Аллеманда - это? Для чего и где используется?
История происхождения аллеманды носит довольно-таки интересный характер. В периоды развития музыкального искусства на протяжении трех столетий она видоизменялась, потому одно общее определение подобрать довольно трудно, но все же возможно: аллеманда - это старинный немецкий танец двудольного размера.
Самый ранний образец относится к 1530 году.
Возникновение и терминология
Изначально аллеманда вышла в свет в XVI веке в виде двудольного и среднего темпа танца. Его исполняла пара, движения которой носили плавный и размеренный характер. В Англии, Нидерландах и Франции он стал популярен во времена барокко.
- Танец состоял из двух частей за редкими исключениями, порой по 3 или 4 части в сумме.
- Размер первого эпизода составлял 4/4 (четыре четверти) в умеренном темпе.
- Размер второго эпизода разбавляли двумя долями (2/4) или тремя (3/4), потому танец становился живее.
В XVII веке танец приобретает статус "придворного". Время придает ему легкий шаг и нотку изысканности. Источником явилась аллеманда из Франции на народной основе. Танец исполнялся без прыжков (бассданс).
- Делится на 2 фрагмента.
- Часть I - фортанц. Исполнялась в темпе анданте (умеренно), размер составлял 2/4 или 4/4.
- Часть II - нахтанц. Темп - аллегретто (оживленно) в трехдольном размере.
Во второй половине XVIII века аллеманда - это европейский танец с оживленным и бодрым характером. Вырос из основы нахтанца и немецкой фольклорной пляски. Особенностью этого вида является изящные, с привкусом элегантности движения рук. Название также имеет синоним - дойче.
- Размер составлял 3/4, тем самым, предугадывая возникновение вальса.
- Темп - анданте (умеренный).
С появлением сюиты танец аллеманда становится ее обязательной частью, по классике жанра он идет под первым номером в общей последовательности (XVII век, Германия). Был главным эпизодом этого сочинения до самого конца XVIII столетия.
Характеристика
Для танца аллеманды характерны такие черты:
- полное отсутствие синкоп (перенос ударения с сильной доли на слабую);
- контрастность в плане гармонии и тональности.
Заслуга композиторов Франции заключена в том, что танец смог приобрести четырехдольный размер и свободный ритм.
Немецкие деятели Фробергер и всеми знаменитый Бах позволяли обращаться с формой аллеманды в вольном стиле.
Английские и итальянские деятели использовали прием контрапункта (переплетение двух или более отдельных голосов). Помимо этого, они экспериментировали с довольно широким темповым диапазоном. У Арканджело Корелли есть примеры, где темп от ларго (очень медленно) доходил до престо (очень быстро).
Применение
Сюиты Иоганна Себастьяна Баха - это то, над чем композитор работал на протяжении практически всего творческого пути. Он усовершенствовал форму и углубил ее содержание. Сюиты были написаны как для сольного исполнения (клавесин, скрипка), так и для инструментальных ансамблей.
Бах написал 3 сборника, состоявших из клавирных сюит:
- шесть английских;
- шесть французских;
- шесть партит.
Во французских сюитах была строгая система порядка: они начинались аллемандой. Далее, все также придерживаясь традиций, композитор приближает танец по характеру и изложению к жанру прелюдии. Аллеманда обогащается мелодическими горизонталями.
Баховская аллеманда - это уже не первоначальный вид старинного танца. От первоисточника остаются только характерные движения и некоторые метро-ритмические нюансы.
В английских сюитах композитор старается укрупнить масштабы произведения, что в итоге влечет за собой переход стиля с приемами изложения на концертный уровень. На место аллеманды взбирается огромная величественная пьеса - прелюдия.
В сумме Бах написал 23 клавирные сюиты.
Итог
Аллеманда - это очередное достижение человечества в творческой деятельности, повлекшее за собой ряд гениальный сочинений, исполняющихся по сей день.