Немецкий психолог Вольфганг Келер: биография, достижения и интересные факты

Вольфганг Келер родился в Эстонии 21 января 1887 года. Отец будущего психолога был директором школы, мать следила за домашним хозяйством. Когда мальчику было пять лет, он вместе с родителями переехал на север Германии Детство Вольфганга прошло в Германии, там он и начал свою учебу. Он получил великолепное образование в лучших университетах Тюбингена, Бона и Берлина.

Биография Вольфганга Келера заслуживает особого внимания, ведь уже в возрасте 22-х лет он получил степень доктора наук в области философии и психологии в Берлинском университете. И с 1909 по 1935 год возглавлял Институт психологии в столице Германии.

Научная деятельность

Началом карьеры Вольфганга Келера можно считать 1909 год, когда психолог защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Следом профессор отправился в университет Франкфурта. С 1913 года до 1920 Келер проводил исследования по изучению повадок и характера человекообразных обезьян в пределах острова Тенерифе. Отправился психолог на остров по предложению Прусской Академии наук. Спустя полгода после того, как профессор обосновался на Канарских островах, началась Первая мировая война. Келер утверждал, что вернуться в Германию для него пока не представляется возможным, в то время как некоторые его коллеги-немцы без проблем вернулись на родину.

Это натолкнуло одного из коллег на предположение о том, что психолог Вольфганг Келер занимается шпионажем в пользу Германии, а исследовательские работы - лишь прикрытие. Как доказательство был использован тот факт, что профессор прятал на чердаке у себя дома радиопередатчик. Наличие такого аппарата Келер оправдывал тем, что посредством него он передавал сведения о движении судов союзников. Других доказательств в пользу теории найдено не было, и впоследствии она была полностью опровергнута. Результаты работы психолог отразил в своем труде «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», изданном в 1917 году. Второе издание увидело свет в 1924 году, труды были переведены на английский и французский. Никто не знает, что там происходило на самом деле, но факт остается фактом: Вольфганг Келер провел на острове Тенерифе 7 долгих лет, изучая интеллект обезьян. Подтверждением этому является выпущенная книга. Однако вопрос, кто такой Вольфганг Келер, шпион или ученый, так и оставался открытым.

Возвращение домой

Только в 1920 году Келер вернулся в Германию и в 1922 году получил должность профессора психологии, на которой проработал вплоть до 1935 года. Такая престижная должность досталась психологу за его заслуги, а именно за публикацию книги «Физические гештальты в покое и в стационарном состоянии». Непростое положение в стране вынудило Вольфганга подать в отставку в 1935 году. Нацисты начали активно вмешиваться в университетские дела и исследования. Именно поэтому Келер был вынужден подать в отставку и переехать жить в Америку.

Международное признание

В 1925-1926 учебном году профессор читал курс лекций в Гарварде и университете Кларка. Интересным фактом является тот момент, что, помимо своих лекций, Келер обучал студентов танго.

Поистине мировое имя профессор получил после серии масштабных исследований и экспериментов, которые были направлены на изучение восприятия окружающего и интеллекта шимпанзе. После этого Келер был назначен директором Института психологии, который действует при университете в Берлине. Как раз в этом месте профессор исследовал теорию гештальта и уже в 1929 году выпустил в свет манифест гештальтпсихологии - книгу, которая наиболее полно отражала взгляды нового направления. Его соавторами были К. Коффка, М. Вертгеймер. Важный этап в карьере Келера – 1938 год, когда в свет вышел труд под названием «Роль ценностей в мире фактов».

Закат карьеры

Покинул родную страну немецкий психолог Вольфганг Келер в 1935 году, поспособствовал эмиграции конфликт профессора с новым режимом. Началось все с того, что профессор на одной из своих лекций открыто критиковал фашистское правительство, после чего в аудиторию ворвалась группа нацистов. Но и на этом критика режима Келером не закончилась. Позднее профессор написал письмо в берлинскую газету, где возмущался несправедливостью изгнания из немецких университетов профессоров-евреев. После того как письмо было опубликовано в газете, Келер ожидал, что уже вечером к нему нагрянут гестаповцы, однако расправы так и не последовало и профессору дали возможность покинуть страну без шума. После эмиграции в Штаты Келер устроился преподавателем в колледж Пенсильвании и даже написал несколько работ.

К 1955 году Вольфганг обосновался в Институте перспективных исследований в Соединенных Штатах. Кропотливая работа и многочисленные исследования помогли ему через три года стать профессором психологии в Дартмутском колледже. Уже в 1956 году Келер был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской ассоциации психологов и вскоре был избран президентом данной организации.

Теории Келера

Как мы уже знаем, начинал свой путь Келер с экспериментальных исследований интеллектуальных способностей и поведенческих характеристик шимпанзе. Именно эта исследовательская работа привела психолога к одному из его самых значимых открытий. Это инсайт, или озарение.

Профессор создавал определенные ситуации, в которых шимпанзе для достижения цели должны были решать стоящие перед ними проблемы и искать обходные пути. Действия животных получили название двухфазных, потому что состояли из двух конкретных составляющих. К примеру, первое действие шимпанзе – при помощи одного предмета заполучить другой, который как раз и помог бы животному решить стоящую перед ним проблему. Самый простой пример следующий: обезьяна при помощи маленькой палки, которая лежит в клетке, должна получить длинную, которая лежит чуть дальше. Это первое действие, совершенное животным для достижения цели. Следующий шаг – использовать полученное орудия для достижения первоочередной цели. Такой целью был банан, который находился достаточно далеко от шимпанзе.

Суть теории

Цель у таких экспериментов была одна: определить, каким образом решается та или иная задача. Это может быть слепой поиск правильного решения методом проб и ошибок. А может быть спонтанное "схватывание" отношений, понимание происходящего. Исследовательская работа доказывала, что действия шимпанзе основывались как раз на втором варианте. Проще говоря, происходит мгновенное понимание сложившейся ситуации и сразу же складывается верное решение поставленной цели.

Личная жизнь

В середине двадцатых годов Вольфганг Келер столкнулся с серьезными семейными проблемами. Профессор развелся со своей женой и предпочел молодую студентку из Швеции. Бывшую жену такое положение вещей привело в ярость, и Вольфганг был лишен всякого контакта со своими детьми, коих у него было четверо. Такая непростая ситуация оставила след на здоровье психолога, у него начали дрожать руки, особенно сильно в периоды волнения. Работники лаборатории, в которой трудился Келер, каждое утро определяли его настроение именно по рукам.

В заключение

Успешно отработав на должности профессора, Келер умер в Энфилде 11 июня 1967 года. Гештальтпсихология Вольфганга Келера актуальна и по сей день.

Комментарии