Кадровая стратегия - это.. Политика, цели, принципы

Кадровая стратегия - это набор инструментов, методов, принципов и целей работы с персоналом в конкретной организации. Данные параметры могут отличаться, в зависимости от типа организационной структуры, сферы деятельности предприятия, а также ситуации во внешней среде.

Содержание кадровой стратегии

Кадровая стратегия организации должна давать ответы на ряд существенных вопросов. А именно:

  • Сколько работников определенного уровня квалификации понадобится в конкретный момент времени?
  • Какова ситуация на рынке труда?
  • Рационально ли управление персоналом в организации на данный момент?
  • Каким образом можно привести численность персонала к оптимальному показателю (наем и увольнение) с соблюдением социальных требований?
  • Как по максимуму использовать способности сотрудников для достижения глобальной цели организации?
  • Как привести уровень квалификации персонала в соответствие с постоянно растущим требованиями?
  • Какие расходы необходимы на управление персоналом и каковы источники средств?

Зачем нужна кадровая стратегия

Кадровая стратегия - это важный механизм организации работы предприятия. Она способствует таким положительным процессам:

  • усиление конкурентоспособности на рынке труда, а также в основной сфере деятельности;
  • эффективное использование сильных и нейтрализация слабых сторон при работе со внешней средой;
  • создание условий для максимально эффективного использования кадрового потенциала;
  • формирование квалифицированного и компетентного рабочего коллектива;
  • раскрытие творческих способностей персонала для инновационного развития организации.

Аспекты кадровой стратегии

Кадровая стратегия организации охватывает ряд существенных аспектов. А именно:

  • совершенствование методик управления персоналом;
  • оптимизацию численности сотрудников (с учетом нынешнего положения и прогнозируемой ситуации);
  • повышение эффективности затрат на персонал (заработная плата, дополнительное вознаграждение, обучение и так далее);
  • развитие персонала (адаптация, продвижение по карьерной лестнице, повышение квалификации);
  • развитие корпоративной культуры.

Факторы влияния

Кадровая стратегия - это механизм подверженный внешнему влиянию. Ее содержание зависит от таких факторов, как:

  • стадия жизненного цикла развития организации;
  • глобальная стратегия развития предприятия;
  • уровень квалификации менеджера по персоналу и его личный взгляд на проблему;
  • уровень менеджмента в организации;
  • финансовая ситуация на предприятии;
  • степень удовлетворенности сотрудников условиями труда;
  • законодательные нормы, регламентирующие работу с персоналом;
  • влияние внешней среды.

Выработка кадровой стратегии

Выработка кадровая политики и стратегии управления подразумевает следующие моменты:

  • Планирование будущей потребности сотрудников, основываясь на производственной мощности, применяемой технологии, динамики изменения количества рабочих мест.
  • Анализ текущей ситуации в кадровой сфере с целью выявления избыточной численности или дефицита работников определенной категории.
  • Разработка системы мероприятий по оптимизации численного и качественного состава персонала.
  • Оптимизация соотношения между внутренними перемещениями сотрудников и привлечения новых кадров извне.
  • Выработка системы и принципов оплаты труда работников различной категории и квалификации.
  • Планирование развития карьеры сотрудников и повышение квалификации, связанной с развитием НТП.
  • Определение принципов и форм оценки деятельности сотрудников.
  • Планирование затрат на выплату вознаграждения за труд, а также покрытие социальных гарантий.

Принципы формирования стратегии

Разработка кадровой стратегии должна осуществляться в соответствии с такими ключевыми принципами:

  • Многоплановость. Стратегия должна быть комплексной. При ее формировании должны учитываться не только интересы руководства организации, но также нужды трудового коллектива и возможное влияние на внешнюю среду.
  • Формализация бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен четко осознавать свою роль в рамках реализации кадровой стратегии.
  • Персонифицированность системы мотивации. До каждого сотрудника должна быть донесена понятная информация о том, что и как он должен делать, чтобы получить максимальное вознаграждение за труд.
  • Социальная направленность. Кадровая стратегия должна обеспечивать не только достижение целей фирмы, но также способствовать улучшению условия труда.

Взаимосвязь между кадровой и глобальной стратегией

На стратегию кадровой политики персонала оказывает влияние глобальная стратегия предприятия и наоборот. В таблице описаны основные виды взаимосвязи.

Взаимосвязь Характеристика
Кадровая стратегия зависит от общей стратегии

- Эффективная форма организации работы с сотрудниками;

- при достижении целей учитываются как интересы организации, как и потребности сотрудников;

- быстрая адаптация персонала и кадрового менеджмента к переменам в работе организации;

- использование новых возможностей по управлению ресурсами

Общая стратегия зависит от кадровой стратегии

- Работодателю трудно заинтересовать и привлечь на предприятие персонал нужной квалификации;

- освоение новых направлений развития ограничено уровнем профессионализма сотрудников;

- основной ресурс организации - это компетенции имеющихся работников

Кадровая и общая стратегии независимы друг от друга

- Человеческие ресурсы рассматриваются как инструмент, который нуждается в постоянном совершенствовании;

- низкие требования и поверхностный подход к отбору персонала;

- строгая дисциплина и система надзора компенсирует недостаточную квалификацию работников;

- к сотрудникам выдвигаются невысокие требования, а также не прилагаются усилия к повышению их квалификации;

- главный и единственный инструмент мотивации - это оплата труда

Кадровая и общая стратегии взаимозависимы

- Управление персоналом оказывает непосредственное влияние на ведение бизнеса;

- бизнес-мероприятия тесно соотносятся с мероприятиями по работе с персоналом;

- потенциал развития персонала рассматривается как гарантия развития организации в целом;

- человек рассматривается как ресурс, который нуждается в непрерывном развитии;

- существуют строгие требования к отбору сотрудников

Фазы развития управления персоналом

При разработке и внедрении выбранной стратегии кадровый потенциал проходит такие основные стадии развития:

  • Хаотическое реагирование на изменения во внутренней и внешней среде.
  • Узкое стратегическое планирование, связанное с предвидением возможных будущих осложнений. Происходит разработка вариантов ответных действий с целью нормализации ситуации.
  • Управление стратегическими возможностями для выявления внутреннего потенциала к адаптации в изменяющихся условиях. В данном контексте прогнозируются не только пути решения проблем, но также необходимый уровень профессионализма персонала.
  • Управление стратегией в реальном времени. Подразумевает непрерывный мониторинг реализации и своевременное внесение изменений.

Основные типы стратегий

Выделяют такие основные типы кадровых стратегий предприятия:

  • Потребительская. Интересы сотрудников согласованы с общими интересами организациями. Тем не менее руководство относится к персоналу, прежде всего, как к ресурсу, а каждый работник использует организацию для удовлетворения собственных потребностей (в заработной плате, самореализации и так далее).
  • Партнерская. Имеет место согласованность между ценностями и целями организации и сотрудников. Между руководством персоналом установлены взаимовыгодные партнерские отношение. Каждый работник стремится увеличить свой вклад в деятельность организации, а менеджеры стараются максимально улучшить условия работы и уровень жизни подчиненных.
  • Идентификационная. Отношения между сотрудниками и руководителями выстраиваются на основе согласованности целей и ценностей. Работники стремятся реализовать свой потенциал ради развития предприятия. В то же время руководство вкладывается в развитие сотрудников, понимая, что от этого зависит достижения целей предприятия.
  • Деструктивная. Это негативный вариант стратегии, при котором менеджеры и подчиненные не признают целей и ценностей друг друга. Стиль руководства основан на ситуативных интересах. В деструктивных ситуациях руководители и подчиненные могут подрывать репутацию друг друга.

Характеристика потребительской стратегии

На предприятиях, в которых принята потребительская кадровая стратегия, управление персоналом характеризуется определенными параметрами. А именно:

  • Присутствует скрытый отток квалифицированных кадров, вызванный неудовлетворенностью условиями и результатами труда.
  • Работники максимально используются на тех видах работ, которые не требуют введения инновации.
  • Основной мотивационный инструмент - предоставление льгот.
  • Вознаграждение за труд формируется исходя из формальных критериев (должность).
  • Кадровая работа обеспечивается минимальными усилиями и ресурсами, которые необходимы для поддержания стабильной работы.
  • Планирование потребности в персонале производится не упорядоченно, а стихийно.
  • Руководство не проводит работу по управлению карьерой сотрудников, а также не формирует кадровый резерв.
  • Основная работа по управлению кадрами заключается в контроле за исполнением сотрудниками своих должностных инструкций.
  • Формирование корпоративной культуры происходит за счет искусственного манипулирования этическими нормами.
  • Между руководством и персоналом отсутствует чувство взаимной ответственности.

Характеристика партнерской стратегии

Для партнерской стратегии кадровой политики организации характерны такие основные моменты:

  • Текучесть кадров вызвана резкими изменениями в стратегическом направлении деятельности предприятия.
  • Руководство заботится о развитии тех сотрудников, которые способны обеспечить реализацию инновационных идей.
  • Размер вознаграждения за труд определяется вкладом конкретного сотрудника в достижение целей.
  • Мотивация направлена на поощрение саморазвития сотрудников.
  • Значительные финансовые ресурсы вливаются в мотивационные, социальные и образовательные программы для сотрудников.
  • Руководство всячески поддерживает инициативу ценных сотрудников.
  • Отбор новых работников производится на основе объективных параметров компетентности.
  • Менеджеры заботятся о формировании кадрового резерва по ключевым специальностям.
  • Постоянный мониторинг социально-психологической ситуации с целью поддержания благоприятных условий.
  • Деловое взаимодействие осуществляется с соблюдением этических норм.

Характеристика идентификационной кадровой стратегии

Данный механизм применим на предприятиях, которые характеризуются стабильным ростом. Идентификационная кадровая стратегия персонала характеризуется такими чертами:

  • Приток новых кадров планомерный и упорядоченный.
  • Кадровый состав полностью сбалансирован по всем ключевым показателям.
  • Количественный и качественный состав персонала стабильный, а текучесть вызвана исключительно объективными факторами.
  • Расчет размера заработной платы строго индивидуализирован и зависит от личных усилий сотрудника.
  • Производится поощрение тех сотрудников, которые проявляют наиболее высокий уровень приверженности ценностям организации.
  • В приоритете стоят инвестиции, направленные на развитие профессионального потенциала сотрудников.
  • Между руководителями и подчиненными присутствует взаимное доверие и взаимное уважение.
  • Отбор новых сотрудников ведется на основе личного потенциала и ценностных ориентаций претендентов на должность.
  • Проводится регулярная оценка деятельности работников с целью выявления слабых мест и проведения корректирующих мероприятий по данному направлению.
  • Замещение вакантных должностей производится преимущественно из собственного кадрового резерва.
  • Планирование персонала долговременное.
  • Между сотрудниками и руководителями присутствует взаимная социальная ответственность.
  • Каждый сотрудник направляет свои усилия на поддержание имиджа организации.

Советы по созданию эффективной стратегии

Эффективная кадровая стратегия - это одна из гарантий успешного функционирования организации. При ее составлении нужно руководствоваться такими советами специалистов:

  • Соответствие общей стратегии развития предприятия. Стратегия кадровой политики не должна противоречить или идти вразрез с глобальной целью. Более того, она должна поддерживать ее и способствовать эффективной реализации. Если какие-то изменения происходят в общей стратегии, также должны быть внесены коррективы в кадровую составляющую.
  • В процесс разработки должно быть вовлечено не только высшее руководство, но также исполнительный персонал. Путем коллегиальных усилий удастся достичь баланса между потребностями организации и нуждами сотрудников.
  • Необходимо продумывать стратегию кадрового развития на перспективу. Руководитель должен предвидеть, какие изменения могут произойти в отрасли, и какие требования будут выдвигаться к персоналу организации в связи с новыми условиями работы.
  • Важно проанализировать все возможности и слабые стороны, которые существуют во внутренней и внешней среде организации. Разработке кадровой стратегии должен предшествовать тщательный анализ текущей ситуации. Все выявленные преимущества и недочеты должны быть учтены при формулировке целей.
  • Необходимо выявить и сформулировать риски, которые могут возникнуть в ходе реализации стратегии. Также следует заранее предусмотреть варианты выхода из потенциальных кризисных ситуаций.
  • Важно проводить непрерывный мониторинг реализации кадровой стратегии. Это нужно для своевременного выявления отклонений от реализации целей и принятия своевременных корректирующих решений.

Комментарии