Дюк Эллингтон: биография, дата и место рождения, личная жизнь, интересные факты, творчество, джазовая музыка, исполнение и репертуар
Известный джазовый критик Владимир Фейертаг в своей статье назвал Дюка Эллингтона "баловнем джаза". Неудивительно - удача сопутствовала ему на протяжении всей карьеры. Удачно начав в эпоху, когда популярность больших свинг-бэндов достигла пика, Дюк вместе со своим оркестром очень быстро достиг успеха. И даже после войны, когда ушел в тень незамысловатый танцевальный свинг, Эллингтон не только остался на плаву вместе со своим большим ансамблем, но и продолжал пользоваться любовью публики всего мира, до последних дней гастролируя и записываясь.
С абсолютной уверенностью можно сказать, что причина такой популярности кроется в оригинальности и одновременно большой гибкости таланта Дюка, всегда умевшего уловить новое в музыке, не задерживаясь в рамках традиционного джаза. Данная биография Дюка Эллингтона - краткое содержание его обширной деятельности, оставившей огромный след не только в джазовой музыке, но и в мировом культурном наследии.
Детство и юность
Эдвард Кеннеди Эллингтон - таково настоящее имя музыканта - родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. Его отец, Джеймс Эдвард Эллингтон, одно время служил дворецким в Белом доме, и в целом семья, в которой рос мальчик, была благополучной и вела гораздо более спокойную жизнь относительно тех условий, в которых росло большинство известных деятелей джаза того времени. У Эллингтона было счастливое детство - он воспитывался, окруженный заботой и родительской любовью.
Мать его неплохо играла на фортепиано и с самых ранних лет начала учить сына основам этого искусства. Он делал большие успехи, и ему наняли уже опытного преподавателя музыки. Лет в одиннадцать Эллингтон начинает писать собственные композиции, первая из известных нам - рэгтайм Soda Fountain Rag 1914 года.
Сначала юноша собирался стать художником и даже отучился в специализированной школе. Однако, проработав некоторое время плакатистом, в 1917 г. он пришел к решению избрать своим основным занятием музыку и поэтому бросил прежнюю работу. Теперь единственным источником заработка стала игра в местных джазовых оркестрах, а параллельно Эллингтон, не теряя времени, совершенствовал свое мастерство у известных музыкантов.
Начало карьеры
Уже в 1922 году у Эллингтона появляется свой квартет, состоящий из близких друзей, под названием The Wasingtonians ("Вашингтонцы"). От них же он и получил прозвище Дюк (от английского Duke - герцог). В 1923 году они получают длительный ангажемент в нью-йоркском клубе "У Бэррона", а оттуда перебираются в The Kentucky Club.
Немного погодя - с 1924 года - начинают выходить их первые грамзаписи. Эллингтон, в отличие от некоторых своих предшественников, записывался достаточно охотно.
В 1926 году происходит знакомство Эллингтона с Ирвингом Миллсом, который и становится спустя некоторое время его менеджером. Именно он предлагает расширить ансамбль до десяти человек и превратить его в полноценный оркестр - Duke Ellington and His Orchestra.
В 1927 году они начинают выступать в более престижном, чем предыдущие, Cotton Club. Их игра широко транслировалась по радио, что сделало оркестр известным по всей стране.
В 1931 году Дюк Эллингтон с оркестром, не прекращая записывать пластинки, отправляется в первый концертный тур. Это принесло ему дополнительную славу. Тогда же он успел поучаствовать в бродвейском музыкальном шоу Show Girl (лето 1929 года), а спустя год - в фильме Check and Double Check.
Фирменный стиль
Дюк Эллингтон по праву считается первооткрывателем такого понятия, как саунд-оркестра. Это уникальное звучание, позволяющее безошибочно отделить один бэнд от другого. Эллингтон добился этого, умело используя индивидуальные возможности каждого из музыкантов своего оркестра: в разное время - трубачей Баббера Майли, Чарли Эрвиса, Трикки Сэма Нэнтона, Кути Сэма Уильямса, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни и других.
Первые годы оркестр и джаз Дюка Эллингтона того времени связаны со "стилем джунглей" - это сложные аранжировки и "визитная карточка" - резкая, громкая труба Джеймса Баббера Майли. Примерами такого стиля могут служить композиции East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Harlem Speaks и другие. East St.Louis Toodle-oo - также первая песня за авторством собственно Дюка Эллингтона, выпущенная в 1926 и затем перезаписанная в 1927 году.
Другой характерный для эллингтоновского бэнда стиль - "стиль настроений", во многом связанный со звучанием альт-саксофона Джонни Ходжеса. К нему относится Mood Indigo, в 1931 году ставшая одним из пяти лучших хитов. В том же году появились It Don't Mean A Thing и Sophisticated Lady, также занявшие первые места в строчках хит-парадов.
Стоит отметить, что такие композиции, как Sophisticated Lady и Stormy Weather, появившиеся по меньшей мере за три года до "свингового бума", фактически опередили свое время и предвосхитили появление этого стиля.
Мировые гастроли
В 1933 году коллектив впервые отправляется за границу: он объезжает с концертами Европу, выступает в знаменитом лондонском театре "Палладиум", в том числе перед членами королевской семьи, с которыми после удостоился пообщаться. Следующее турне проходило в Южной Америке, а в 1934 году оркестр объехал и Северную Америку тоже.
Кроме гастролей, не прекращалась работа и по записи новых композиций: осенью 1934 года на первых строчках хит-парадов его песня Saddest Tale, в следующем году среди лучших - Merry-Go-Round, Accent Of Youth, Cotton. В 1936 году коллекция хитов пополняется такими вещами, как Love Is Like a Cigarette и Oh Babe! Maybe Someday. Параллельно музыка Дюком Эллингтоном пишется и для кинофильмов: саундтреками за его авторством могут похвастаться Many Happy Returns, детища Голливуда A Day at the Races и Hit Parade (1937 года).
Многие композиции, принадлежащие оркестру, не были придуманы лично Эллингтоном: одни из лучших своих вещей он написал вместе с другими музыкантами или художественно обработал идеи своих друзей. Такова, например, судьба уже ставшего классикой джазового стандарта The Caravan, автором которого был тромбонист Хуан Тизол.
Однако не все было безоблачно в жизни Дюка: в 1935 году умерла его мать, и это стало большим ударом для музыканта. Тот период отметился кризисом и продолжительным застоем в его творчестве. Разрешила его вышедшая в 1935 году композиция Reminiscing in Tempo, гораздо более спокойная, чем предыдущие его свинговые вещи, без танцевального ритма и характерной для джаза импровизацией.
Развитие музыки
Конец 1930-х годов оказался значимым и для биографии Дюка Эллингтона, и для его оркестра: команда пополнилась новыми людьми. Во-первых, в 1939 году появился талантливый пианист, композитор и аранжировщик Билли Стрэйхорн. Он не играл с оркестром на концертах - этим занимался Дюк, однако сделал невероятно много для развития музыки группы. В соавторстве со Стрэйхорном Эллингтоном было написано множество хитов, среди которых одним из наиболее известных является Take The A Train 1941 года.
Также это время отметилось приходом тенор-саксофониста Бена Уэбстера и контрабасиста Джимми Блентона. Их влияние на "саунд" эллингтоновского оркестра было настолько мощным, что некоторые стали называть эту эпоху в существовании оркестра по их именам.
Вторая мировая война
С началом Второй мировой войны правительство США издало ряд ограничений на развитие развлекательной индустрии: закрылись многие клубы и площадки для выступлений, запись музыкантов была запрещена. Это сильно подорвало активность оркестра: не имея возможности активно записываться, Дюк Эллингтон обращается к другим формам и жанрам. Он создает большие музыкальные произведения – например, Black, Brown and Beige, одну из самых длинных и серьезных его вещей – а также выступает с рядом сольных концертов в Карнеги-холле (1943 год).
После окончания войны возникло сложное положение. С одной стороны, запрет на запись сняли - Эллингтон вновь получил возможность активно творить, и он незамедлительно этим воспользовался, выпустив хит I'm Beginning to See the Light, записанный вместе с Джонни Ходжесом.
С другой стороны, этот продолжительный застой оказался губительным для больших свинг-бэндов: они были воплощением танцевального джаза, легкой, развлекательной музыки. Теперь же места популярной легкой музыки активно завоевывали певцы, а джаз становился более серьезным и сложным искусством, вступая в новую стадию развития - бибоп. Свинг оказался не нужен, и большинство свинг-бэндов распалось. Из оркестра Дюка также стали уходить музыканты.
Фестиваль в Ньюпорте
Однако биография Дюка Эллингтона дала крутой вираж 7 июля 1956 года на джазовом фестивале в Ньюпорте. Там оркестр Эллингтона выступил со старым хитом Dimuendo and Crescendo in Blue, кульминацией которого стало длиннейшее соло на саксофоне Пола Гонзалеса. Музыкантам устроили овацию; Дюк снова оказался на вершине славы. Фото Дюка Эллингтона появляется на обложке журнала Time, а звукозаписывающий лейбл Columbia вновь заключает с ним контракт.
Новое звучание
На новом этапе творчества Дюк Эллингтон привносит в свою музыку множество сторонних веяний. Например, он широко использует элементы новых джазовых стилей, таких как бибоп и кул, в небольших композициях. Однако гораздо большее внимание уделяется произведениям крупной формы. Эллингтон создает ряд оркестровых сюит, и звучание некоторых из них навеяно произведениями классических композиторов: Shakespearean Suite (1957), Nutcracker Suite (1960), Per Gynt Suite (1962), The Far East Suite (1965), New Orleans Suite (1971) и многие другие. Параллельно он продолжает писать музыку к кинофильмам: саундтреками за его авторством могут похвалиться "Асфальтовые джунгли" (1950), "Анатомия убийства" (1959), "Парижский блюз" (1961) и прочая.
Также Эллингтон обращается и к совершенно другим жанрам: например, по заказу великого итальянского дирижера Артуро Тосканини он пишет музыку для симфонического оркестра, а в 1965, 1968 и 1973 годах создает три концерта духовной музыки.
Концертная деятельность
Несмотря на сочинительскую деятельность, Дюк Эллингтон продолжает активно гастролировать, в основном со старыми своими хитами. В 1958 году он отправляется на гастроли в Европу и после этого уже практически весь остаток жизни проведет в разъездах. Так, в 1963 году он снова отправится в Европу, затем в страны Среднего и Дальнего Востока, в 1964 году посетит Японию.
Биография Дюка Эллингтона того времени пестрит историей записей и совместных выступлений вместе со многими известными джазовыми исполнителями: Луи Армстронгом, Джоном Колтрейном, Каунтом Бейси, Коулменом Хокинсом (1961-1962 гг.) В 1966-67 гг. он дал две серии концертов с Эллой Фицжеральд в Европе.
В сентябре 1971 года состоялись гастроли Эллингтона в Советском Союзе. Он посетил Ленинград, Москву, Киев, Минск и Ростов-на-Дону.
Уход из жизни
Еще в 1973 году врачи поставили Дюку Эллингтону диагноз: рак легких. Несмотря на него, он до последних дней жизни много записывался и выступал с концертами, продолжая вести активную жизнь. Однако он в 1974 году заболевает пневмонией и 24 мая уходит из жизни.
Похоронен этот выдающийся джазовый композитор на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк.