Ростовский трамвай: история и современные тенденции
Ростовский трамвай – один из традиционных видов городского транспорта в этом городе. Характерной его особенностью является соответствие ширины колеи европейским стандартам (1435 мм). В других городах России она отличается от европейской. Трамвайная сеть Ростова – одна из старейших в России. Она появилась в январе 1902 года на базе действовавшей до этого конной железной дороги, которая была основана в 1887 году. На юге России это одна из самых крупных трамвайных систем.
Что собой представляет Ростов-на-Дону?
Ростов-на-Дону (или просто Ростов) – крупный город на юге Европейской части России. Является административным центром Ростовской области и всего Южного федерального округа. Ростов появился в 1749 году, в период правления Елизаветы. Находится он в нижнем течении реки Дон, неподалеку от его впадения в Азовское море. Это в 1092 километрах от Москвы и примерно на столько же южнее ее.
Численность населения – 1125299 человек (в 2017). По числу жителей город занимает десятое место в России. Вместе с пригородами образует крупную агломерацию, четвертую по численности в нашей стране. Является крупным административным, культурным, промышленным, транспортным и научным центром. Его также называют южной столицей России.
Климат Ростова умеренно континентальный, сухой, несмотря на значительную сумму атмосферных осадков (около 650 мм в год). Зима ветреная, малоснежная, со значительными перепадами температур. Лето жаркое и засушливое. В окрестностях города преобладают степные ландшафты, типичные для всей Ростовской области.
История ростовского трамвая
До 1900 года в Ростове использовался конный железнодорожный транспорт. При этом действовали 4 линии. Переход к обычному трамваю произошел в 1902 году. К 1928 году существовало уже 8 трамвайных маршрутов. Соответствие европейским стандартам колеи позволило использовать на улицах вагоны «Татра» чешского производства.
К 1990 году общая длина трамвайных линий превышала 100 км.
В 90-е ростовский трамвай пережил не лучшие времена. Резко сократилось число маршрутов (с 18 до 7) и вагонов. Количество депо уменьшилось с четырех до двух. Наиболее резкое сокращение и демонтаж трамвайных линий произошли в 1998 году. После 2000 г. сокращение шло медленнее. Тем не менее перспективы у Ростовского трамвая довольно сомнительные. В будущем он может быть полностью вытеснен метро, а сейчас сдает свои позиции под натиском автодорожного транспорта.
Причины ухода от трамвая
Трамвайный транспорт уступал в конкуренции троллейбусу и автотранспорту, который развивался более интенсивно, а затем стал его вытеснять. На многих улицах троллейбусные и трамвайные линии шли параллельно, что было неудобно. Также он считается устаревшим видом транспорта. Сокращение трамвайной сети в Ростове произошло существенно раньше, чем в других городах России. За период 90-х общая длина линий уменьшилась больше чем в 2 раза.
В северной половине города трамвайных линий не осталось вовсе. На западном и восточном направлениях длина маршрутов существенно сократилась.
В период 2000-х годов линий стало еще меньше, и к 2015 году их общая длина составила всего 32 км. Это соответствует 26 месту в России.
Подвижной состав трамвая Ростова-на-Дону
В настоящее время в Ростове используются следующие типы вагонов трамвая: «Татра6В5», 71-619КУ,71-619КТУ,71-911Е. Всего их 67, а работающих – 43.
Также используется 7 единиц подвижного состава для служебных целей, включая различные снегоочистители, службу путей и энергослужбу.
Недавно был восстановлен один из древних вагонов трамвая, который длительное время использовался как снегоочиститель. Теперь он также перевозит пассажиров на одном из маршрутов.
Состояние подвижного состава нельзя считать удовлетворительным. Вагоны сильно изношены и двигаются медленно. Количество их тоже ограничено. В итоге большая часть пассажиров выбирает другие виды транспорта. Ежедневно трамваи перевозят около 40 тысяч человек.
Условия движения вагонов не везде идеальные – местами трамвай дребезжит.
Заключение
Таким образом, ростовский трамвай – это постепенно деградирующий городской транспорт, сдающий свои позиции по всем направлениям. Сейчас он имеет низкую скорость, малый охват территории и небольшое количество маршрутов. Подвижной состав устаревший. Новый трамвай в Ростове вряд ли появится. Однако есть вероятность появления метро. Поэтому в скором времени может стать актуальным вопрос: «Где трамвай Ростова?»