Режиссер Светлана Проскурина: профессиональная деятельность
Режиссер Светлана Проскурина появилась на свет в конце мая 1948 года в Кривце - городе Волгоградской области. После окончания школы решила переехать в Ленинград. Подала документы в ЛГИТМиК, поступила на театроведческий факультет. Попала на курс Л. Гительмана. Какое-то время по окончании заочного отделения факультета в 1976 году работала сначала ассистентом режиссера, затем вторым режиссером на "Ленфильме".
Начало творческого пути
Чтобы получить азы режиссерской профессии, Светлана поступила в ВКСР на курс Юрия Карасика. Получила диплом в 1981 году. А через год дебютировала режиссером-постановщиком на "Ленфильме". Позже перебралась в Москву.
Первой значимой работой стала съемка короткометражного фильма "Родительский день". Картина была снята в 1982 году, в ней приняли участие молодые, но подающие надежды актеры. Для некоторых роли в этой картине стали дебютными. На съемках познакомилась с будущим супругом Виктором Проскуриным.
Известность и признание
В конце 80-х годов Светлана Проскурина поставила свою первую масштабную игровую картину под названием "Детская площадка". А настоящий режиссерский прорыв случился после того, как фильм "Случайный вальс" (1989 года) победил на конкурсе кинематографистов в Локарно. Это был первый в истории России и Советского Союза приз "Золотой леопард". Критики усмотрели в авторской работе Светланы некоторые наработки школы Ильи Авербаха. Режиссер проявлял интерес в своих работах к теме изломанных женских судеб, тяжелых характеров. Однако были и такие, кто усмотрел в работе Проскуриной "отважное и жесткое авторское своеволие", особенную драматургию.
В этой работе Светлана Проскурина отошла от изображения сюжета как такового и сосредоточилась в большей степени на звуке, художественной изобразительности. В следующей полномасштабной картине "Отражение в зеркале", вышедшей накануне перестроечного периода, режиссер переосмыслила кардинальным образом все нарративные основы драматургического жанра в кино. Благодаря специально созданному кинематографическому языку Проскурина отобразила психологизм своих героев. Картину отправили на участие в программе "Двухнедельник режиссеров" (Канны). Ею же и закончился первый этап фильмографии Светланы Проскуриной в качестве режиссера.
Второй этап
В течение 10 последующих лет Светлана не снимала игровых картин. Она полностью сосредоточилась на съемках документальных фильмов. Сотрудничала с каналом "Культура", снимала ленты о творческих личностях: Михаиле Пуговкине, Александре Сокурове, Эрнсте Неизвестном и других.
Но тоска по игровому кино вернула Светлану в большой киномир. В 2001 году она совместно с несколькими продюсерскими центрами начала работу над картиной "Удаленный доступ". Проект не удалось завершить, но впоследствии благодаря стараниям режиссера Александра Сокурова и продюсера Юрия Обухова через три года картина увидела свет.
После выхода этой работы критики стали проводить параллели между творческими манерами Проскуриной и Сокурова. На что она парировала: на самом деле нет никаких точек соприкосновения, разве что некоторый аскетизм в манере работать.