Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника в домашних условиях
Интеллект (от лат. intellectus – "понимание", "рассудок") складывается из комплекса мыслительных способностей к познанию: восприятия, мышления, внимания, памяти. Они составляют его сущность. Именно над ними работают, когда ставят целью развитие интеллектуальных способностей. Лучший возраст для активизации интеллекта в домашней среде – младший школьный. В 6–10 лет все психические процессы интенсивно развиваются.
Для развития и закрепления навыков мыслительной деятельности есть много интересных заданий и упражнений, которые помогут родителям развивать в своих детях способность логически мыслить, быстро запоминать, быть внимательными. Предлагаем некоторые.
Развитие памяти
Развитие зрительной памяти
- Положите перед ребенком в ряд 5–7 цветных кубиков. Задание: запомни цвета и их последовательность. Через 30 сек. прикройте кубики, попросите изобразить последовательность цветов фломастерами на листе бумаги.
- Подберите рисунок со множеством небольших деталей. Дайте 30–40 сек. для разглядывания. Закройте. Задание: подробно расскажи, что нарисовано на картинке.
Развитие слуховой памяти
Подготовьте список из 10 пар слов, связанных по смыслу: лыжи – зима, самолет – путешествие и пр. Зачитайте их ребенку. Затем называйте одно слово из пары, второе должен назвать он.
Развитие памяти с использованием ассоциаций
- Положите 20 карточек с изображениями предметов. Приготовьте 8–10 слов. Читайте их с паузами. Предварительно попросите ребенка выбирать и откладывать в сторону карточку, которая поможет запомнить слово. В конце попросите назвать слова с опорой на карточки-подсказки.
- Подберите 5–6 слов. Попросите ребенка придумать к каждому слова-ассоциации. Например, для слова "лето" – каникулы, жара, пляж.
Развитие памяти и мышления
Приготовьте список из пар слов, не соединенных смыслом (машина – небо). Предложите придумать картинку, где оба слова-предмета объединятся. Хорошо, если это будут фантастические образы.
Развитие внимания
- Подготовьте рисунок с запутанными линиями. Вдоль одного края страницы указаны номера линий, вдоль другого – пустые окошки. Каждая линия берет свое начало слева, а заканчивается справа. Задача: проследить каждую линию и в ту клетку, где она заканчивается, записать ее номер. Начинаем с первой линии, затем переходим ко второй, и так нужно проследить все линии. Важно, чтобы ребенок выполнял это упражнение только взглядом, без использования пальца или карандаша.
- Предложите рассмотреть парные картинки, найти в них указанное количество различий.
- Во время чтения договоритесь с ребенком, что он должен подать знак, когда услышит в тексте условную фразу. В качестве такой фразы вы выбираете предложение или слова из читаемого текста.
Развитие мышления
- Предложите ребенку 4–5 слов, не связанных по смыслу (карандаш, цветок, конфета, шампунь, книга). Задание: подбери ассоциации, которые свяжут все слова, составь предложения. Должен получиться небольшой рассказ.
- Предложите ряд слов, объединенных формальным признаком, например: попугай, туман, порт, паспорт (лишнее слово на букву "Т"); листок, ветер, лилипут, минута (в одном слове вторая буква "Е"). Упражнение развивает умение находить нестандартные решения.
- Дайте 3 слова, два из них связаны логически. Задание: по этой же логике подбери пару к слову: вторник – среда, март – ... (апрель); нос – обоняние, ухо – ... (слух), астра – цветок, диван – ... (мебель).
- Дайте игрушку и лист, разделенный на четыре квадрата. Игрушку ребенок должен передвигать по квадратам, следуя вашим указаниям: налево, вверх, направо, вниз.
- Предложите 20 перемешанных карточек с изображением деревьев, рыб, одежды, птиц, обуви (по 4). Попросите ребенка назвать каждую группу одним словом. Попросите объединить эти 5 слов в две группы и объяснить, почему он так объединил.
- Задавайте логические задачи разной сложности на сравнение.
Примеры логических задач на сравнение:
- Юля аккуратнее Кати. Катя аккуратнее Лизы. Кто аккуратнее всех?
- Дима сильнее Егора и медленнее Стаса. Дима слабее Стаса и быстрее Егора. Кто сильнее всех и кто медлительнее всех?
- Леша темнее Юли. Юля ниже Лены. Лена старше Леши. Леша выше Лены. Лена светлее Юли. Юля младше Леши. Кто темнее всех, ниже всех, старше всех?
Развитие восприятия
- Предложите карточку с рисунками в форме геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов). Попросите найти число фигур каждого вида.
- Разложите перемешанные разрезанные части рисунков (овощи, фрукты, автомобили). Попросите собрать изображение. Предметы на рисунках могут быть разной величины.
- Рассматривайте вместе рисунки-головоломки. Их варианты многочисленны. При выполнении упражнения подсказывайте, какие предметы нужно увидеть и сколько.
Варианты заданий с рисунками-головоломками:
- взгляни на картинку (наложенные контуры 3–5 изображений) и назови все предметы;
- отыщи спрятавшихся на рисунке животных, птиц, людей;
- дорисуй незаконченные изображения, на которых представлена часть предмета (растения, буквы, мебели и пр.).
И в заключение следует отметить следующее: создайте в доме атмосферу для гармоничного интеллектуального развития детей, уделяйте внимание разностороннему развитию интеллектуальных способностей младших школьников.
Статья подготовлена по книгам Шамиля Ахмадуллина – психолога и основателя школы скорочтения.