Древняя российская история: этапы развития, древние города, описание

Первым крупным трудом по древней российской истории является книга знаменитого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В своем труде, который ученый составлял с 1751 по 1758 год, Ломоносов выделил две части: Россия до Рюрика и российские князья, которые находились на престоле с 862 по 1054 год. Эта работа Ломоносова была переведена на немецкий и французский языки.

Михаил Васильевич Ломоносов

М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Жажда к получению знаний заставила его в 19 лет покинуть свою деревню вместе с караваном купцов, который направлялся в Москву. Развитая способность от природы учиться позволила Ломоносову закончить славянскую греко-латинскую академию в Москве, а затем продолжить свое обучение в санкт-петербургской академии наук, а также в учебных заведениях Германии.

В итоге М. В. Ломоносов стал знаменитым ученым, философом, физиком, химиком, математиком, географом, писателем и полиглотом. Он стал основателем Российской Академии Наук, в 1755 году он основал первый российский университет, который в настоящее время носит его имя. В 1751 году ученый получил задание от императрицы Екатерины Второй написать древнюю российскую историю. Помимо истории, он является автором "Риторики" (1748 год) и первой "Грамматики русской" (1755 год).

Предпосылки для написания "Древней российской истории"

До середины XVIII века Российская империя не имела единого труда по своей истории. Существовала "Летопись временных лет" Нестора, Киевский Синопсис середины XVII века, который представлял краткие очерки об истории Руси первого тысячелетия нашей эры, а также некоторые другие очерки. В первой половине XVIII столетия сразу несколько ученых начинают заниматься составлением единой истории государства российского с древних времен.

В первую очередь следует отметить записки Байера и Миллера. Оба ученых являются немцами по происхождению. Незнание русского языка привело к их ограниченным взглядам на историю Руси, поскольку их труды основаны только на иностранных источниках. В итоге исторические записки этих ученых привели к возникновению сильной критики, по причине того, что они не смогли должным образом прославить русский народ и его богатую историю.

Начинал писать в 1730-е годы историю российскую с древнейших времен и Татищев Василий Никитич, тайный советник императрицы и астраханский губернатор. Однако его работа была закончена и напечатана только в 1769-1784 годах.

Отсутствие единой истории Руси и критика иностранных рукописей по этой тематики заставили Екатерину Вторую поручить написание этого труда русскому ученому, которым стал Ломоносов.

Исторический труд Ломоносова

В 1751 году ученый приступил к выполнению порученного императрицей дела. Он в течение нескольких лет изучал источники Древней Руси, привлекал материалы греческих и византийских авторов, проработал труды Байера и Миллера, общался с Татищевым и ознакомился с его историей и источниками, которые Татищев использовал при ее написании. То есть Ломоносов как автор "Древней российской истории" подошел к ее написанию комплексно, учитывая различные точки зрения. Знание порядка 10 иностранных языков оказало огромную помощь ученому в его работе.

В итоге спустя 7 лет после начала работы, в 1758 году, первый том был завершен, а в 1759 году он начал печататься. Однако рукопись была отозвана из печати самим автором для доработки замечаний и изысканий и передана снова в печать лишь спустя 4 года. Тем не менее при печати рукописи многие из этих изысканий были утеряны.

Ученый планировал продолжить дальше свою работу, поскольку первый том описывал историю древнероссийского государства до 1054 года, но смерть Ломоносова 15 апреля 1765-го нарушила эти планы.

Общее описание "Истории" Ломоносова

Стиль, с помощью которого Ломоносов описывает исторические события, является художественным, а не научным, поскольку в середине XVII века в России ценились именно произведения, написанные красноречивым языком. В цивилизованной Европе, в свою очередь, в это время начинают предъявляться уже другие требования к стилю изложения исторических фактов: приветствуется не красота речи, а точность фактов и их подтверждение соответствующими документальными источниками.

Том "Древней российской истории" Ломоносова Михаила Васильевича состоит из двух частей, которые изложены на 140 страницах печатного текста:

  1. Россия до восшествия на престол Рюрика ("О России прежде Рюрика").
  2. Россия в первые два столетия с начала установления династии Рюриковичей ("От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого").

Первая часть посвящена самобытности руссов и славянского народа и независимому от других европейских народов его развитию. Вторая часть описывает подробно 8 первых российских князей, которые ведут происхождение из варяг-россов. Отдельная глава второй части посвящена вопросу крещения Руси при князе Владимире.

Происхождение российского народа

Ломоносов "Древнюю российскую историю" начинает с повествования о происхождении русского народа. Автор говорит, что он вытекает из слияния славян и чуди. Причем роль славян в его формировании является определяющей, поскольку русский язык от древнеславянского несильно отличается. Что касается чуди, то многие города во времена Ломоносова сохранили чудские названия.

Сам славянский народ автор восхваляет, описывает его сильным в военном и экономическом плане уже в VI веке нашей эры, приводит многообразие славянских племен, в состав которых входили новгородские славяне, древляне, поляне, полочане, кривичи и другие. Эти племена часто вели военные действия с датчанами на севере и с греками на юге.

Крупными процветающими городами славян были Ладога, Новгород, Киев, Смоленск, которые вели торговлю в двух основных направлениях:

  1. Через Днепр в Черное море.
  2. Через Неву в Варяжское море.

Описание славян

Согласно историческим источникам книга древней российской истории описывает славян следующим образом: это были высокорослые люди, волосы которых были не черные и не белые, а русые. В военные походы они ходили пешими, в сражениях использовали щит и копье, брони и лат не носили. Уклад жизни древних славян был весьма простой, они жили в хижинах, почитали идолов богов, главным образом бога грома. Также поклонялись другим природным объектам: деревьям, рекам. Приносили жертвы богам, чтобы их задобрить перед военными походами.

Описание варягов

История российская от древнейших времен описывает варягов не только, как шведов, но также англов, норвежцев, датчан, варягов-россов и других племен. То есть "История" Ломоносова говорит о том, что варяги представляли собой совокупность северных племен, которые занимались морским и сухопутным разбоем. Именно последний факт объединяет всех варягов.

Варяги описываются как славные войны, которые участвовали в походах речными и сухопутными путями на юг до самого Средиземного моря и Африканского континента. При этом предводителями в таких походах часто выступали представители славянских племен.

Варяги-россы и новгородское княжество

В 862 году новгородские славяне позвали к себе княжить Рюрика, который происходил из рода варягов-россов. Этот род относился к славянским племенам. В "Древней российской истории" Ломоносов пишет, что варяги-россы являются племенами, из которых вытекают пруссы. Автор полагает, приводя ряд доказательств, что название племен пруссов, а также их обычаи произошли от варягов-россов.

До середины IX века славянские племена жили рассеянно, городов у них было мало, и они сами считали себя свободными людьми, хотя нужно сказать, что дань варягам новгородские славяне и хазарам киевские поляне платили. Призвание Рюрика с его братьями на княжение в Новгород было обусловлено существованием постоянных распрей и кровопролитных споров между знатными дворами Новгорода, для прекращения которых нужен был единый князь. Ломоносов отмечает, что Рюрик происходил не от северных варягов Швеции и Дании, поскольку большое расстояние и разность в языке и обычаях не позволяла это сделать, а из варягов-россов и, скорее всего, имел римские корни.

Первые князья российские

В своем труде Ломоносов пишет, что Рюрик пришел княжить к северным славянам с двумя своими братьями: Синеусом и Трувором, первый осел в Белом Озере, а второй в Изборске. Сам же Рюрик княжил в Ладоге, а затем перебрался в Новгород.

С начала своего княжения Рюрик стремится воссоединить славянские племена россов, чуди и другие в одно княжество. В связи с этим он посадил своих наместников во многих русских городах, включая Полоцк, Ростов и Муром.

Что касается Киева, то в него княжить были посланы Рюриком Аскольд и Дир - два боярина знатного варяжского рода. Утвердившись на киевском престоле, Аскольд и Дир предприняли первый поход против Царьграда, однако поход закончился неудачно ввиду неблагоприятных погодных условий, как описывает автор во второй части свой книги.

Княжение Олега, Игоря и его супруги Ольги

После смерти Рюрика "Древняя российская история" Ломоносова повествует о том, что в Новгороде стал княжить его сын-младенец Игорь и его родственник Олег. Эти князья продолжили дело Рюрика о воссоединении в одно княжество всех славянских племен. После убийства Аскольда и Дира в Киеве стал княжить Олег. Новый князь сразу начинает обширную кампанию завоеваний против кривичей, любчан, радимичей, полян, древлян и некоторых других народов, облагая каждый из них данью.

Олег прославился тем, что смог установить мирное соглашение с греческими царями, которого он добился после того, как собрал огромное войско и подступил к стенам Царьграда.

Игорь продолжил завоевания Олега, укрепил мир с греками, а также с печенегами, которые впервые пришли на славянские земли. Погиб Игорь в сражении с древлянами, к которым он отправился за сбором дани с небольшим войском.

После смерти мужа Ольги, Игоря, древляне решили использовать слабость Киева и посадить на его престол своих князей. Однако им это сделать не удалось из-за хитрости Ольги. Которая, поклявшись отомстить за смерть Игоря, смогла сжечь главный город древлян, привязав к голубям древлян зажженные фитили, а сам народ обложить тяжелой данью.

Княжение Святослава и междоусобные войны его сыновей

Сын Ольги, Святослав, знаменит своими военными походами, как повествует "Древняя российская история". Он даже спал в седле и был искусным и храбрым воином. Прославился он своей войной с греками в окрестностях Переяславца, куда Святослав перенес столицу своего княжества. Погиб Святослав от того, что, возвращаясь с одного из своих военных походов, он попал в засаду к печенегам.

Святослав оставил после себя трех сыновей: Ярополка в Киеве, Олега в древлянской земле и Владимира в Новгороде. После смерти Святослава начинаются междоусобные войны братьев, победителем в которых вышел младший брат - Владимир.

Княжение Владимира

В X веке Российское государство оставалось языческим. В различных славянских племенах поклонялись тем или иным богам, которые отождествлялись с силами природы. В истории древнероссийского государства Ломоносов отмечает сходство славянских Богов с пантеоном греческих и римских Богов.

Идолопоклонничество приводило к постоянным распрям между различными славянскими племенами, поэтому Владимир решил ввести единую веру на всей территории российского государства. После того как князь послушал об обычаях различных религиозных учениях, он остановил свой выбор на христианской православной вере, в которую уже была обращена его бабушка Ольга.

Немецкая критика труда Ломоносова

Прерывается "Древняя российская история" Ломоносова на княжении Ярослава первого. Труд был переведен сначала на немецкий, а затем на французский языки. Немецкие ученые того времени во главе со Шлецером подвергли этот труд жесткой критике, Ломоносова называли вредителем российской истории, поскольку он многие факты приводил от себя, не ссылаясь на проверенные источники. Кроме того, художественный стиль изложения книги уже не использовался в то время в Германии для повествования об исторических фактах. О самом Ломоносове отзывались в немецких кругах как о человеке отсталом, который описывает события так, как это делали в Германии 200 лет назад.

Во Франции книга не вызвала такой ажиотаж, как в Германии, и в настоящее время не найдены отзывы французских ученых об этом труде.

Комментарии