Сколько струн у домры? История возникновения музыкального инструмента и интересные факты
Сколько струн у домры? Этот и другие вопросы, касающиеся данного музыкального инструмента, будут рассмотрены в представленной ниже статье.
Похожие имена
Значение слова «домра» многими людьми понимается не верно. Нередко так ошибочно называют казахский народный музыкальный инструмент домбру. Если рассматривать этот вопрос с филологической точки зрения, то в таком смешении понятий есть определенная причина. Оба эти слова произошли от одного и того же тюркского корня.
Родственники или нет?
Этот вопрос уже не первый год рассматривается историками.
Одни из них считают, что струнные музыкальные инструменты домры появились в средневековой Руси благодаря многочисленным восточным купцам, которые часто торговали в то время на территории нашей страны. Эти люди, предположительно, и завезли в Россию свой национальный инструмент, который имел две струны и отличался достаточно длинным грифом. Но это всего лишь одна из гипотез.
Обычно на домбре (она имеет около десятка различных названий, в основном произошедших от одного и того же тюркского корня) играли, ударяя по струнам пальцами правой руки или осуществляя так называемое «тремоло», то есть частые щипковые движения вверх-вниз. Такой музыкальный инструмент использовался для исполнения аккомпанирующей партии, во время пения.
В восьмидесятых годах ХХ века казахскими археологами были найдены наскальные изображения людей с предметами, по своему внешнему виду сильно напоминающими современную домбру. Ученые предполагают, что данным образцам живописи около 4000 лет. Поэтому есть все основания говорить о том, что домра - старинный народный струнный щипковый инстумент - появилась задолго до наступления новой эры.
Другая точка зрения
В работах других специалистов по народному искусству можно найти гипотезу, в корне отличающуюся от изложенной в предыдущих разделах этой статьи. По их мнению, один из инструментов народного оркестра действительно позаимствовал свое название у азиатского сородича, однако сам он не имеет никакого отношения к восточному представителю семейства струнных.
Великий изобретатель
Ученые подтверждают свои слова следующим фактом. К концу XIX столетия история музыкальных инструментов домры, балалайки и гуслей практически подошла к концу. Данные струнные инструменты вышли из моды.
И неизвестно, вспомнили бы люди когда-нибудь о том, что в России в прежние времена тоже были свои собственные, уникальные музыкальные инструменты, если бы не композитор и искусствовед Василий Андреев. Этот человек являлся большим энтузиастом в мире искусства.
Делом всей его жизни стало создание оркестра русских народных музыкальных инструментов.
Он построил свой коллектив по принципу, который был принят в симфонической музыке. Андреев взял существовавшую на тот момент в русском обиходе балалайку и определил для нее ту роль, которую играют в академических оркестрах скрипки. Так же как и у ее европейского аналога из семейства струнных, у балалайки теперь появились родственники, имеющие более низкий и высокий регистры звучания. Например, балалайка пикколо и балалайка контрабас.
Роль арфы стали выполнять гусли. Нашлись и русские народные духовые: гудки, дудки и другие.
Интересная находка
Андреев был в постоянном поиске средств, которые могли бы разнообразить и обогатить колорит созданного им оркестра.
В один прекрасный момент ему удалось найти некий неизвестный народный музыкальный инструмент. Это изделие имело корпус в форме полусферы достаточно небольших размеров и тонкий гриф.
Руководитель оркестра реконструировал данный инструмент и дал ему название.
Однако многие критики говорят о том, что его изобретение разительным образом отличалось от русской средневековой домры.
Почему же инструмент, который, судя по многочисленным лубочным изображениям и упоминаниям в летописях, имевший большое распространение у наших предков, не дожил до появления первого русского оркестра?
На то были определенные причины. История музыкального инструмента домры имела как счастливые моменты, так и времена, которые можно назвать трагическими для русского народного искусства.
Взлеты и падения
Известно, что царь Иоанн Васильевич Грозный отличался своей любовью к пышным пирам.
Во время этих застолий слух многочисленных гостей должны были ублажать звуки музыки, исполняемой придворным оркестром, состоявшим из виртуозов, игравших на русских народных инструментах.
В те времена профессия бродячего артиста не считалась подобающей для приличного человека. Но все-таки занятие это было не запрещено. По бескрайним просторам Руси путешествовало множество скоморохов, которые потешали публику песнями на остросоциальные темы, исполнявшимися под аккомпанемент домры. Эти струнные имели распространение также и на территории других европейских государств, соседствовавших с Россией. Музыкантов, игравших на них, называли домрачами или домрачеями.
Этот корень до настоящего времени сохранился в составе нескольких русских фамилий.
Начало гонений
Тучи сгустились над головами бродячих музыкантов после эпохи, которую в нашей стране принято называть смутой. При московском царе Алексее Михайловиче Романове церковною жизнью Российского государства руководил патриарх Никон, который прославился своей реформой, в результате которой среди верующих произошел раскол. Владыка не оставался равнодушным и к светской жизни людей.
Его возмущало, что на церковные службы приходило гораздо меньше народа, чем на ярмарки и праздничные гуляния, где случались выступления скоморохов, которые потешали зрителей песнями, плясками и игрой на домрах.
Поэтому глава церкви обратился к царю с просьбой как-нибудь повлиять на сложившееся положение. Алексей Михайлович издал указ, согласно которому занятие скоморошеством стало преследоваться. Официальным предлогом для этого было то, что в текстах песен, исполнявшихся на подобных представлениях, часто содержалась критика существовавшей на тот момент власти. Также эти действа включали в себя некоторые элементы, которые очень напоминали языческие обряды, например, зажигание многочисленных факелов и тому подобное.
В результате издания указа преследованию стали подвергаться не только бродячие артисты. Интересный факт: на домру и ее дальнейшую судьбу повлияло то, что документ, подписанный правителем России, провозглашал незаконным и использование некоторых музыкальных инструментов.
Известен случай, когда на территории Москвы было собрано несколько телег с принадлежностями скоморохов. Из домр, гуслей, гудков и рожков развели огромный костер. Историки считают, что уничтожению подлежали не только данные музыкальные инструменты. Наряду с ними изымались и многие документы, в которых присутствовало упоминание о них.
Благодаря этому печально известному указу, данные представители семейства струнных были забыты на долгие три столетия.
Возрождение
Как уже было сказано в данной статье, в конце XIX века произошло второе возникновение домры. История навсегда запечатлела имя Андреева - человека, благодаря которому этот инструмент обрел вторую жизнь. Однако перейдем к описанию музыкального произведения.
Строение домры
Этот инструмент, как и все струнные, имеет две главные составные части: корпус и гриф. Именно об устройстве и изготовлении домры пойдет речь в данном подразделе. Гриф инструмента изготовляется из твердых пород древесины, а его верхняя часть, та, что находится под струнами, как правило, делается из черного дерева. Из этого же материала обычно выполнена и накладка на верхнюю часть корпуса, которая называется «панцирем». Она служит для предохранения инструмента от повреждения от ударов по нему, которые часто случаются во время игры.
Резонаторная часть обычно выполнена из ели, клена или других пород древесины, которые отличаются своими звуковыми качествами. Корпус инструмента состоит из его верхней части и кузова. Дека служит для того, чтобы акустические колебания струн, возникающие в процессе игры, передавались корпусу, который имеет функцию резонатора. Она многократно усиливает звучание струн и придает ему более насыщенный обертонами тембр.
Для этой цели инструмент оборудован двумя порожками (возле головки грифа и с противоположной стороны - внизу корпуса, у струнодержателей). Соприкосновение струн с древесиной происходит также при помощи специальной подставки, которая находится между нижним порожком и резонаторными отверстиями, которых у домры семь - одно большое и шесть маленьких.
Сколько струн у домры?
Самое крупное из отверстий расположено в центре, а остальные, более мелкие - вокруг него. Эта «розетка» является одним из наиболее ярких внешних отличительных признаков данного представителя струнных. По шести резонаторным отверстиям разного калибра можно легко узнать домру, точно так же, как скрипку - по ее вырезу в форме латинской буквы «эф».
Нижняя часть корпуса представляет собой полусферу, образованную шестью деревянными полосками, изогнутыми определенным образом и склеенными друг с другом. Иногда их количество может быть равно девяти.
Сколько струн у музыкального инструмента домры? Она может иметь три или четыре струны.
У каждого из этих видов данного инструмента есть свои достоинства и недостатки. Трехструнная домра имеет достаточно небольшой диапазон - две октавы, но зато обладает прекрасным певучим звуком с характерным богатым тембром. Диапазон четырехструнной разновидности значительно больше, что делает возможным исполнение многих виртуозных произведений. Однако крупные размеры придают тембру инструмента большую тусклость по сравнению с его трехструнным аналогом.
Таким образом, на часто возникающий у любителей музыки вопрос о том, сколько струн у домры и балалайки, можно ответить следующим образом: их количество равно четырем или трем у первой и трем у второй.
Еще одна теория происхождения
Помимо одинакового количества струн, эти два инструмента объединяет еще одно обстоятельство. Некоторые ученые, занимающиеся вопросами истории музыки, говорят о том, что балалайка вполне могла произойти от домры. Каким же образом это случилось?
При царе Алексее Михайловиче, когда был обнародован уже упоминавшийся в данной статье печально известный указ о запрете скоморошества и всех его атрибутов, народу понадобилась определенная хитрость для того, чтобы не остаться вовсе без музыкальных инструментов. Так как домра оказалась в опале, то умельцам, ранее изготовлявшим ее, пришлось найти способ, как обойти царский указ. В один прекрасный момент решение было найдено. Доподлинно не известно о том, кто додумался до этого, но корпус инструмента стали изготовлять не в форме полусферы, а в виде треугольника.
Все остальные конструкционные особенности были сохранены. А значит, можно говорить о том, что балалайка - это не что иное, как видоизмененная домра.
Со временем именно этот инструмент стал восприниматься русским народом как один из национальных символов. Но эта гипотеза о его происхождении является до сегодняшнего дня недоказанной.
Стремительное развитие искусства игры на домре
Вопрос о том, сколько струн у домры, уже был освещен в данной статье, а также была рассмотрена история создания этого инструмента и то, как он был возрожден в конце XIX века.
Вскоре после создания первого русского оркестра народных инструментов домра по праву стала считаться одним из главных его участников.
Такое положение она заняла благодаря тому, что именно ей часто дается право ведения мелодической линии. Ценителями вновь изобретенного инструмента стали такие выдающиеся деятели искусства, как Петр Ильич Чайковский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Ученик последнего из названных Илья Глазунов стал композитором, который создал первое произведение для оркестра народных инструментов.
Победный год
Несмотря на то, что домра почти сразу заняла достойное место в ряду других инструментов народного оркестра, музыканты, играющие на ней, начали выступать сольно гораздо позже. В этом смысле знаковым является победный 1945 год, когда вышло сразу несколько пластинок с записями произведений, исполненных домристами-виртуозами.
В настоящее время роль этого музыкального инструмента в народном творчестве часто сравнивают со значением скрипки для академической музыки. Не случайно домриста Александра Цыганкова называют «Николо Паганини домры».
Кстати, скрипка, появившись впервые в народной среде, прошла ничуть не менее сложный путь от инструмента, который считался деревенским среди европейской знати, до лидера исполнения солирующих партий в симфоническом оркестре.