Великий Китайский канал: фото, характеристики, значение
Китай славен своей знаменитой стеной, протянувшейся на несколько тысяч километров, а также каналом, связывающим всю страну. Последний является одним из древнейших действующих рукотворных гидротехнических сооружений во всем мире.
Общие сведения
Великий Китайский канал – монументальное сооружение, возводившееся почти 2000 лет. Начало его строительства датируется V веком до нашей эры, а завершение – XIII веком нашей эры. Это величайшее водное сооружение, связывающее четыре крупнейших города (Наньтун, Ханчжоу, Шанхай и Пекин), включено в реестр ЮНЕСКО.
Первоначально канал служил для перевозки урожая зерна из наиболее плодородных сельскохозяйственных районов, долин рек Хуанхэ и Янцзы, в столицу. Зерно также использовалось для обеспечения питанием постоянной армии. Начинается он на севере, в Пекине, а кончается на юге, в Ханчжоу.
Этот судоходный канал в Китае представляет собой величайшее сооружение во всем мире, соединяющее крупнейшие китайские порты Шанхай и Тяньцзинь, а также представляющий собой основное средство сообщения между южными и северными районами восточной части страны.
Характеристики
Протяженность канала – 1782 километра, а общая длина с ответвлениями в города Ханчжоу, Наньтун и Пекин – 2470 километров. От 2 до 3 метров составляет глубина фарватера. Канал имеет 21 шлюз. Максимальная способность пропускать грузы составляет около 10 миллионов тонн ежегодно.
Ширина канала варьирует в пределах 40-3500 метров (наиболее узкая часть находится в провинциях Хэбэй и Шаньдун – 40 м, самая широкая часть в Шанхае – 3500 м). Известно, что одним из быстрых и удобных видов транспорта в древности был водный. Именно благодаря подобной водной артерии Китай на долгие столетия обеспечил устойчивые торговые связи внутри страны.
Великий Китайский канал – самая длинная и древняя искусственная река в мире.
Краткая история
Канал проходит через города Тяньцзинь и Пекин, а также через провинции Хэбэй, Цзянсу, Шаньдун, Чжэцзян. Это рукотворное чудо соединяет реки Хуанхэ, Хайхэ, Хуайхэ, Цяньтан и Янцзы. Давным-давно, более 2 тысяч 400 лет назад (эпоха Чуньцю), царство У, борясь за центральную равнину, пошло войной на северное царство Ци. Царство У проложило канал у города Янчжоу провинции Цзянсу, несущий воды Янцзы в реку Хуанхэ. Затем артерию стали удлинять как в северном направлении, так и в южном. Особенно активно работы велись при правлении династий Суй и Юань. В конечном итоге и сформировался современный знаменитый канал Пекин - Ханчжоу. Многие участки искусственной реки включают прежние природные озера и реки, другие же представляют собой искусственные артерии. Однако основная масса воды приходится на естественные водоемы.
Это удивительное сооружение являлось судоходной артерией, благодаря которой осуществлялась транспортировка казенного и военного продовольствия во дворец императора и в военный округ в периоды правления всех династий. С древнейших времен канал не только имел важное транспортное значение, но и связывал внутреннюю экономику Севера и Юга.
Еще в XIX веке речная транспортировка грузов была значима для Китая, но после строительства железной дороги Тяньцзинь - Нанкин ее роль постепенно уменьшилась. Кроме того, после изменения направления русла реки Хуанхэ (в связи с недостаточным снабжением водой участка территории провинции Шаньдун) произошло прекращение курсирования судов с юга на север. Хотя объемы воды на участке Цзянсу сравнительно большие и, соответственно, условия для прохождения судов относительно благоприятные, канал стал принимать только маленькие лодки.
Более подробно о времени правления императора Ян-ди
Известно, что канал строился и использовался отдельными секциями в разных областях и в самые разные периоды времени. Однако лишь в VII веке, в период правления императора Ян-ди (династия Суй), было произведено систематизированное объединение отдельных каналов в единую транспортную водную систему.
Для Ян-ди было важно наладить бесперебойную транспортировку урожая риса из наиболее плодородной области реки Янцзы (северо-запад государства) в столицу. Также это имело важное значение для обеспечения продовольствием армии. На тот момент более 3 миллионов крестьян были вынуждены участвовать в строительстве Великого Китайского канала под контролем множества солдат. За время работ (шесть лет) около половины рабочих погибли от плохих условий труда и голода.
В итоге уже с 735 года около 150 миллионов килограммов зерна ежегодно переправлялось по каналу вместе с многими другими продовольственными и промышленными товарами (фарфор, хлопок и пр.). Все это способствовало дальнейшему процветанию экономики Китая.
Современность и будущее
В недавнем прошлом был углублен и расширен Великий Китайский канал, были построены современные порты и шлюзы. Стали улучшаться условия плавания водного транспорта, а протяженность сезонного судоходного пути достигла 1100 километров.
Вскоре южнее уезда Пи (провинция Цзянсу) более чем 660 км фарватера смогут принимать корабли, водоизмещение которых составляет около 500 тонн. А в ближайшем будущем канал Пекин - Ханчжоу будет представлять собой водную артерию направления юг – север.
В заключение
Когда была организована транспортировка по железной дороге, Великий Китайский канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ, постепенно стал терять свое былое значение.
Судоходным на сегодняшний день является лишь участок от Ханчжоу до Цзинина, а южные и центральные секции сейчас используются в основном для транспортировки угля из шахт (область Шаньдун и Цзянсу). Остальная часть канала пострадала от накопившейся грязи, а северные его участки и вовсе практически высохли.