Подсолнухи Моне - любовь к цветам и импрессионизму

Большинство легко распознает автора картины «Подсолнухи», где цветы написаны закрученными линиями на фоне синего неба. Это Ван Гог. А кто автор цветов, стоящих в вазе? Клод Моне.

Художник был неравнодушен к цветам. Об этом говорит сад в Жеверни, созданный его руками. Сейчас именно там находится музей Клода Моне, где посетители могут восхищаться не только искусством, но и живыми растениями. Между прочим, автор считал свой сад своим наилучшим произведением. Даже при наличии гениальных картин.

Об этом повествуют и многие работы художника, наполненные цветами. Правда, стоящие в вазе цветы встречаются среди его картин не так уж часто. Чаще всего он отдавал предпочтение полевым и садовым растениям. В таком случае они становились частью пейзажа, а не натюрморта. Своих близких, например, жену, он тоже изображал в окружении цветов. Моне даже говорил, что если бы не цветы, он не стал бы художником. Именно они вдохновили его на творчество.

Правда, натюрморты с букетами в его творчестве тоже присутствуют. Не в таком количестве, но все же ощутимо - встречаются там и хризантемы, и мальвы, и анемоны. Но наиболее известный натюрморт художника - это картина Моне "Подсолнухи". Произведение искусства представлено в галерее Метрополитен.

Такие разные подсолнухи

Можно сказать, что Моне положил начало череде картин, посвященных этим солнечным цветам. Букет подсолнухов Клода Моне был создан в 1881 году. А за ним последовал целый цикл подсолнухов Ван Гога и предсмертная картина Гогена. Конечно, цветы разных художников разнятся и по стилю, и по настроению. Подсолнухи Моне и Ван Гога жизнерадостные, но у Ван Гога в ярко-желтом фоне и изломанных линиях цветов уже проступает что-то неспокойное. Хотя период жизни, в который он рисовал эти цветы, был наполнен для художника новыми надеждами, влияло и психическое заболевание, и разногласия с Полем Гогеном. Кстати, у Ван Гога есть целых две серии подсолнухов. Они заметно отличаются.

А вот Гогеновские подсолнухи отнюдь не радостные и не солнечные, хоть и желтые. Цвет этот уже грязный и ржавый, а сами цветы поникшие, с беспорядочно торчащими, отделенными друг от друга лепестками. Они выражают усталость художника от бедности и болезней.

Импрессионизм - это судьба

Кто же такой Клод Моне, что можно сказать о его биографии и творчестве? Как и у многих творческих людей, отец отнюдь не мечтал увидеть сына художником. Он прочил ему карьеру бакалейщика. Но мальчик был неравнодушен к живописи с самых младых лет. Он часто рисовал карикатуры.

Затем юноше довелось встретиться с Эженом Буденом, который показал заинтересованному ученику несколько приемов импрессионистской живописи. В 20 лет Клод был призван в армию в Алжир, где ему пришлось бы отслужить 7 лет. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Заболев тифом через 2 года службы, молодой солдат был демобилизован.

Вернувшись на родину, Клод Моне последовал своей мечте - поступил в университет на факультет искусств. Но учеба его разочаровала. Подход к живописи оказался устаревшим и чуждым молодому художнику. Но Моне не остановился и нашел единомышленников. В студии живописи Шарля Глейра он встретил Ренуара, Базиля и Сислея. Вместе они стали основоположниками импрессионизма. Кстати, этот термин связан с именем художника, точнее, с одной из его картин.

Рождение слова

Называлась картина "Впечатление. Восход солнца". Один из критиков назвал новое направление в живописи импрессионизмом - от франц. impression - если пытаться переводить дословно, можно было бы назвать это "впечатленчеством". В устах критика это звучало пренебрежительно - он счел этих художников легкомысленными людьми, которым чужды глубина и фундаментальность.

Однако самим импрессионистам понравилось новое слово. Оно отлично выражало суть их живописи. В конце концов, в чем больше истины - в тяжеловесных следах веков или в легком мгновении - это еще вопрос. Импрессионисты считали, что природа так переменчива, что важно уловить ее краски в данный момент. И так же переменчива и человеческая душа. Все, что мы видим и чувствуем, проходит через призму нашего сиюминутного настроения. Так и создается впечатление.

Крупными мазками

Один из признаков таланта - суметь изобразить что-то простое так, чтобы захватывало дух.

Очень интересна техника исполнения картины, которая многое рассказывает о стиле художника. Клод Моне отказался от привычной многим поколениям четкости. Картина выписана крупными, размытыми мазками. Вся картина как бы живет и движется. Насыщен воздухом и пространством розово-голубой фон, скатерть смята, листья закручиваются. Ни один цветок не повторяется, у каждого своя "поза" - свой разворот, изгиб лепестков. Некоторые цветы лишь смутно угадываются в листве, какие-то напоминают одуванчики.

Игра цвета

Кроме того, необычна и его работа с цветом. Если подойти поближе, можно заметить, что цвет лепестков складывается из достаточно контрастных красок. Оттенки красного, желтого, оранжевого смело ложатся на холст. Но стоит отойти чуть дальше и все это аккуратно собирается в единый рисунок.

Благодаря всем этим приемам подсолнухи Моне выходят динамичными, несмотря на то, что натюрморт - один из самых статичных жанров.

Неслучайная ошибка

Есть еще одна особенность, которую подмечают внимательные зрители и искусствоведы: в подсолнухах Моне есть небольшая диспропорция. Вряд ли такая охапка цветов поместилась бы в этой узкой вазе. Но это не ошибка, а скорее художественная небрежность. Если не смотреть на картину въедливым, педантичным взглядом, этого и не заметишь, потому что смотрится она гармонично. А художник и не старался сделать каждую делать правдоподобной. Он концентрировался на главном и благодаря этому картина в целом живая и реалистичная. Маленькая ваза изображена для того, чтобы все пространство картины отдать подсолнухам.

Комментарии