Основы педагогического мастерства: сущность и формирование, программы и методические пособия

Профессия педагога была важна всегда. Ремесло воспитания и обучения не так просто освоить, и дано это далеко не всем людям. В нашем материале будет подробно рассказано про мастерство педагога и основы педагогической деятельности.

Учительское мастерство: характеристика понятия

В отечественной научной сфере проблемы конструирования учительского и преподавательского ремесла исследуются уже многие годы, причем достаточно активно. Понятие основ педагогического мастерства имеет достаточно противоречивый характер.

При определении учительского мастерства за основу берут чаще всего личностные и профессиональные качества педагога. Другими исследователями освещается сущность служебной деятельности учителя с точки зрения его совершенствования.

Александр Сергеевич Щербаков, знаменитый советский писатель и педагог, определял педагогическое мастерство как своеобразный синтез научных знаний и представлений. Сюда он относил навыки методического искусства и личные черты характера учителя. Другими педагогами основы педагогического мастерства трактуются как комплекс личностных свойств, обеспечивающих повышенный уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К профессиональным свойствам педагога относятся его служебные способности, индивидуальная рабочая техника, черты личности и общая гуманистическая направленность.

Виталий Александрович Сластенин, один из виднейших педагогов советского времени, определял мастерство учителя как синтез личных и деловых свойств работника в сфере образования. Сластенин выделяет четыре элемента мастерства: убеждение, формирование опыта деятельности, педагогическая техника и организация индивидуальной или коллективной деятельности детей.

Аэлита Капитоновна Маркова определяет педагогическое мастерство как "выполнение учителем своих трудовых функций на уровне этапов и образцов".

Несмотря на различия в трактовках одного понятия, большинство специалистов сходятся в одном: для обеспечения высокой степени профессионализма необходимо формировать, оптимизировать и исправлять имеющиеся профессиональные навыки и умения.

Основы педагогического мастерства проявляются в отношении учителя к своим действиям. Все поступки педагога должны быть целесообразны и здраво расценены. Таким образом, понимание сущности рассматриваемого понятия позволяет осмыслить деятельностно-личностный феномен учителя. Мастерство проявляется в изучении внутренней структуры профессии, раскрытии ее сути и планировании путей ее развития.

Профессиональная пригодность педагога

Должная степень педагогического профессионализма может формироваться и получать свое развитие только на основе профессиональной пригодности учителя. Говоря о профессионализме, мы подразумеваем пригодность к служебной деятельности как нечто обыкновенное, само собой разумеющееся. Между тем, это один из важнейших элементов учительского мастерства - своеобразная база для дальнейшей деятельности педагога.

Необходимо выделить некоторые свойства профпригодности как одной из основ педагогического мастерства. Первое свойство - это наличие так называемых задатков. Так называют приобретенные с рождения психические и физические качества человека, обуславливающие его способность к осуществлению того или иного вида деятельности. Задатки дают основания для реализации профессиональной пригодности человека. Согласно Сластенину, задатками должно быть обусловлено своеобразие природных характеристик педагога.

Овладение профессией педагога, безусловно, требует определенных задатков. Известно, что учителем может стать далеко не каждый человек. Важным представляется не столько прижизненное формирование основ педагогического мастерства, сколько наличие отдельных черт характера и свойств личности. Впрочем, это только один из аспектов.

Психологами была разработана совокупность задатков, которые являются основой педагогического мастерства. Во-первых, это общее физическое здоровье. Педагог должен стойко переносить разного рода психические и физические нагрузки. Центральная нервная система педагогического работника должна относиться к сильному типу. Во-вторых, учитель не должен иметь сильных заболеваний и физических изъянов, связанных с восприятием или органами речи. Зрение, обоняние, тактильные ощущения, слух - все это должно быть в относительной норме.

Не стоит забывать про еще один важнейший задаток, занимающий особое место в системе профессиональной пригодности. Речь идет о внешнем обаянии педагога, его харизме и доброжелательности. Работник образовательного учреждения должен обладать строгим, но добрым нравом, рассудительностью, критичностью, способностью к грамотному оцениванию ситуации и прочими немаловажными качествами.

Естественно, формирование основ педагогического мастерства не ограничивается одними лишь задатками и элементами профессиональной пригодности. Иваном Федоровичем Харламовым была разработана концепция, согласно которой пригодность к той или иной службе должна обуславливаться не только задатками, но и рассмотрением отдельных противопоказаний. Основы и сущность педагогического мастерства не допускают наличие таких качеств, как аморальность, равнодушие к детям, недостаточное интеллектуальное развитие, слабохарактерность, вспыльчивость и многое другое.

Преобладание каких задатков важнее - интеллектуальных или психических? Большинство педагогов твердят о некой гармонии между двумя этими группами, соблюдении баланса. Специфическое мнение высказал лишь Антон Семенович Макаренко: дети способны простить педагогам слабохарактерность, чрезмерную сухость и даже вспыльчивость, но никогда не простят плохого понимания своего дела. Любой ребенок превыше всего ценит в учителе его профессионализм, ясную мысль и глубокое знание предмета.

Противоположное мнение высказал Константин Дмитриевич Ушинский. Он утверждал, что нельзя называть педагогом того, кто в своей деятельности отдает приоритет обучающей деятельности. Учитель - это еще и воспитатель. Основы педагогического мастерства должны включать в себя как просветительские, так и воспитательные элементы. Для соблюдения баланса между двумя этими сферами необходимо грамотное применение профессиональных знаний и формирование особой методики их применения.

Педагогические знания

Основы и сущность педагогического мастерства учителя определяются наличием особых знаний. Безусловно, это не исключительный компонент. Здесь же следует выделить черты характера, темперамент, уровень интеллектуального развития и многое другое. Тем не менее, именно знания помогают педагогу качественно ориентироваться в ходе своей служебной деятельности.

Педагогика являет собой научную сферу, которая вбирает идеи из различных областей человеческого знания. Эти области позволяют обуславливать средства, закономерности, цели и обучающе-воспитательные принципы. Педагогика тесно граничит с такими научными дисциплинами, как физиология, история, философия, психология и антропология. Из-за этого знаниевый компонент педагогического работника можно назвать универсальным. Он обладает рядом особенностей: межпредметностью, достаточно высоким уровнем обобщения, системностью, комплексностью и рядом других элементов.

Личностная окрашенность усвоения и воспроизведения профессиональных знаний также играет важнейшую роль в формировании основ педагогического мастерства. Педагогический такт позволяет работнику оптимально ориентироваться в служебном пространстве и качественно организовывать учебно-воспитательную деятельность. Высокопрофессиональный работник образовательный сферы как бы "пропускает через себя" разные научные факты, основы педагогического мастерства, воспитательные приемы и прочие необходимые для реализации служебной деятельности элементы. Это позволяет адаптировать изученный педагогом материал к конкретным служебным ситуациям. Но как выработать такую способность? Субъектное отношение к полученным сведениям можно сформировать только благодаря ряду профессиональных способностей. О них будет рассказано далее.

Педагогические способности

Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития тесно связаны с рядом учительских приемов - так называемых способностей. По мнению ряда исследователей, педагогические способности обеспечивают повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности. Они рассматриваются в качестве важнейших элементов в системе педагогического мастерства.

Способности педагога являются структурными компонентами учительского профессионализма и одновременно ведущими факторами и основами педагогического мастерства. Учебное пособие Сластенина содержит в себе определение педагогических способностей: это элементы, которые рассматриваются в качестве индивидуальных устойчивых свойств педагога, состоящих в специфической чувствительности к объекту и условиям педагогического труда. При помощи профессиональных способностей могут быть выработаны продуктивные модели искомых качеств воспитуемых лиц.

Согласно Ивану Андреевичу Зязюну, совокупность педагогических способностей являет собой сложное синтезированное сочетание интеллектуальных и психических свойств личности педагога, которые обуславливают успех его служебной деятельности.

Щербаков выделяет несколько профессиональных способностей педагога, которые образуют собой сложную динамическую структуру. Это конструктивные, организаторские, ориентационные, коммуникативные, развивающие, информационные, мобилизационные, гностические, исследовательские и прочие виды способностей. Суть каждого из перечисленных типов сводится к одному: уметь видеть в детях хорошее и плохое, понимать воспитуемых лиц, чувствовать, как они воспринимают полученную информацию, объективно оценивать их способности, умения, знания и рабочие способности. Необходимо активно использовать творческий подход, хорошо владеть языком, умело организовывать детей, проявлять педагогический такт, качественно проводить любые формы занятий: семинары, лабораторные работы или лекции. Основы педагогического мастерства складываются из мелочей. Объединить их и попытаться грамотно использовать можно лишь с помощью различных видов педагогических технологий.

Педагогическая техника как основа педагогического мастерства

Сегодня крайне наиболее востребованы способности учителя к рефлексии, эмпатии, умению качественно организовать педагогическую коммуникацию в системе "учитель-ученик", а также ряду креативных навыков. Все это определяет инновационную культуру учителя.

У каждого педагога профессиональные способности конструируются и развиваются по-разному. Динамика и интенсивность их нормирования являются важнейшими характеристиками как структурных компонентов педагогического мастерства. Анализ процесса развития и становления способностей можно обнаружить не у каждого педагога. Связано это с наличием знаний и достижением определенного уровня развития профессиональной пригодности и педагогической направленности личности учителя.

Особое место в конструировании мастерства учителя занимает педагогическая техника. Макаренко был убежден, что проблема технологизации образовательного процесса является одной из важнейших в настоящее время. Суть проблемы он видел в том, что педагогические теории ограничиваются регламентацией общих положений и принципов, а переход к технике предоставлен творчеству и находчивости каждого отдельного работника. Технику знаменитый педагог рассматривал как управлением мимикой и эмоциональным состоянием, а также всем организмом в целом. Макаренко говорил о важности учительского артистизма и владения техникой речи.

Более точное и конкретное определение предоставил Юрий Петрович Азаров. В его представлении техника это совокупность приемов и средств, с помощью которых мастер-воспитатель может добиться воспитательного результата. Техникой называют составную часть мастерства. Мастерство же проявляется в поведении педагога, в том, как он владеет своим голосом, как проявляет радость, гнев, доверие, сомнение и прочие привычные эмоции, обуславливающие формирование основ педагогического мастерства. Самообразование здесь играет значительную роль: контролировать свои психические процессы человек может только самостоятельно.

Шоцкий и Гримоть в учебном пособии "Педагогический профессионализм" рассуждают о технике как совокупности навыков, позволяющих учителю выражать себя как личность - то есть более творчески, ярко и глубоко. Учеными были выделены группы основ педагогического мастерства:

  1. Навыки, связанные с организацией себя и своего организма (пантомимика и мимика, речь и учительский такт).
  2. Совокупность умений и навыков, воздействующих на личность и раскрывающих технологическую сторону образовательного процесса (организационные, дидактические, коммуникативные, конструктивные и прочие элементы, а также коллективное творческое дело, соответствующий стиль общения и т. д.).

В педагогике очевидны неразрывное единство и взаимосвязь всех представленных комплексов умений и навыков в рамках педагогической техники. Школьный работник, который стремится овладеть соответствующим мастерством, должен воплощать это единство в собственной профессиональной деятельности и построении основ педагогического мастерства. Дисциплина, и соблюдение этики здесь играют особую роль. Об этих двух явлениях будет рассказано далее.

Профессиональная этика педагога

Понятие этики имеет несколько трактовок. Это и философское учение, и научная дисциплина, и простой кодекс поведенческих норм. В рамках педагогики этикой называют совокупность моральных установок и элементов нравственного поведения. Этика обеспечивает нравственный характер отношений между людьми.

Как известно, на педагога возложена особая миссия. Он должен не только обучать детей, прививать им интеллектуальные способности и формировать определенные знания, но и воспитывать их. Важной составляющей профессионализма современного учителя является его этика и духовно-нравственная культура.

Педагог должен принимать участие в процессе воспроизводства нравственного сознания личности. Причем делать он это должен как концентрированный носитель социальной морали. Через педагогические общение как основу педагогического мастерства работник образовательного учреждения должен раскрывать учащимся красоту человеческих поступков. Привитие нравственного мышления и формирование морали возможно только тем субъектом, что сам стремится к идеалу морального облика. Здесь снова следует вспомнить про самообразование. Формирование основ педагогического мастерства включает в себя развитие нравственных личностных черт.

Педагогической этике уделял внимание Сухомлинский. Знаменитый ученый указывал, что учитель становится воспитателем лишь в том случае, если овладеет тончайшим инструментом воспитательного процесса - наукой о морали и нравственности. Без знания теории морали подготовка учителя будет сегодня неполноценной.

Учитель должен соблюдать определенный баланс между разными чертами характера. Так, он должен быть строг и демократичен. В своей работе необходимо ориентироваться на каждую отдельно взятую личность, но и на все группу тоже. Учитель тоже человек, ему допустимо совершать ошибки. Не стоит их скрывать. Наоборот, каждый промах будет отличным продуктом для анализа и дальнейшей оптимизации своей профессиональной деятельности.

В разных программах основы педагогического мастерства по-разному классифицируются, однако неизменными остаются задачи и категории педагогической этики. В числе задач следует выделить:

  • изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного педагогического сознания;
  • исследование характера моральных отношений педагога с учениками;
  • анализ методологических проблем;
  • разработка нравственных аспектов учительского труда;
  • выявление требований, которые предъявляются к нравственному облику учителя.

Среди основных этических категорий следует выделить справедливость, педагогический долг, профессиональную честь, педагогический авторитет, а также чувство такта. Учительский такт составляют следующие элементы:

  • деловой тон и особая манера общения;
  • внимательность и чуткость;
  • требовательность и уважительность;
  • умение слышать и видеть ученика, сопереживать ему.

Проявляется такт во внешнем виде педагога, умении грамотно и быстро оценивать обстановку, самокритичном оценивании своей деятельности, сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся и т. д.

Творческий подход педагога

Современный учитель должен быть творческой личностью. Такое правило появилось совсем недавно, но уже крепко устоялось в сознании большинства людей. Работу педагога следует освобождать от однообразия и рутины. Необходимо искать новые, оригинальные и необычные подходы к организации профессиональной деятельности. Необходимо быть замотивированным на творчество как на одну из основ педагогического мастерства:

1) включающего развивающую культурно-образовательную сферу;

2) сочетающегося с учебно-познавательной средой;

3) тесно связанного с эмоциональным развитием школьников.

Выше были перечислены основные условия формирования творческого потенциала личности. Следует также учитывать, что приоритетное место в организации творческой деятельности учащихся следует отдавать личностно-деятельностному подходу. Суть его кроется в принятии ребенка как личности духовной, социальной и креативной.

Исследователями выделяется несколько эвристических методов и приемов, которые можно использовать для развития личности. Это "мозговая атака", "аналогии", "метод синектики", "завышение оценки" и многое другое. Все эти методы представляют собой психологические механизмы, используемые для нестандартного раскрытия способностей учеников. В отличие от традиционных форм занятий, творческие подходы позволят сформировать более целостный образ, предоставить множество ответов.

Основы педагогического мастерства невероятно обширны в своем многообразии. Если речь идет о творческом подходе, то особую роль здесь займет адаптивная школа. Она базируется на принципах ориентировочной функции знаний, психологической комфортности, креативности, смыслового отношения к окружающему миру и т. д. Принцип адаптивности позволит более глубоко и целостно исследовать психическое состояние ребенка, а также обеспечит оптимальное развитие его личности.

Творческий подход чаще всего применяется в качестве основы педагогического мастерства в СПО. Педагог в полной мере использует все формы нетрадиционного обучения и воспитания. Это помогает в развитии самостоятельности учащихся, формировании нестандартного мышления и творческого начала.

Развитие способностей учащихся

Учитель нужно учитывать познавательный интерес школьников как их избирательную направленность на окружающие объекты, явления и процессы существующей действительности. Для этого педагогу следует демонстрировать собственные интеллектуальные умения и эмоциональные состояния. Известно, что познавательный интерес учащихся проявляется как стремление заниматься определенной сферой знаний. Но для этого необходим определенный стимул, личностный побудитель к преодолению трудностей. Необходимо выработать чувство удовлетворенности, радости от познавательного процесса.

Интересы школьников формируются по двум каналам:

  • через средства отбора и использования информации;
  • через средства включения школьников в познавательную деятельность.

Первый путь считается базовым. Приступая к его реализации, педагог должен помнить о том, что информация носит следующий характер:

  • заставляет учеников думать, воображать и удивляться (такого рода информация вызывает желание поиска);
  • направлена на связи внутрипредметного и межпредметного характера;
  • ориентирована на использование знаний в жизни и практической деятельности.

Реализация второго пути учитывает ряд требований, предъявляемых к деятельностному процессу школьников. Она вызывает стремление находить положительные стороны в обучении, развивает воображение и смекалку. Такого рода информация нацелена на разрешение определенных противоречий. Она заставляет решать задачи и проблемы с разных сторон. Наконец, она ориентирует на применение знаний в новых условиях. Происходит это благодаря заметному эмоциональному отклику, стимулированию волевого напряжения, включения в процесс заданий и задач, предполагающих исследовательские элементы.

Для формирования интеллектуальной самостоятельности учащихся учителю придется воспользоваться некоторыми основами педагогического мастерства:

  • дисциплина, содержащая в себе учебный материал, должна быть разбита на логические целостные части. Нужно составлять план, объяснять переходы от одной составной части к другой.
  • Необходимо формулировать вопросы к учебному материалу в процессе его осмысления.
  • Нужно решать познавательные задачи по ходу составления наглядных пособий, а также в условиях созданной учителем проблемной ситуации.
  • Необходимо делать обоснованные заключения и выводы, соотносить итоги исследований с познаваемыми явлениями, проверять их на достоверность.

Самостоятельная деятельность учеников может проявляться в виде работы с учебными пособиями, в виде конспектирования, выполнения творческих, лабораторных, исследовательских и прочих работ.

Совершенствование педагогического мастерства

Разобравшись с вариантами развития способностей учащихся, следует перейти к характеристике педагогического мастерства. Сегодня особенно остро стоит не столько проблема развития, сколько проблема приобретения соответствующих знаний и навыков.

Для начала следует выделить наиболее важный принцип: учитель не должен прекращать учиться. Его самосовершенствование не должно иметь границ, работа над собой должна продолжаться все время.

Как и ученики, педагоги должна уделять большую часть времени самообразованию. В ходе личностного развития и самоанализа вырабатывается преобладающее количество навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Ответы на многие вопросы будут получены лишь в том случае, если учитель сам изъявит желание поработать над собой. Для этого, как известно, нужен побудитель. Основной мотив понятен - это желание оптимизировать образовательный процесс, сделать из детей полноценных членов общества. Есть также факультативные критерии - желание продвинуться по должности, получить профессиональное повышение, поднять уровень заработной платы, повысить свой авторитет и т. д.

Для совершенствования собственных навыков необходимо обратить внимание на основные этапы оптимизации педагогического мастерства.

Первый этап именуется установочным. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу. Следующий этап именуется обучающим. Педагог знакомится с методической и психолого-педагогической литературой. На третьем этапе происходит отбор и анализ педагогических фактов - реализуются основные практические задачи. Предпоследний этап именуется теоретическим. Накопленные факты подлежат анализу и обобщению. Последняя фаза именуется контрольно-итоговой. Здесь педагог обобщает наблюдения и оформляет результаты.

Программы и методические материалы

В процессе разбора основ учительской деятельности были рассмотрены основные концепции и теории разных авторов и исследователей. Это различные учебные пособия, научно-популярная литература и даже тесты по основам педагогического мастерства. Большинство заданий включают в себя поиск ответов на вопросы об идеальном педагоге, о процедуре обучения, процессах развития, формирования, о педагогическом эксперименте, тестировании, целостности педагогического процесса, типах и структуре урочных систем и т.д.

Среди наиболее известных и популярных отечественных педагогов следует выделить, конечно же, Макаренко, Сухомлинского и Ушинского. Это три столпа науки о методах и способах образовательного процесса.

Комментарии