Принципиальные критерии успеха проекта: описание, особенности и рекомендации
Что такое проект? Организация предприятия с нуля? Или, может быть, лишь его отдельного подразделения? Создание бренда или одного продукта? Проведение торжества с целью получения коммерческой выгоды или просто организация вечеринки с друзьями? А многие ли из нас знают, как измерить успех проекта? Критерии успеха, сколько их и как они определяются – для многих эти понятия также являются неразгаданной тайной. Вопросов много, не так ли? Чтобы получить на них ответы, читайте статью.
Классика жанра
В управленческом менеджменте понятие "проект" имеет вполне логичное и понятное определение. Это любое ограниченное по срокам предприятие, имеющее перед собой цель — создание продукта, услуги или другого явного результата. То есть проектом будет не сама предпринимательская деятельность, а лишь ее старт или реорганизация. Не создание идеи, а ее воплощение в жизнь.
Если с этим все ясно, то вопрос о том, как определяются критерии успеха проекта, не столь однозначен. Начнем с того, что не всегда ясно, что вообще подразумевается под успехом. Специалисты по менеджменту считают, что дело тогда можно считать успешным, когда его инициаторы уложились в отведенные для его реализации срок и бюджет, при этом качество созданного блага соответствует заявленному в плане. Однако существует несколько параметров, которые также условно указывают на положительную реализацию проекта или на его провал.
Негласные критерии успеха проекта
Начнем с того, что само определение успеха каждый видит по-своему. По статистическим данным с первого раза до своего логического завершения доходят далеко не все предприятия, а лишь их третья часть. Во всех остальных случаях в работу нужно вносить некоторые коррективы по ходу выполнения заказа. Но опять-таки, если верить цифрам, то прибыль бизнесменов, которые пожертвовали увеличением расходов ради ускорения темпов работы, возрастает практически в полтора раза (на 140%) по сравнению с теми, кто решил не раздувать бюджет, а продлил срок реализации своих целей.
Поэтому, кроме указанных выше мерок в виде денег, времени и качества, в расчет нужно брать еще два параметра:
- Полученный в результате работы команды новый положительный опыт.
- Удовлетворенность итогами задания всех участников предприятия.
Нельзя сказать, что это принципиальные критерии успеха проекта, но они важны и их необходимо брать в расчет тем руководителям, которые стремятся развивать свое детище, а не всю жизнь топтаться на одном месте.
То, что нельзя осязать
Трудность в определении двух представленных выше параметров состоит в том, что их невозможно просчитать. Их результаты довольно субъективны. Полученный опыт касается в первую очередь исполнителя заказа, и с решением каждой новой задачи компания становится сильнее и успешнее. Это важно для дальнейшей деятельности бизнеса, потому что богатый опыт помогает в привлечении клиентов и дает возможность с успехом реализовывать новые проекты.
А вот добиться всесторонней удовлетворенности результатами работы практически нереально. Всегда найдется тот, кому будет не по душе партнер по бизнесу. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда цели и критерии успеха проекта не определены изначально. Проектный менеджмент – это отдельно стоящее направление в науке об управлении предприятиями, и ему следует уделять особое внимание. Как показывает практика, успехом заканчивается дело, которому благоприятствуют следующие факторы:
- руководитель проекта и его команда готовы к изменениям, обладают гибкостью и способностью быстро перенаправлять вектор своей деятельности;
- на каждого из участников предприятия возложена своя доля ответственности;
- в команде нет иерархии либо она сведена к минимуму;
- компания, реализующая проект, пропагандирует принципы культуры доверия между сотрудниками, также важно вовремя реагировать на конфликтные ситуации и не допускать напряженной обстановки в команде и между исполнителем и заказчиком;
- последний фактор — развитие информационной и коммуникативной культуры.
Теперь же обсудим более подробно основные критерии успехов и неудач проектов.
Время и планирование
Каждый, кто хоть раз занимался реализацией проекта, знает, как важно составить предварительный план будущего предприятия. Однако далеко не все умеют делать это правильно. Планируя деятельность, необходимо очень подробно расписывать каждый шаг, отводя на его выполнение реалистичное количество времени. Именно тайм-менеджмент имеет принципиальное значение в реализации проекта. Критерии успешности любого дела включают этот параметр как обязательный не просто так.
Если исполнитель не может закончить работу в срок, а дедлайн постоянно оттягивается, шансов на удачное завершение проекта остается очень мало. Вместе с тем не стоит работать быстро, но в ущерб качеству. Нередко даже те проекты, в которых были сорваны все сроки, в итоге показывают хорошие результаты и приносят солидную прибыль.
Цена и перераспределение ресурсов
Часто в бизнесе случаются ситуации, когда проект оказывается под угрозой срыва из-за недостаточного финансирования. Денег может не хватать по разным причинам — изменение нормативной базы, просчеты при составлении плана, смена поставщика или подрядчика и т. д. Решение о выходе из кризиса ложится на плечи инвесторов, руководителя компании или проектного менеджера.
В случае, когда дополнительное финансирование предприятия не прогнозируется, управляющий проектом должен принять решение об оптимизации расходов. Это вполне логичный и разумный шаг, но, как показывает практика, дело, в котором под раздачу попал персонал (сокращение людей, отказ от обучения новеньких, снижение общего уровня компетенции сотрудников), вряд ли добьется большого успеха. Поэтому лучше выйти за рамки бюджета, чем впоследствии заплатить еще больше за исправление собственных ошибок.
Качество и снижение требований
Сроки и бюджет — это те критерии успеха проекта, которые допускают коррекции и отклонения от первоначального плана. Большинство заказчиков согласны доплатить и дать больше времени на реализацию дела, но никто, повторяем — никто, не согласится получить в результате работы некачественный продукт. Экономить нельзя ни на сырье, ни на человеческих ресурсах. Такая "оптимизация" редко приводит к успеху. Исключения могут составлять только по-настоящему стоящие изменения, которые позволяют одновременно снизить расходы на реализацию проекта, но не умаляют его перспективность.
Руководитель проекта – это критерий его успеха?
Нет, скорее это фактор успеха предприятия. Доказательством этого является не один жизненный пример. Критерии успеха проекта относятся не к конкретному человеку, а к его организационной деятельности и его лидерским качествам. Тем не менее даже чрезвычайно опытный и во всех отношениях хороший проектный менеджер не сумеет выполнить поставленные перед собой цели, если не справится с множеством бюрократических проволочек и некомпетентностью подчиненных.
Любой специалист с легкостью докажет свою профпригодность в той сфере деятельности, с которой он знаком, но как только он окажется в неизвестной для себя среде, он, вероятно, потерпит неудачу. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому дерзайте и добивайтесь успеха!