Методика Джонсона «Опросник креативности» - описание, интерпретация и отзывы

Работа педагога имеет свою специфику, ведь детям необходимо не только передать какие-то конкретные знания, но и помочь раскрыть свои способности, например, умение мыслить нестандартно. Оно присуще всем в различной степени, поэтому, используя различные методики, следует провести диагностику, которая поможет разработать стратегию общения с такими необычными личностями. Очень эффективным способом быстрой диагностики (так называемой экспресс) является опросник креативности Д. Джонсона, с которым и предлагаем познакомиться.

Что такое креативность

Рассмотрим суть самого термина. Под креативностью принято понимать возможность человека мыслить нестандартно, принимать необычные решения для выхода из проблемных ситуаций, отходить от общепринятых норм и правил, действовать по «наитию», так, как удалось придумать с трудную минуту. В термин включаются личностные и мыслительные характеристики, лидерские качества и познавательное начало; именно от креативности во многом зависит способность конкретного человека к творчеству.

Говоря проще, под креативностью мы можем понимать умение личности действовать не по стандарту, чаще всего проявляющаяся в проблемных ситуациях. В специализированной литературе можно встретить еще один термин, несколько неблагозвучный, «творческость».

Назначение опросника

Использование анкетирования или опроса в качестве метода исследования практиковалось еще с давних пор. Преимущества его очевидны:

  • Простота использования. Респондент просто отвечает на вопросы, занося свои ответы в заранее подготовленную карточку.
  • Возможность за определенный промежуток времени одновременно опросить большое количество людей.
  • Метод позволяет сохранить объективность, поскольку личность исследователя не оказывает значимого влияния на опрашиваемого.

Целью опросника креативности Джонсона в модификации Е. Туник является проведение уровня выраженности творческих способностей у детей и взрослых. Проводится в форме индивидуального письменного опроса.

Описание

Продолжим рассмотрение опросника Джонсона для диагностики креативности. Он состоит из 8 вопросов, каждый из которых предполагает выбор одного из ответов, расположенный в порядке убывания:

  • 5 – постоянно.
  • 4 – часто.
  • 3 – время от времени.
  • 2 – редко.
  • 1 – никогда.

Исходя из суммы, полученных в итоге, баллов, и происходит оценка креативности, минимально возможное количество набранных баллов – 8, максимально допустимое - 40.

Каждый пункт опросника креативности Джонсона представляет собой одну из характеристик творческого мышления, поведенческой специфики. Проводиться может как исследование или самодиагностика. О том, как узнать результаты, будет сказано ниже.

Предпосылки создания

Экспресс метод Д. Джонсона был создан с опорой на два теоретических положения:

  • Согласно Торренсу, творческие способности чаще всего проявляют себя при решении проблемной задачи при недостатке знаний. Человек, которому не хватает информации об определенных аспектах, начинает использовать то, что он уже знает, но под новым углом, совершенно в другом виде деятельности. Это и есть креативность.
  • В 1973 году сам Джонсон рассматривал это понятие как появление неожиданного спонтанного продукта, для создания которого исполнитель использовал только свои знания и опыт.

Эти два положения и стали теоретической базой для создания опросника. Позднее он был адаптирован Е. Туник для российских школьников и активно используется именно в такой форме.

Суть

Познакомимся с самими блоками опросника креативности Джонсона, который в специальной литературе нередко называют ОК. Данный контрольный список состоит из 8 пунктов, каждый из которых – это одна из характеристик творческого мышления, направленная на идентификацию проявления креативности.

Можно заполнить самостоятельно, то есть оценить свою собственную деятельность по заданным параметрам. Также допустимо заполнение экспертом, который предварительно наблюдает за субъектом (субъектами) изучения. Все данные вносятся в специальную форму, которая затем подвергается анализу.

Вопросы теста

Блоков 8, каждый из них имеет свою специфику:

  1. Связан с отношением к самой проблемной ситуацией.
  2. Возможность предлагать свежие идеи.
  3. Гибкость, то есть умение видоизменять свою идею в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств.
  4. Оценка изобретательности.
  5. Возможность субъекта использовать воображение.
  6. Оригинальность.
  7. Вариативность, умение улучшить свою идею с учетом новой информации.
  8. Уверенность в себе.

Сами блоки опросника представлены на рисунке.

Респонденты или сам исследователь оценивают каждое утверждение от 1 до 5, где 1 – никогда, 5 – постоянно. Далее проводится расчет баллов и подведение итогов.

Анализ результатов

Продолжим знакомство с методикой Джонсона и опросником креативности. Итак, все блоки рассмотрены, по каждому из них выставлен определенный балл. Осталось вычислить общую балльную оценку и провести интерпретацию результатов. Сделать это несложно, рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, варианты ответа по блокам опросника были такими: 5-4-3-5-5-3-4-3. Сложив эти цифры, мы получим показатель 32 балла. Далее необходимо посмотреть на следующую таблицу и выявить уровень креативности данного субъекта.

Получается, что у этого человека высокий уровень творческих способностей. В целом на заполнение данного опросника требуется не более 20 минут, поэтому метод и получил название «экспресс-диагностики».

Для проведения профессиональных исследований особое значение имеет надежность результатов, для достижения которой Джонсоном предлагается методика сравнения данных, полученных разными экспертами, об одних и тех же испытуемых. Например, оценку способностей к творчеству одной личности оценивают со стороны сразу несколько исследователей, а после – результаты их работы сопоставляются.

При проведении исследования в школе экспертами могут выступать несколько учителей-предметников, которые дадут оценку креативности своих учеников. Полученные данные и позволят понять, кто из них обладает высоким и очень высоким уровнем креативности.

Интерпретация

Исходя из данных таблицы, эксперт может выявить, какой уровень креативности у того или иного человека. Для интерпретации результатов используются следующие сведения:

  • Очень высокий. Личность обладает широким кругом интересов, может самостоятельно предлагать новаторские идеи и способы решения проблемы, имеет гибкое мышление, быстро принимает решение и переключается с одного вида деятельности на другой. Уверена в своих поступках.
  • Высокий. Решает творческие задачи достаточно быстро, находит нестандартные выходы из ситуаций-проблем, но круг интересов несколько уже, может присутствовать некоторая неуверенность в себе.
  • Средний, нормальный. Креативность проявляется лишь в определенных видах деятельности, в других же ситуациях личность действует стандартно.
  • Низкий. Круг интересов очень ограничен, активность и работоспособность избирательны, решение творческих задач вызывает значительные затруднения. Знания и опыт в нестандартной ситуации применяются с большим трудом.
  • Очень низкий. Навыки решения задачи-проблемы практически отсутствуют, интересов нет, любой вид деятельности, как продуктивной, так и учебной, не побуждает данную личность к активной работе.

Отзывы

Познакомимся с отзывами об опроснике креативности Джонсона. Исследователи отмечают его простоту, возможность проведения сразу двух типов исследования – диагностику и самодиагностику – по одним и тем же блокам вопросов, незначительные временные затраты.

Также отмечается удобство проведения сравнительно-сопоставительных исследований, например, уровень креативных способностей у студентов технических и гуманитарных вузов в сопоставительном аспекте. Это удобно и интересно. Однако выделяются и некоторые недостатки, в частности, большая роль субъективности, личной оценки, вот почему рекомендуется использовать ответы сразу нескольких исследователей, их средний показатель.

Комментарии
В исследовательской деятельности при выявлении у детей креативного мышления очень удобно использовать данный опросник. Рекомендую.