Развитие фонематического восприятия: задачи, мероприятия, методики. Упражнения и игры для развития детей
Так уж принято в человеческом обществе - общение между людьми происходит при помощи разговорной речи, и для того, чтобы тебя понимали, нужно обладать хорошей дикцией, то есть внятным и четким произношением.
Речь маленького ребенка очень сильно отличается от речи взрослого, так как малышу предстоит еще многому научиться. Чтобы у ребенка развивался и обогащался лексикон, необходимо заниматься с ним при помощи специальных упражнений, играть в специальные игры. Тогда ребенку будет гораздо легче высказывать свои желания и мысли, ему будет проще общаться и с ровесниками, и со взрослыми людьми.
Успехи в учебе также напрямую зависят от того, насколько ребенок хорошо слышит и произносит звуки, слова - чем лучше, тем грамотнее он будет писать. Проблем на письме удастся избежать, если своевременно обратиться к логопеду, который подберет необходимые задания для занятий с малышом.
Поэтому, чем раньше родители обратят внимание на возникающие проблемы с фонематическим восприятием у своего ребенка, тем лучше будет для всех, в первую очередь, для самого малыша, который не будет чувствовать себя изгоем среди сверстников, а легко вольется в коллектив.
Учимся, играя
Для развития речи детей применяются специальные методики развития фонематического восприятия, разработанные логопедами совместно с детскими психологами.
Работу с ребенком по формированию звукопроизношения осуществляют в игровой форме. Для этого педагогами и практикующими логопедами разработаны специальные игры и упражнения.
На начальных этапах этой работы по развитию фонематического восприятия используются материалы, содержащие неречевые звуки, затем охватываются все звуки речи, относящиеся к родному языку, переходя от уже освоенных детьми к тем, которые еще не поставлены и не введены в самостоятельную речь ребенка.
Работа эта очень важна, так как детям необходимо научиться вслушиваться в речь окружающих их взрослых и перенимать у них правильное произношение.
Одновременно с этой работой проводятся занятия с ребенком по развитию слуха, внимания и памяти, это позволит добиться эффективного развития фонематического восприятия.
Развитие детской речи. Этапы
Для полноценного формирования фонематического восприятия проводится работа над звуковой культурой речи. Она подразделяется на 6 этапов развития фонематического восприятия:
1 этап: начинается с узнавания так называемых неречевых звуков. Их необходимо научиться узнавать и различать, при этом развивается слуховая память и слуховое внимание.
2 этап: педагог учит малыша различать высоту, силу, тембр голоса при помощи игр и упражнений, содержащих одинаковые звуки, сочетания фраз, отдельных слов.
3 этап: логопед поможет научиться различать близкие по звуковому составу слова.
4 этап: учитель объясняет, как правильно дифференцировать слоги.
5 этап: педагог обучает детей различать фонемы (звуки), объясняет, что звуки подразделяются на гласные и согласные. Сначала изучаются гласные звуки, потом уже переходят к согласным.
6 этап: наступает время развития навыков самого простого звукового анализа, который подразумевает разделение слов на слоги. Логопед показывает детям, как при помощи ладошек хлопками отсчитываются слоги, выделяется ударный слог.
Продолжается этап проведением анализа гласных звуков, затем согласных, таким образом происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
В дошкольный период закладывается фундамент развития психики ребенка, речевого, познавательного развития. Поэтому развитие фонематического восприятия должно проходить последовательно.
Специальные развивающие упражнения
Упражнение 1. Нужно выделить определенный звук в слове.
Логопед говорит детям, какой звук они должны будут услышать в слове и сообщить преподавателю о нем условным сигналом (сигнал оговаривается также заранее).
Далее педагог озвучивает несколько слов, а дети анализируют, есть ли в этих словах нужный звук (фонема).
Упражнение 2. Нужно узнать, в каком месте слова находится нужный звук.
Педагог называет слово, дети определяют местоположение звука: в начале, в конце или в середине слова. Задача усложняется тем, что нужный звук встречается в одном слове не один раз.
Упражнение 3. Нужно определить, какие звуки находятся рядом с названной буквой: перед ней или после нее.
Дети должны рассказать, какие звуки и в какой последовательности находятся в названном педагогом слове.
Варианты:
- педагог называет звук, а ребенок называет, каким по счету этот звук находится в слове: вторым, четвертым или первым и так далее;
- педагог озвучивает слово, а ребенок должен назвать, например, третий звук.
Упражнение 4. Нужно определить, сколько звуков находится в данном слове. Это упражнение способствует более быстрому развитию фонематического восприятия у детей.
Упражнение 5. Нужно составить слово из заданных букв.
Педагог произносит звуки в нужной последовательности, а ребенок должен составить слово. Чем длиннее пауза между произнесенными звуками, тем сложнее задача.
Таким образом, проходя каждый этап развития фонематического восприятия последовательно, ребенок совершенствует свою речь.
Методики и системы обучения
Существуют специальные развивающие методики, и все они направлены на решение основной задачи логопедической работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.
Любая развивающая методика включает в себя следующие этапы:
- Восприятие устной речи, помощь в формировании фонематического восприятия.
- Воспитание правильного произношения (артикуляции) звуков, доведенного до автоматизма в различных условиях произношения.
Логопеды разрабатывают системы обучения и методики для развития речи, которые:
- развивают слуховое внимание;
- развивают речевой слух;
- развивают фонематический слух, делая работу по развитию фонематического восприятия более систематизированной и удобной.
Прежде чем педагог начнет занятия с детьми, он должен объяснить им, что все слова, которые люди произносят, состоят из звуков. Одновременно с развитием фонематического слуха и восприятия происходит интенсивное развитие лексикона ребенка и овладение им правильным произношением, для этих целей ученые разработали специальные развивающие игры и упражнения.
На письме звук называется буквой. Буквы можно только читать или писать, услышать их не удастся. Каждый звук имеет свою букву. Но у некоторых звуков бывает по несколько изображений, то есть букв.
Чтобы во всем разобраться, детям необходимо научиться слушать и слышать звуки.
Применение методик в работе с детьми
Как научиться слышать звуки?
Окружающий мир полон различных удивительных звуков: все, что воспринимает ухо и произносит человек или животные, птицы – это звуки. Как много звуков можно различить, прислушавшись?
Детям предлагается посидеть какое-то время очень тихо, чтобы выяснить, кто какие звуки услышит.
Нужно узнать звук
Дети садятся спиной к педагогу, поворачиваться и подглядывать нельзя.
Логопед при помощи всевозможных предметов создает различные звуки и шумы.
Дети должны догадаться, что происходит: рвется бумага, шумит вода, падает ручка на пол, гремит в миске крупа или звонит телефон.
Звуки в записи: как их различить?
а) В доме:
- журчит вода на кухне;
- тикают часы;
- работает холодильник;
- гудит пылесос;
- слышен звук шагов;
- кто-то звонит в дверь;
- кто-то закрыл дверь.
б) Звуки погоды:
- шум дождевых капель;
- гром во время грозы;
- завывание ветра, и т. д.
в) Улица:
- гудки машин;
- хлопанье закрывающихся дверей автомобиля;
- крики и смех детей;
- чириканье воробьев.
Приятный звук или нет?
- музыка классическая;
- музыка эстрадная;
- гудки автомобиля;
- дребезжание будильника;
- скрип железом по стеклу;
- смех детей;
- надсадный кашель.
Волшебная шкатулка
Педагог предварительно складывает в небольшую коробку различные предметы в любых сочетаниях. Потряхивая коробку, учитель просит детей определить, что же там находится: маленький мяч, стеклянный шарик, монетки, пуговицы и бусины или что-то другое.
Упражнение «Выложить сочетания, ориентируясь на слух»
Необходимо научить детей звукобуквенному анализу и чтению слияний гласных звуков.
Каждому ребенку выдаются пластиковые буквы: А, И, Е.
Логопед предлагает такие сочетания: [АИ], [ИА], [АЕ], [ЕА], [ИЕ], [ЕИ].
Дети должны выложить эти слоги и прочитать их, при этом они должны назвать первый и второй звуки.
Упражнение «Разделить слова на слоги»
Развивается навык слогового анализа слов.
Описание. На магнитной доске выкладываются различные картинки, изображающие предметы быта: нож, кружка, стол, стул, комод.
Дети должны рассмотреть картинки, озвучить их названия, затем хлопками показать, сколько слогов в каждом слове.
Упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников помогают им распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит данное слово.
Дополнительные задания
Нужно найти и назвать нужное слово
Используются пары звуков: «с-з», «т-д» и так далее.
Логопед читает отрывки из детских стихов или предложения с заданными парами звуков. Дети должны назвать только те слова, где есть названные звуки.
Найти звук, присутствующий во всех словах
Педагог называет слова, в которых присутствует определенный звук:
- шелест, шорох, каша, мякиш (ш);
- жест, жаворонок, скрежет, страж (ж);
- чайка, усач, чибис, кочка (ч);
- щепотка, щука, хвощ (щ);
- роса, хвост, покос (с);
- середина, авоська (сь);
- роза, заяц, зоб (з);
- предзимье, зелье (зь);
Дети должны назвать повторяющийся во всех словах звук, при этом указать местоположение звука в слове. Очень внимательно дети должны быть при произношении мягких и твердых звуков.
Нужно назвать первый звук в слове
Предлагается такая игра:
Каждый ребенок называет свое имя и определяет, с какой буквы (звука) начинается его имя.
Затем дети называют имена знакомых им детей, взрослых и говорят, какая буква стоит первой в этих именах, акцентируя внимание на твердости и мягкости звуков.
Теперь необходимо назвать последний звук в слове
Детям предлагаются изображения различных предметов:
- автомобиль;
- синица;
- диван;
- лебедь;
- лось и так далее.
Педагог показывает малыш картинку, ребенок должен назвать, что он на ней видит и определить последний звук в названии этого предмета. Также ребенок должен обратить внимание на четкость произношения, а также на твердость и мягкость согласных звуков.
Игры на развитие фонематического восприятия
Фонематические и лексико-грамматические представления связаны между собой, так как при проведении работы по развитию у детей фонематического слуха им намного лучше дается освоение окончания слов, приставок, однокоренных слов и меньше проблем возникает впоследствии на письме. Нужно подобрать слово, начинающееся на последний звук слова «слон» (нос, нож, нора).
- Нужно подобрать слово, в котором первым был звук «р», а последним «к» (рак, рок).
- Нужно добавить звук, чтобы получилось слово: «со» (сок, сон).
- Нужно составить предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву, например, «м» (Мила мешает Маше мыть миску).
- Необходимо отыскать в комнате предметы, в названии которых присутствует определенный звук, например «а» (бумага, кружка, абажур).
Если предложить найти предметы, в названии которых данный звук находится в определенном месте (вторым, третьим или первым), то задача усложнится.
Игра на развитие внимания
Логопед расставляет детей таким образом, чтобы все друг друга видели, и подает определенные команды, называя различных животных и птиц, например: зайчик, лягушка, птичка, рак, лошадка и так далее.
Дети должны обозначить животное или птицу определенным звуком или движением по предварительной договоренности с педагогом.
Формирование и развитие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие — это способность ребенка воспринимать и понимать звуковой состав слова. Эта способность естественно развивается, формируясь постепенно, и делая возможным понимание смысла отдельных слов, то есть фонематический слух - это смысловой слух.
Дети довольно рано начинают понимать основные звуки родного языка, но в силу возрастных особенностей строения речевого аппарата не могут правильно произносить некоторые звуки, хотя точно знают, как их надо произносить.
Чистая речь формируется у детей с хорошим фонематическим восприятием, потому что они четко воспринимают все звуки родной речи.
Дети, у которых фонематическое восприятие недостаточно развито по каким-то причинам, звукопроизношение хромает, им сложнее понимать речь, потому что им сложно различить близкие по звучанию звуки, это негативно сказывается на становлении детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа. Без этих навыков полноценное обучение чтению и письму невозможно. Поэтому развитие фонематического восприятия у дошкольников приобретает особую актуальность и значимость.
Подготовка к школе
Таким образом, для успешного обучения в школе ребенок должен иметь развитое фонетическое восприятие, то есть узнавать и правильно дифференцировать все звуки родного языка.
Но полным фонематическим анализом слов ребенок научится оперировать позже, обучаясь грамоте в школе, потому что в разговорной речи разделением слов на звуки никто не пользуется.
В школьной программе есть специальный период, до начала обучения непосредственно чтению и письму, в котором детей обучают звуковому анализу.
Этот период недолгий и неподготовленному ребенку очень сложно будет освоить звуковой анализ слов, а без этого навыка проблемы на письме неизбежны.
Поэтому возникает необходимость планомерной подготовки детей к сформированному фонематическому восприятию с дошкольного возраста для повышения уровня грамотности в будущем.