Валеологическое воспитание детей и подростков. Определение, направление, цели и положительная динамика процесса воспитания
Валеологическое воспитание появилось после реформирования отечественной системы образования. Российское законодательство позволило школам самостоятельно внедрять в образовательный и воспитательный процесс инновационные методики. Все чаще меняются учебники, открываются новые возможности для самореализации и самовоспитания подрастающего поколения.
Актуальность проблемы
В последние годы у детей школьного возраста существенно ухудшились острота зрения и осанка. Некоторые родители считают, что их ребенок приходит в образовательное учреждение абсолютно здоровым малышом, а покидает стены школы больным - они думают, что школа является тем местом, где дети лишаются своего здоровья.
На деле есть иные факторы, которые способствуют снижению здоровья детей. Среди них:
- экономические и социальные проблемы;
- плохая экология;
- постоянная работа за компьютером.
Учеными доказано, что внутришкольная среда только на 30% влияет на здоровье детей. Она характеризуется условиями обучения, а также организацией режима рабочего дня и особенностей питания детей.
Последствия беспечности
Большая часть детей, подростков, взрослых людей несерьезно относится к своему здоровью. Это объясняется установкой на вседозволенность, актуальной в настоящее время в обществе.
Одной из актуальных и серьезных проблем современности является сохранение и укрепление физического здоровья молодого поколения россиян. Огромную тревогу у медицинских работников вызывает состояние здоровья современных детей.
Своевременность использования здоровьесберегающих технологий
Валеологическое воспитание в школе необходимо из-за увеличения количества больных детей. Данная проблема существовала со второй половины восемнадцатого века. В начале прошлого века государство и школа взяли на себя ответственность за здоровье подрастающего поколения, сняв ответственность с общества и с родителей. Именно образовательные учреждения должны были обеспечивать ведение здорового образа жизни. В реальности это невозможно, ведь эта проблема является общественной.
За сто лет ситуация практически не изменилась: ни в семье, ни в обществе не поменялось осознание значимости и важности здоровья. Школа не способна справиться с такой масштабной проблемой самостоятельно. Та методика обучения, которая использовалась в двадцатом веке в отечественных образовательных учреждениях, уже не соответствует функциональным возможностям ребенка. Общество и родители перегружают детей многочисленными дополнительными курсами и кружками.
Тема здоровья очень актуальна в наши дни, ведь современные дети не просто ходят в школу за знаниями, они получают там массу болезней, начиная с банальной близорукости и заканчивая гастритом.
Научные основы
Валеологическое воспитание - это формирование мировоззрения, которое позволяет детям следить за своим здоровьем. Это является предпосылкой для духовных, материальных и общественных потребностей, то есть здоровье можно считать социальной ценностью.
Воспитание валеологической культуры – проблема государственного уровня, ведь у больной нации нет будущего.
Современные социальные и технические инновации внесли позитивные изменения в существование человека, но они не смогли решить проблем, касающихся здоровья, напротив, они усугубили их.
Эколого-валеологическое воспитание – это одно из важнейших направлений, без которого невозможно сформировать гармонически развитую личность. Из-за недостатка двигательной активности и избыточного высококалорийного питания появляются многочисленные болезни: нарушение обмена веществ, диабет, атеросклероз, невроз, патологии сердечно-сосудистой деятельности. Увеличение объемов информации порождает нервные напряжения, экологические проблемы, создает социальные угрозы.
Все это приводит к росту психологических болезней, наркомании, усугубляет демографический кризис.
Особую опасность вызывает возрастание количества врожденных нервно-психиатрических и физических патологий, так как ухудшение здоровья подрастающего поколения представляет угрозу будущему нации.
Для того чтобы улучшить ситуацию в отношении здоровья населения, важно принимать меры профилактического, экономического и социального характера.
Методологические основы здоровьесберегающей стратегии
Необходимо создание оздоровительных общенациональных программ, которые основываются на стратегии здравоохранения, позволяющей совершенствовать механизмы саморегуляции организма.
Валеологическое воспитание - это формирование представлений об укреплении, сохранении, восстановлении здоровья.
Термин «валеология» предложил в 1980 году профессор И. И. Брехман. Под ним ученый понимал сумму знаний о механизмах и закономерностях создания, сохранения, совершенствования и восстановления человеческого здоровья.
Валеология считается одним из 4 направлений науки, которую называют здравоведением. Это интегративная наука, которая появилась на стыке нескольких областей знаний:
- экологии;
- биологии;
- гигиены;
- медицины.
Объект
Валеологическое воспитание связано с формированием в подрастающем поколении бережного отношения к своему здоровью. Объектом валеологии выступает здоровье человека в любых его проявлениях, в отношениях с окружающей природой и социальной средой. Предметом считают критерии качества здоровья, а также возможности его улучшения. Валеология не ограничивается профилактическими, охранными мероприятиями. Она направлена на созидание здоровья, создание технологий оздоровления и увеличения возможностей организма.
Валеологическое воспитание предполагает повышение адаптации школьников к меняющимся факторам среды.
Основные задачи
Задачи могут быть сформулированы так:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, построение на их основе валеологического воспитания и образования;
- развитие в рамках учебно-воспитательного процесса здоровой личности ребенка;
- учет наследственности и социальной среды, в которой ребенок развивается и растет;
- медико-педагогические подходы к ребенку;
- формирование у школьников интереса к своему здоровью;
- индивидуализация воспитания и обучения.
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает обучение их нормам здорового образа жизни. Именно в этот период у малышей формируются четкие стереотипы поведения, которые предопределяют их будущую жизнь.
Воспитание валеологической культуры у дошкольников предполагает знакомство детей с особенностями своего организма.
Предпосылки формирования валеограмотности
Валеологическое воспитание детей позволяет образовательным организациям выполнять социальный заказ общества – воспитывать здоровое поколение россиян.
Плохое здоровье современных детей – результат воздействия не только социальных и экономических факторов, но и ряда организационно-педагогических:
- несоответствие возрастным и физиологическим особенностям школьников программ и технологий обучения;
- несоблюдение простейших гигиенических требований к организации воспитательного и образовательного процесса;
- повышение объема учебной нагрузки и темпа обучения;
- слишком раннее систематическое дошкольное обучение;
- невладение педагогами информацией о развитии и охране детского здоровья.
В начале XIX века была выявлена связь между гигиеническими условиями в школе и болезнями: нарушениями осанки, а также близорукостью.
Недостаточное валеологическое воспитание дошкольников, отсутствие удобной мебели в классах, нарушения светового и воздушно-теплового режимов, расписание уроков без учета физиологических особенностей детей - все это приводит к ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Методы работы
Валеологическое воспитание дошкольников и детей школьного возраста предполагает применение следующих мотивов:
- познавательные, касаются изучения человеческого организма;
- эстетические, способствующие сохранению зрения, красивой осанки;
- гуманистические, которые связаны с проявлением заботы о состоянии здоровья ребенка дома и в школе/детском саду.
Валеологическое воспитание школьников осуществляется с помощью нескольких методов. Одну группу составляют те приемы, которые способствуют формированию ответственности детей за состояние здоровья. Среди них выделяют убеждение, к примеру, посредством беседы.
Вторую группу составляют практические методы развития динамических стереотипов: соблюдение дисциплины, порядка на уроке, проветривание учебных кабинетов, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
В третью группу включают методы, позволяющие сохранять здоровье детей на занятиях, а также во внеурочное время. К примеру, это могут быть физминутки на уроках, смена деятельности, организация активного отдыха на переменах, проведение дней здоровья, спортивных соревнований и эстафет, туристических походов.
Формирование навыков ЗОЖ
Одной из главных задач педагогического коллектива является укрепление здоровья дошкольников и детей школьного возраста. Для ее выполнения в образовательных организациях должны создаваться специальные программы, направленные на приобщение детей к здоровому образу жизни.
В них выделяют цели, задачи, прописывают методы работы и ожидаемые результаты. В комплексный план, способствующий формированию потребностей у детей в ЗОЖ, можно включать такие разделы:
- оздоровление детей;
- функционирование кабинета здоровья;
- работа оздоровительного летнего лагеря;
- уроки ОБЖ и ЗОЖ;
- ведение профилактики вредных привычек;
- оформление уголков здоровья, выпуск стенгазет;
- туристические походы, экскурсии;
- проведение декад здоровья.
Движение – это жизнь и здоровье
Для обеспечения двигательной активности подрастающего поколения в детских садах и школах педагоги проводят физические зарядки до занятий или во время уроков. Обязательными элементами педагогической деятельности являются музыкальные перемены, игры, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения.
На формирование ЗОЖ у детей влияет внеурочная деятельность и работа классного руководителя. Вопросы гигиены и санитарии рассматриваются в рамках классных часов, викторин, конкурсов, тематических декад.
По проблемам, связанным с профилактикой заболеваний школьников, педагоги проводят родительские собрания.
Заключение
Благодаря тесному сотрудничеству учителей–предметников с педагогами физической культуры, медицинскими работниками, психологом, родителями школьников, существенно повышается качество образовательного процесса на базе здоровьесбережения.
Нужно так строить процесс, чтобы, не понижая качество преподавания, сохранить здоровье подрастающего поколения, снизить нагрузку. Внедрение валеологической технологии можно проводить через содержание образования.
Оздоровительная работа в детских садах и школах должна строиться на принципе дифференцированного образования. При этом акценты отдаются мероприятиям, которые направлены на повышение значимости здоровья подрастающего поколения.
Принцип преемственности заключается в оздоровлении дошкольников и детей школьного возраста в течение учебного года, осуществляемом с чередованием разных методов.
Учет здоровьесберегающих факторов при продумывании и проведении воспитательного и образовательного процесса позволяет создавать такой уклад жизни, который способствует комфортному и безопасному нахождению детей в образовательных учреждениях.