А вот постпозитивисты подошли к знанию в динамике. Им стал интересен процесс его становления, а затем и развития. При этом для них открылась возможность проследить процесс динамического изменения знания, что обычно ускользало от взглядов философов.

Методологические аспекты постпозитивизма тоже существенно отличаются от позитивизма и неопозитивизма. Новое течение расставляет акценты на протяжении всего пути развития знания. При этом постпозитивисты не рассматривают в качестве области знаний всю историю науки. Хотя она являет собой довольно яркую совокупность событий, в которую входят и научные революции. А они, в свою очередь, полностью меняли не только представления о тех или иных событиях, но и практический подход к задачам. Он включает в себя определенные методы и принципы.

Основные идеи постпозитивизма лишены жестких рамок, ограничений и противопоставлений. Можно сказать, что предшественники данного течения имели склонность делить факты и теории на эмпирические и теоретические. Первые представлялись некой константой, они были надежными, четкими и неизменными в любых обстоятельствах. А вот теоретические факты позиционировались как изменчивые и ненадежные. Последователи постпозитивизма стерли столь четкие рамки между этими двумя понятиями и в некотором роде даже приравняли их друг к другу.

Проблемы постпозитивизма довольно разнообразны, но все они связаны с поиском знания. В данном процессе большое значение имеют факты, которые ставятся в прямую зависимость от теории. Это происходит за счет того, что они имеют серьезную теоретическую нагрузку. Подобное утверждение подводит постпозитивистов к утверждению о том, что в действительности база фактов является всего лишь теоретической основой. При этом одинаковые факты с разной теоретической базой являются по своей сути разными.

Интересно, что многие философские течения разграничивают философию и науку. Однако постпозитивизм не отделяет их друг от друга. Данное учение утверждает, что все философские идеи, тезисы и концепции уже в самой своей основе являются научными. Первым заговорил об этом Карл Поппер, которого многие сегодня считают основателем этого течения. В дальнейшем он придал своей концепции более четкие границы и проработал проблематику. Практически все последователи постпозитивизма в философии (это доказано и подтверждено) пользовались работами Поппера, подтверждая либо опровергая их основные положения.

Взгляды Томаса Поппера

Этот английский философ считается самым интересным из поспозитивистов. Он сумел заставить социум смотреть под другим углом на научное знание и процесс его обретения. Поппера в первую очередь интересовала динамика знания, то есть его рост. Он был уверен, что это возможно проследить посредством разных процессов, к которым, к примеру, можно отнести дискуссии либо поиск опровержения существующих теорий.

Кстати, на обретение знания у англичанина тоже был свой взгляд. Он серьезно критиковал концепции, которые обрисовывали данный процесс как плавный переход от фактов к теории. На самом деле Поппер был уверен в том, что ученые изначально имеют всего лишь несколько гипотез и лишь потом они обретают некую форму через высказывания. При этом любая теория может иметь характеристику научной, если может быть сопоставима с опытными данными. Однако на этом этапе велика вероятность фальсификации знания, что ставит под сомнение всю его суть. Согласно убеждениям Поппера, философия стоит особняком в ряде научных знаний, так как не позволяет проверить их опытным путем. А значит философская наука не подлежит фальсификации за счет своей сути.

Томаса Поппера очень серьезно интересовала научная жизнь. Ее изучение он ввел в проблематику постпозитивизма. В общих чертах научная жизнь позиционировалась ученым полем, на котором без перерыва ведется борьба теорий. По его мнению, для познания истины необходимо мгновенно отбрасывать опровергнутую теорию ради выдвижения новой. Однако само понятие «истина» в интерпретации философа принимает немного иное значение. Дело в том, что некоторые философы категорически опровергают само существование истинного знания. Однако Поппер был уверен, что отыскать истину все же возможно, но практически недостижимо, так как на этом пути велика вероятность запутаться в ложных концепциях и теориях. Из этого вытекает и предположение о том, что любое знание в конечном итоге имеет ложный характер.

Основные идеи Поппера заключались в следующем:

  • все источники знания равны между собой;
  • метафизика имеет право на существование;
  • метод проб и ошибок рассматривается как основной научный метод познания;
  • основному анализу подвергается сам процесс развития знания.

При этом английский философ категорически отрицал саму возможность применения любых идей закономерности относительно явлений, происходящих в общественной жизни.

Постпозитивизм Куна: основные идеи и концепция

Все написанное Поппером не единожды подвергалось жесткой критике со стороны его последователей. И самым ярким из них был Томас Кун. Он раскритиковал всю концепцию развития научной мысли, выдвинутую своим предшественником, и создал свое течение в постпозитивизме. Он впервые выдвинул термины, которые в дальнейшем стали активно использовать другие ученые в своих работах.

Мы говорим о таких понятиях, как «научное сообщество» и «парадигма». Они стали базовыми в концепции Куна, однако в трудах некоторых других последователей постпозитивизма они тоже подвергались критике и полностью опровергались.

Под парадигмой философ понимал некий идеал или образец, с которым необходимо сверяться в поисках знания, в подборе решений для задач и выявлении наиболее актуальной проблематики. Научное сообщество представлялось группой людей, которые объединены между собой парадигмой. Однако это наиболее простое из всех объяснений терминологии Куна.

Если рассматривать парадигму подробнее, то станет понятно, что в нее входит масса различных понятий. Она не может существовать без статичных образцов учения, ценностей поиска истинного знания и представлений о мире.

Интересно, что в концепции Куна парадигма не является константой. Она выполняет данную роль на определенном этапе развития научной мысли. В этот период времени все научные изыскания выполняются соответственно установленным ею рамкам. Однако процесс развития невозможно остановить, и парадигма начинает изживать себя. В ней обнаруживаются парадоксы, аномалии и другие отклонения от нормы. Избавиться от них в рамках парадигмы невозможно и тогда она отбрасывается. На смену приходит новая, выбранная из огромного количества подобных. Томас Кун считал, что этап выбора новой парадигмы очень уязвим, так как в такие моменты существенно увеличивается риск фальсификаций.

При этом философ в своих работах утверждал, что определить уровень истинности знания просто невозможно. Он критиковал принципы преемственности научной мысли и считал, что прогресс не может оказывать влияния на научную мысль.

Идеи Имре Лакатоса

Абсолютно иной постпозитивизм у Лакатоса. Этот философ предложил свою концепцию развития научной мысли, в корне отличающуюся от двух предыдущих. Он создал особую модель развития науки, имеющую четкую структуру. При этом философ ввел некую единицу, которая позволяла в полной мере раскрыть эту структуру. За единицу Лакатос взял научно-исследовательскую программу. Она имеет несколько составляющих:

  • ядро;
  • защитный пояс;
  • совокупность правил.

Каждому пункту данного списка философ дал свою характеристику. К примеру, за ядро принимаются все неопровержимые факты и знания. Защитный пояс постоянно изменяется, при этом в процессе активно используются все известные методы: фальсификация, опровержение и так далее. Всегда используется и указанная совокупность методологических правил. Научно-исследовательская программа может прогрессировать и регрессировать. Эти процессы напрямую связаны с защитным поясом.

Многие ученые считают, концепцию Лакатоса одной из самых совершенных. Она позволяет рассмотреть и изучить развитие науки в динамике.

Еще один взгляд на постпозитивизм

Пол Фейерабенда постпозитивизм представил в ином свете. Его концепция заключается в использовании диспута, критики и опровержения для понимания развития науки. Философ в своих работах описывал научное развитие как единовременное создание нескольких теорий и концепций, среди которых в полемике подтвердится лишь самая жизнеспособная. При этом он утверждал, что каждый, создающий свои теории, должен намеренно противопоставлять их уже существующим и исходить в них от обратного. Однако Фейерабенда был уверен и в том, что сама суть научной мысли заключается в недопустимости и невозможности провести сравнительный анализ теорий.

Он выдвинул идею об идентичности науки и мифологии, полностью отринув рационализм. Философ в своих трудах доказывал, что в познавательной и исследовательской деятельности необходимо отказаться ото всех правил и методов.

Подобные идеи часто подвергались жесткой критике, так как, по мнению многих видных ученых и философов, они означали конец прогресса в науке.

Комментарии