Самаэль - ангел или демон? Кто такой Самаэль в Библии? Значение имени Самаэль

Кто такой Самаэль, ангел или демон? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как фигура эта весьма противоречивая. Чтобы разобраться в этом, следует изучить представление о нем, а также о том, кто это демоны и ангелы в таких направлениях мысли, как религиозное и мифологическое. Об этом, а также о том, кто такой Самаэль в Библии и других источниках, мы и поговорим в нашей статье.

О некоторых источниках

Об ангеле Самаэле (под этим и другими именами, о которых подробнее будет сказано ниже), а также о прочих ангелах и демонах говорится в источниках, принадлежащих ко всем трем авраамических религиям. К таким источникам, в частности, относятся христианская Библия, иудейский Талмуд, Коран, а также Каббала.

Что касается Библии, то основные упоминания о Самаэле и ангелах вообще находятся в книге Бытия, где змей искушает Еву, предлагая вкусить ей от древа познания добра и зла, в Апокалипсисе, где описана борьба двух небесных воинств – светлого и темного, а также в апокрифических источниках, например таких, как книга Еноха.

Знания о демонах (и о Самаэле в частности) можно почерпнуть из демонологии, то есть из совокупности разнообразных мифов о демонах, в которых описывается их поведение, обряды по их вызову и избавлению от них или их подчинению. В одних случаях демонология сопровождает религиозные традиции, в других - религии относятся к ней резко отрицательно.

Ангельское назначение

Согласно авраамическим религиям, ангелы (вестники) – это духовные существа, которые не имеют плоти и крови, но обладают необычайными возможностями. Обычно они изображаются в виде юношей с миловидными ликами, с длинными волосами, без бороды, с крыльями и нимбом в просторном светлом одеянии.

В христианстве ангелы поставлены на службу Богу. Он создал их еще до того, как сотворил мир материальный, над которым дал им большую власть. Главное назначение ангелов – восславлять Всевышнего, исполнять его поручения и направлять людей на путь благодати, помогая им в спасении их душ для перехода на небеса.

Люцифер против человека

Бог учредил среди ангелов строгую иерархию, в которую входили девять чинов. Самым главным из всех ангелов, самым могущественным и красивым, более, чем другие, приближенным к богу был Люцифер, то есть "несущий свет".

Сначала он был лишь против необходимости преклоняться перед человеком, почитать и любить его, служить ему, как велел господь Бог. Люцифер считал, что новое творение Всевышнего было неудачным, так как было похоже на животное, ходило нагим и жило только для собственного удовольствия.

От Люцифера до Самаэля

И тогда, возгордившись тем, что он бессмертен и является любимцем Бога, Люцифер восстал против Создателя. Он начал борьбу с самим Богом за господство на небесах. Именно тогда и произошла трансформация светлого Люцифера в темного ангела Самаэля.

Он был сброшен с небес в преисподнюю, при этом «захватив» с собой других мятежных ангелов, посмевших ослушаться Бога. Символом этой трансформации стало значение имени Самаэль – «Яд Бога», то есть существо, выступившее против Всевышнего и несущее зло ему и всему миру.

Другие имена

Кроме этого имени, ему было дано еще множество других, которые объединяет то, что все они связаны уже не со светоносным ангелом, а со злом и грехом.

Еще падшего ангела Самаэля называют Дьяволом, Сатаной, то есть:

  • Обитателем преисподней.
  • Врагом небес.
  • Клеветником.
  • Противной стороной.
  • Силой зла.
  • Лукавым.
  • Тем, кто влечет человека к его духовной гибели.

Ангелов, которые вместе с Самаэлем были низвергнута с неба в ад, стали называть темными ангелами или демонами.

Демоны Самаэля

Итак, ангел Самаэль стал бесом, дьяволом, начальником демонов, первым в адской иерархии. При этом Всевышний обрек демонов на вечные мучения, но не лишил их полностью их могущества. Поэтому когда Бог не следит за ними, они творят подкуп и соблазны.

Будучи от рождения грешными и неразумными, люди вынуждены постоянно противостоять темным силам. Те же внушают им греховные помыслы и желания, пытаются руководить ими, причиняя боль и страдания.

Вечное противостояние

В тот момент, когда ангел Самаэль взбунтовался, выступив против Бога, на сцене появился Архангел Михаил, или Михаэль, который стал главой светлых ангелов, он пытался привлечь на свою сторону последователей Самаэля, но часть из них осталась с темными силами.

На первом этапе противостояния Самаэля и Михаэля победила светлая сторона. Самаэль и его сторонники были сброшены в ад архангелом Михаилом, хотя первый и пытался увлечь за собой второго в преисподнюю. Но противоборство между бесплотными небесными воинствами никогда не прекращается.

Воплощение добра и зла

Оба персонажа, возглавляющие каждую из враждующих сторон, являются в религии значимыми символами, существующими в групповом сознании, иногда называемыми эгрегорами.

Так, Михаил (Михаэль) является представителем добра и единения почивших святых и ныне живущих людей и их добрых мыслей. Что касается Самаэля (Сатаны, Дьявола, Князя тьмы) – то это воплощение зла, объединения мертвых и живых людей, являющихся злыми, их дурных желаний и мыслей. При этом злые силы должны в итоге быть побеждены пророком Илией с одновременным уничтожением всяческого греха.

Далее рассмотрим, как образ зла, который символизирует Самаэль, отражен в Библии.

Самаэль, он же Сатана, Дьявол и Люцифер в Ветхом Завете

В Ветхом Завете злые силы изображались в разных аспектах.

  • Книга пророка Захарии. Ранее в Библии ангел Самаэль обозначался как Сатана и рассматривался как человек. Это слово являлось именем нарицательным. Им называли того, кто возводит препятствия, всячески пытается помешать. В этой же книге впервые о говорится о конкретном ангеле, выступающем на небесном суде в качестве обвинителя.
  • Книга Бытия. Здесь впервые дьявол «выходит на сцену» в облике змея, сыгравшего в жизни человечества очень значительную роль. Именно он выступил как соблазнитель Евы, заставивший вкусить ее запретный плод. Адам последовал ее примеру, результатом чего был гнев Создателя и изгнание из Эдема. Теперь они должны были добывать себе пропитание тяжким трудом, так как, в отличие от земного рая, жизнь людей на земле трудна и полна испытаний, а дети рождаются в муках. Но главное, Бог сделал людей смертными. При этом понес наказание и сам змей, так как он и его потомки стали пресмыкающимися, ползая по земле и касаясь ее «чревом».
  • Книга Иова. Здесь Самаэль - ангел, посылающий испытания праведнику, чтобы проверить, не усомнится ли он в своей вере. Он говорит Господу о необходимости испытать Иова. Здесь довольно ясно прослеживается мысль о несамостоятельности фигуры дьявола. Он находится в подчинении у Создателя и является его служителем. Самаэлю отводится роль сына Божия, который просит разрешения на осуществление своих действий. Однако он наделен недюжинной силой и способен управлять целыми народами, насылать огонь и воду на землю, наказывать род людской болезнями. Помимо этого, в данной книге выведен образ Левиафана. Он представляет из себя морское чудище невиданных размеров, но также и летающего дракона, вызывающего ассоциации с дьяволом.
  • Пророчество Исаии. По мнению толкователей, в этой книге очень близким к образу Самаэля является образ вавилонского царя, о котором и пророчествует автор. Согласно данной им трактовке, Самаэль сначала являлся ангелом, а потом превратился в Князя Тьмы, когда захотел сравняться с самим Создателем, за что и был низвержен с небес. Именно здесь и появилось впервые ангельское имя Самаэля – Люцифер. Подробнее эта история уже изложена выше.
  • Книга пророка Иезекииля. В ней также говорится о Люцифере-Самаэле, который обитал на горе Бога, был им наиболее любим, а затем попрал закон Божий.

В Новом Завете

В Новом Завете Самаэль также предстает в разных ликах, но везде он олицетворяет исключительно злые силы.

  • Евангелие. Здесь Самаэль в пустыне искушает Иисуса Христа уже не как ангел, а как дьявол, предлагая ему возможность давать власть над царствами, кому тот посчитает нужным. Перед тем как взойти на Голгофу, Спаситель также упоминает дьявола. Тем людям, что хотят казнить его, он говорит, что отец их – дьявол и человекоубийца, что он изрекает лишь ложь. Еще в Евангелии приведены слова Иисуса о том, что он наблюдал низвержение падшего ангела Самаэля на землю, которое было подобно молнии.
  • Послания апостола Павла. В них также есть упоминание о Самаэле как о Князе тьмы с указанием на место, где тот обитает. По словам апостола, князь повелевает в воздушном пространстве, его слуги управляют тьмой, являясь духами зла. Еще Павел утверждает, что Князь тьмы может воплощаться в Люцифера и, в соответствии с этим именем, на время становиться носителем не тьмы, а света.
  • Откровение Иоанна Богослова. Иоанн изображал дьявола в виде дракона огромного размера и красного цвета, имеющего десять рогов и десять диадем на семи головах. Он пророчествовал о том, что часть ангелов, которых Библия называет нечистыми духами, ангелами Сатаны, пойдет вслед за дьяволом-Самаэлем. Но затем он будет сброшен с небес, будучи побежденным архангелом Михаилом. Далее пророк предрекает еще две битвы, которые произойдут между силами, воплощающими добро и зло. Одна из них случится в Судный день. В ней Сатана будет сражаться с ангелом, который сбросит его на землю на одну тысячу лет. Когда же пройдет это тысячелетие, на некоторое время дьявол освободится, что приведет к следующему противостоянию, и тогда победа добра уже будет вечной, а падший ангел Самаэль канет на дно озера, состоящего из огня и серы.

Самаэль в Каббале и Талмуде

Что сказано об этом персонаже в каббале? В этом религиозно-мистическом и эзотерическом учении иудаизма Самаэль – Ангел Смерти, а также правитель 5-го Неба и один из семи регентов мира. В книге Ялкут Шимони говорится о том, что Самаэль был ангелом-хранителем Исава. А в Мишне сказано, что он выполнял функции ангела-хранителя в Эдеме – земном раю.

Существует версия, согласно которой именно Самаэль воплотился в змея, который «спровоцировал» грехопадение Евы и стал отцом Каина. Хотя существуют и другие варианты, например такой, который говорит, что совратителем Евы был не Самаэль, а Азазель – падший ангел, демон пустыни.

Еще Самаэля идентифицируют с ангелом, сдержавшим руку Авраама, который уже был полностью готов к принесению в жертву Богу своего сына Исаака. В «Святой каббале» в связи с Самаэлем употребляется такой эпитет, как «Суровость Бога», и он характеризуется как один из 5 архангелов.

Имя ангела Самаэля в каббале связано и с таким известным персонажем, как Лилит. Согласно версии этого учения, сначала Лилит была женой Адама, а после того как ушла от него, стала супругой Самаэля. В книге Зогар говорится о том, что у него были и другие жены – демонические блудницы. А также о Самаэле идет речь в легендах о Беште (основателе хасидизма), нашедшем его дом в лесу в Карпатах.

Нужно отметить, что в трактовке иудеев, равно как и у христиан, Самаэль не равен Богу по своей силе. Он не имеет собственной воли и служит ему в качестве обвиняющего ангела. Создатель дает свое позволение на присутствие Сатаны в людском мире с той целью, чтобы существовала возможность выбора между добром и злом. Иногда он выступает в виде обезличенного зла, иногда в ролях более заметных, будучи наделенным собственной индивидуальностью, о чем и было рассказано в этом разделе.

Комментарии
-1
я слежу за вами
-1
Спасибо, что не сделали вывод и не подвели черту!