Образ кающейся Магдалины в живописи
Про жизненный путь Марии Магдалины ходит множество легенд. Историки так до сих пор и не сошлись в едином мнении, какое именно отношение она имела к Иисусу Христу. Большинство из нас знает, что она блудница, хотя доказательств этому нет. Возможно, ее образ искажался намеренно? Этот вопрос остается риторическим. Множество художников рисовали кающуюся Магдалину. В этой статье речь пойдет об образе легендарной женщины в живописи и ее роли в религии.
Роль Марии Магдалины в православии
Магдалина в переводе с греческого языка означает, что женщина родилась в городе Мигдал-Эль. В Евангелии о ней сказано, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной соратницей. Женщина находилась рядом с Иисусом в момент после распятия, принимала участие в его погребении и первая увидела его после воскрешения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. В православии она является равноапостольной святой.
Образ Магдалины в католической вере
У католиков Мария Магдалина — сестра Марфы и Лазаря, которые приняли Иисуса в Вифании. Она же блудница, которая умастила волосы Спасителя миром и омывала ноги Иисуса своими слезами и вытирала их своей шикарной копной золотистых волос. Эта сцена также является распространенным сюжетом на полотнах европейских художников.
Католики считают, что кающаяся Магдалина решила провести остаток жизни в пустыне, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотнах художников кающаяся Магдалина часто изображена полуобнаженной. Ее шикарные волосы частично заменили ей одеяния.
В западном искусстве ее образ представлен в жанре Vanitas. Он означает, что суета мирская больше не интересует женщину, изображенную на полотне. На картинах кающаяся Магдалина зачастую изображена с черепом. Он свидетельствует о том, что блудница осознала всю бренность земной жизни, и все мысли ее занимает вечная жизнь на Небесах.
Полотно «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана
Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Итальянский живописец в качестве натурщицы пригласил девушку, которая поразила его струящейся, как водопад, отливающей золотом копной волос. Позже ее ангельский лик и шикарные золотые локоны поразили герцога Гонзага настолько, что он решился заказать копию картины Тициану. Художник не отказал заказчику. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.
До наших дней дошла легенда о том, что картина «Кающаяся Мария Магдалина» — это последнее, что держал в руках Тициан перед смертью. Это полотно вместе с множеством других унаследовал его сын — Помпонио Вечеллио. Наследник продал картины вместе с домом отца покупателю по имени Кристофоро Барбариго в 1581 году.
Три столетия спустя, в 1850 году, Николай I пожелал выкупить полотно, для того чтобы украсить им один из залов Государственного Эрмитажа в Зимнем дворце. Императору посодействовал в этом русский консул Александр Хвостов. Картину поместили в итальянский зал Эрмитажа. Вместе с этим полотном также здесь расположилось другое творение Тициана - «Венера перед зеркалом».
Анализ картины
Тема произведения искусства была выбрана Тицианом не зря, ведь сам он вел далеко не праведный образ жизни. Для того чтобы смыть с себя позор блуда и усмирить свою плоть, он написал шедевр, который восхищает любителей искусства до сих пор. Образ кающейся Магдалины вызывает ощущение благодати и любви. Фигура дамы прикрыта невесомой и полупрозрачной материей. Золотые локоны рассыпаны по груди, а взгляд устремлен в небесную даль. Магдалина умоляет творца небесного простить ее со слезами на глазах.
«Не прикасайся ко мне» Паоло Веронезе
Еще одной из знаменитых картин, где увековечена Магдалина, является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» художника Паоло Веронезе. Художник изобразил сцену, когда Магдалина увидела Христа и бросилась обнять его, на что он ответил: «Не прикасайся ко мне!» На Марию была возложена миссия — сообщить о воскрешении Учителя апостолам.
Магдалина Жоржа де Латура
Эта картина относится к сценам ночных раздумий. Живописец по имени Жорж де Латур был незаслуженно забыт длительное время. На созданном им полотне изображена Мария в момент, когда она решила принять христианство. На полотне дама думает над скоротечностью земной жизни. Ее светлый лик освещает луч. Красивые волосы обрамляют нежное лицо.
В центре композиции можно наблюдать свечу и зеркало. Они также имеют аллегорическое значение. Зеркало — символ самолюбования, женского тщеславия и обольщения, а за ним и сластолюбия. Свеча же, наоборот, является символом чистоты и веры, а также символизирует быстротечность человеческой жизни.
На коленях кающейся Магдалины также находится череп — атрибут отшельников, которые приняли аскезу во имя веры. Это говорит о том, что она готова к окончанию своей земной жизни.
О том, что Мария занимала особое место среди учеников Иисуса, также говорит то, что Леонардо да Винчи на своем полотне «Тайная вечеря» изобразил Магдалину по правую руку от Христа.
Исследователи Библии в последнее время в один голос твердят, что Четвертое Евангелие, возможно, было создано Марией Магдалиной. В тексте есть упоминание о том, что его создал любимый ученик. Это только гипотеза, поскольку достоверных доказательств этого нет.