Характеристика налогов: функции, методы и принципы
Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций согласно процедуре, закрепленной в законе. Нужность характеристики налоговой системы следует из основополагающих задач страны. Исторические особенности развития государства определяют каждый этап развития системы фискального обложения. Структура, организация, характеристика налоговой системы государства свидетельствуют об уровне ее развития в сфере экономики. В данной статье мы расскажем о действующем фискальном обложении в нашей стране. Приведем и опишем краткую характеристику налогов государства.
Принципы взимания налогов
Основные догмы построения фискальной системы в России определены главным законом в налоговом законодательстве - Кодексом. В России существует налоговая система, состоящая из трех уровней:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Налоговый кодекс, являющийся на текущий момент главным законодательным документом о фискальных сборах, состоит из двух частей, описывающих:
- главные принципы работы системы налогов и сборов;
- отношения между гражданами, организациями и государством по конкретным видам платежей.
Принципы налогообложения
Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:
- Справедливость.
- Определенность.
- Удобство.
- Экономия.
Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:
- Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
- Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
- Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
- Налоги должны быть обоснованы.
- Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
- Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
- При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
- Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.
Элементы налога
Определение понятия "налог" и общая характеристика налогов представлены в восьмой статье НК РФ. Налогом является обязательный сбор, уплачиваемый организацией или гражданином в форме изъятия в казну принадлежащих им на правах собственности, профессионального ведения или оперативного управления средств в целях обеспечения деятельности страны, образований муниципалитета.
В законодательном порядке должны быть обязательно закреплены все элементы налога:
- субъект;
- объект;
- база для налога;
- ставка;
- период;
- льготы;
- порядок начисления;
- процедура и сроки уплаты.
Субъект фискального сбора - это лицо, которое обязано платить налоги в казну государства. Иногда налог может быть переложен субъектом сбора на другое лицо. Это касается косвенных налогов. Под субъектом налога понимается физическое лицо, которое формально должно его платить. Носитель фискального сбора - лицо, фактически его уплачивающее. Это разграничение играет важную роль в характеристике налогов.
Фискальным законодательством установлено, что в качестве субъектов признаются:
- юридические лица и граждане;
- индивидуальные собственники бизнеса.
Объект фискального обложения является важной характеристикой налогов и представляет собой предмет, подлежащий налогообложению. Фискальным законодательством узаконены следующие объекты:
- прибыль;
- стоимость товаров или услуг;
- суммарный доход граждан;
- средства транспорта;
- имущество.
База для налога - это еще одна стоимостная, физическая характеристика налогов. Она служит для измерения объекта фискального обложения и является величиной, с которой исчисляется налог.
Ставка налога - это величина фискальных начислений на единицу базы для исчисления налога.
Ставки налогов бывают процентными и твердыми. Процентные ставки привязываются непосредственно к базе исчисления. Твердые ставки устанавливаются в абсолютном выражении на единицу налоговой базы.
За период уплаты налога принимается год или иной временной отрезок, по завершении которого определяется база для налога и исчисляется подлежащая уплате сумма. Для каждого фискального сбора закрепляется свой период, это может быть год, квартал или иной временной отрезок.
Льготами по налогам считаются предоставляемые определенным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.
На сегодняшний момент фискальным законодательством предусмотрена следующая льготная система:
- минимум, не подлежащий налогообложению;
- возможность не платить налоги;
- уменьшение ставок;
- изъятие из обложения конкретных элементов объекта сбора.
Для того чтобы объект обложения можно было считать таковым, в общей характеристике налогов должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у плательщика возникают обязанности по их уплате.
При помощи элементов в фискальном законодательстве устанавливается процедура, предусматривающая процедуру расчета сборов. Приведенные элементы представляют собой общую характеристику налогов.
Критерии работы системы налогообложения
Критерии качества, являющиеся общей характеристикой фискальной системы:
- Сбалансированность бюджета страны.
- Эффективность. Проводимая фискальная политика должна благоприятствовать устойчивому экономическому развитию определенных отраслей.
- Низкий уровень инфляции. Проводимая фискальная политика должна обеспечивать корректное соотношение всех сборов с целью достижения стабильности цен и предотвращения инфляции.
- Эффективность социальной политики.
- Своевременность и полнота уплаты налогов.
Перспективы развития
Основные тенденции разработки системы налогов и сборов:
- Уменьшение фискального бремени.
- Устранение противоречий в законодательстве, регулирующем фискальные отношения.
- Постепенный перенос фискального бремени с компании на обязательную ренту за пользование ресурсами природы.
- Увеличение веса прямых сборов, сокращение доли косвенных налогов.
- Развитие фискального федерализма.
- Совершенствование и неукоснительное соблюдение принципов построения системы налогов и сборов в стране.
- Увеличение политической ответственности.
- Гибкое реагирование системы обложения на изменения конъюнктуры в экономике.
- Повышение фискальной дисциплины и налоговой культуры плательщиков.
- Выравнивание условий обложения за счет уменьшения и структурирования фискальных льгот.
- Улучшение системы контроля и ответственности за совершение правонарушений в сфере фискального законодательства.
Виды налогов
В нашей стране устанавливаются фискальные сборы в зависимости от отнесения их к тому или иному уровню бюджета:
- Налоги федерального уровня, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории нашей страны.
- Региональные и местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, региональными законами субъектов страны, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоги регионального уровня обязательны к уплате для граждан и организаций, расположенных на территории субъектов РФ, а налоги местного уровня - образований муниципалитета.
При принятии налога регионального или местного уровня определяются:
- ставки фискальных сборов;
- порядок и периоды уплаты;
- отчетные формы, порядок и сроки их предоставления.
Законодательные органы субъектов страны и местных органов управления могут также предусматривать фискальные льготы и правила их использования гражданином или организацией.
Налоги и сборы федерального уровня
Перечислим фискальные сборы, относящиеся к федеральному бюджету:
- НДС. Косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в казну страны доли стоимости товара, создающейся на всех стадиях производства, вносимый в бюджет по мере продажи товаров.
- Акцизы. Еще один косвенный налог, налагаемый в момент производства на табак, вино и другие изделия массового производства внутри государства.
- Налог на финансовый результат организаций. Базовая ставка - 20 % (3 % перечисляют в федеральный бюджет, а 17 % - в региональный).
- Налог на прирост капитала. Сбор с доходов физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала, который получается от продажи ценных бумаг, драгоценных металлов и имущества.
- Налог на доходы граждан.
- Взносы в социальные внебюджетные фонды страны. В основном сюда относится ЕСН.
- Госпошлина. Это сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы определенного уровня.
- Таможенная пошлина и сборы. Это обязательные платежи, уплачиваемые органам таможни в связи с перевозом товаров через границу государства. Уплата таможенного сбора является обязательным условием пересечения товаром границы и обеспечивается в случае необходимости мерами принуждения.
- Фискальный сбор за использование недр земли. Это, например, плата за землю или акваторию моря.
- Фискальный сбор на воспроизводство базы минералов и запасов сырья.
- Фискальный сбор на дополнительный денежный результат от добычи нефти и так далее.
- Налог на право пользования объектами природного, водного мира.
- Лесной фискальный сбор. Налогоплательщиками признаются организации и граждане, осуществляющие пользование лесным фондом.
- Водный фискальный сбор. Налогоплательщиками считаются организации и граждане, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством страны.
- Экологический фискальный сбор. Плата организаций за негативное воздействие на природу, которое они оказывают при ведении своей деятельности.
- Лицензионные сборы на уровне государства. Максимальная величина ставки сбора - 10 %.
Налоги и сборы регионального уровня
Перечислим фискальные сборы, относящиеся к бюджету регионов:
- Налог на активы компаний. Объектом признается движимое и недвижимое имущество организации, учитываемое на бухгалтерском балансе в виде основных активов.
- Налог на недвижимость. Сбор будет рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости и с учетом ставки, которая может варьироваться от 0,1 до 2 %.
- Фискальный сбор на дороги. Это плата за ущерб трассам.
- Транспортный фискальный сбор. Налог, взимаемый с владельцев транспортных средств.
- Фискальный сбор с продаж. Косвенный сбор, взимаемый в момент покупки товаров. Как правило, он рассчитывается как доля от стоимости проданного товара.
- Лицензионные сборы регионального уровня. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие в уполномоченных органах лицензии, предусмотренные законодательством на осуществление на территории субъекта определенных видов деятельности.
Налоги местного уровня
Перечислим фискальные сборы, пополняющие местные бюджеты:
- Налог на землю. Этот фискальный сбор уплачивают организации и граждане, обладающие участками земли на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного владения.
- Налог на имущество граждан. Плательщиками являются собственники имущества, признаваемого объектом фискального обложения.
- Налог на рекламу. Плательщиками выступают организации и граждане, рекламирующие продукцию. Объектом взыскания сбора служит стоимость работ и услуг по распространению и изготовлению рекламы.
- Налог на наследование или дарение. Плательщиками сбора на наследование и дарение признаются граждане, получающие от других лиц в собственность имущество.
- Местные лицензионные сборы. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие лицензии для осуществления на местной территории определенных видов деятельности.
Налоги организаций
Дадим характеристику налогам организаций. В нашей стране организации уплачивают следующие налоги:
- Сборы федерального уровня: НДС, акцизы, налог на финансовый результат, на добычу полезных ископаемых, госпошлина, водный налог, сбор за пользование объектами природного мира.
- Сборы регионального уровня: налог на активы организаций, налог на транспорт.
- Местного уровня: фискальный сбор на землю.
Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов
Сравнительная характеристика налогов позволяет прийти к заключению о том, что многие фискальные сборы, у которых, по сути, один объект налогообложения, относятся к разным уровням власти.
Необходимо заметить, что Налоговый кодекс РФ создает возможность возникновения разногласий между интересами субъектов и местных органов власти. В случае введения налога на региональном уровне на недвижимость на территории субъекта заканчивается действие местных сборов на имущество граждан и земельного налога, являющихся главными источниками поступления средств в бюджеты местного уровня.
Итоги
Характеристика налогов РФ позволяет сделать вывод, что они как комплексное явление включают в себя совокупность определенных элементов. Каждый из которых имеет самостоятельное правовое значение. НК РФ введено правило: налог считается установленным, когда соответствующим фискальным законодательством определены существенные элементы обложения. Это определяет правовую характеристику налогов. В некоторых случаях при установлении налога могут также быть предусмотрены соответствующие льготы.
Специальным фискальным режимом считается особая система исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного временного периода, применяемая в порядке, установленном НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.
Понятие каждого элемента фискального сбора универсально, оно используется в процессах всеми государствами. Эти элементы использовались еще с момента зарождения государства.