Некрасов, "Современник": жизненный путь и творчество великого поэта

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821-го в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Сейчас это территория Украины.

Его произведения знакомы нам с детства и любимы, стихи Некрасова становятся народными песнями.

Также известно, что Некрасов - редактор "Современника".

Биография поэта

Мать Некрасова, Елена Андреевна Закревская, была одной из самых завидных невест – красивая и прекрасно образованная девушка, варшавянка, из богатой семьи.

Отец – молодой офицер квартировавшего в этом городке полка, кутила и игрок-картежник, поручик Алексей Сергеевич Некрасов, несдержанный, грубый, жестокий, к тому же малообразованный.

Любовь к картам, семейная черта Некрасовых, привела офицера к финансовым трудностям. К моменту знакомства со своей будущей женой он уже имел немало долгов. Но, несмотря на недостатки характера, поручик был любимцем женского пола. Прекрасная полячка влюбилась в него, и он решил воспользовался шансом жениться по расчету.

Родители девушки, конечно, были против этого брака, но Елена тайно обвенчалась с возлюбленным. Но, увы, брак оказался несчастливым для нее, так как муж не любил ее.

В этом союзе родилось 13 детей, выжило из них только трое.

Детство и юность Н. А. Некрасова

Детство поэта прошло в Ярославской губернии, в деревне Грешнево, в имении Некрасовых.

Большая семья переселилась туда после отставки из армии отца, Алексея Сергеевича Некрасова (1788—1862). Сыну Николаю на тот момент было 3 года.

Запущенное имение не давало возможности для того, чтобы достойно содержать семью, и отец устроился работать исправником, то есть начальником полиции.

В его обязанности входило "приведение в повиновение ослушных, преследование воров, разбойников, военных дезертиров и вообще беглых, взыскание податей". В свои разъезды отец часто брал с собой сына. Впечатлительный и ранимый Коля увидел много человеческого горя, что повлияло на его последующее восприятие мира.

В 1832 году Николай и его старший брат Андрей были отправлены на обучение в г. Ярославль, в гимназию. В учебе братья не особенно усердствовали, прогуливая занятия. На уроках Николай откровенно скучал, развлекаясь тем, что писал сатирические эпиграммы на учителей и гимназическое начальство, тем самым испортив с ними отношения. Кое-как доучившись до 5-го класса, гимназист оказался дома, в деревне, так как отец перестал оплачивать учебу, не видя в ней особого смысла.

Жизнь в Санкт-Петербурге

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным, поэтому по достижении Николаем 16 лет, в 1838 году, отправил его в Санкт-Петербург, чтобы определить в дворянский полк.

Но Николай оказался своенравным сыном, со своими взглядами на собственное будущее. Встретив в Санкт-Петербурге своего гимназического товарища и познакомившись с другими студентами, юный поэт принял твердое решение учиться в Петербургском университете.

Отцу пришлось не по нраву решение сына, и он прекратил оказывать всякую материальную поддержку 16-летнему юноше, оставив его без средств к существованию.

Николай стал готовиться к поступлению в университет, но, к сожалению, не сдал вступительные экзамены. Он смог стать только вольнослушателем на филологическом факультете.

С 1839 по 1841 годы проучился Некрасов в университете, и все это время перед ним очень остро стоял вопрос поиска хлеба насущного, так как ему элементарно было негде жить и нечего есть.

«Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Ужасная нищета закалила характер поэта, заставив находить заработок самостоятельно, но отрицательно сказалась на его здоровье. Она же неблагоприятно повлияла и на его характер: он стал «практиком», но, к сожалению, не в лучшем смысле этого слова.

Начало литературного пути

Потихоньку дела его стали налаживаться: он начал печатать маленькие статьи в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду», публиковаться в «Литературной газете», писать водевили для Александринского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский), сочинять сказки в стихах.

Когда у поэта появились первые сбережения, он решил напечатать свои стихи в сборнике под названием «Мечты и звуки», подписанном инициалами Н. Н. Это произошло в 1840 году.

Шквал критики, который обрушил на юного поэта, в частности, В.Г. Белинский, заставил Некрасова скупить и уничтожить практически весь тираж.

В наше время этот сборник является библиографической редкостью, хотя собранные в нем первые творения поэта очень незрелые.

Встреча с Белинским

Роль, которую сыграл в судьбе поэта В. Г. Белинский, невозможно переоценить. Это знакомство переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти критика.

В начале 1840-х годов Николай Алексеевич Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок».

В. Г. Белинский, руководивший критическим отделом в этом литературном журнале XIX века, получил возможность познакомиться с Некрасовым поближе. Некогда раскритиковавший первые стихотворения юного поэта критик теперь изменил свое мнение о нем, полюбив его и оценив достоинства его ума.

Он понял, однако, что проза Некрасова не представляет литературного интереса, но с восторгом принял его поэзию.

Вышли в свет его альманахи: в 1843 году «Статейки в стихах без картинок», в 1845-м - «Физиология Петербурга», в 1846 - «1 апреля», «Петербургский Сборник».

Публикации Некрасова стали появляться все чаще.

Н. А. Некрасов - создатель нового «Современника»

Успех сопутствует Некрасову, финансовое положение выправляется, и в конце 1846 года он становится владельцем литературного и общественно-политического журнала "Современник", основанного еще А. С. Пушкиным.

Литературная молодежь, работавшая в журнале «Отечественные записки» и составляющая его главный костяк, ушла вслед за Некрасовым в новый журнал.

Как редактор журнала «Современник», Н. А. Некрасов проявил во всей полноте замечательный организаторский талант.

Лучшие литературные силы собрались в этом передовом журнале того времени, к тому же их объединяла ненависть к крепостному праву.

«Современник» Н. А. Некрасова и его соратников стал ярким событием в литературном мире того времени.

«Современник» - орган революционной демократии

Почти двадцать лет, с 1847 по 1866 год, возглавлял Н. А. Некрасов издание, которое превратилось в орган революционной демократии.

Как издатель «Современника», Н. А. Некрасов вел пропаганду идеологии революционных разночинцев, выступая защитником крестьян.

В журнале была напечатана программа крестьянской социалистической революции, которую выработали Чернышевский, Добролюбов и их соратники.

В журнале работали видные писатели того времени — Салтыков-Щедрин, Григорович, Тургенев, Гончаров, Герцен, Толстой, Панаев.

«Современник» Некрасова и Панаева стал журналом, которого никогда раньше не было.

Первооткрыватель талантов

Белинский также перешел в «Современник», передав для публикации и свои материалы, которые он собирал для своего сборника «Левиафан».

В журнале «Современник» Некрасова впервые печатали свои произведения писатели и поэты, которые сами стали впоследствии широко известны, а их творения вошли в золотой фонд литературы XIX века.

Все это происходило благодаря необыкновенному чутью Некрасова на великие произведения и одаренных людей.

Таким образом, Николай Алексеевич Некрасов - организатор и создатель нового «Современника» - стал успешным первооткрывателем в мире литературы талантливых поэтов и писателей.

Кроме того, он печатал здесь свои стихи, приключенческие романы, написанные им в соавторстве с любимой женщиной А. Я. Панаевой, которая по совместительству являлась женой его друга и коллеги И. И. Панаева.

Деятельность Н. А. Некрасова, конечно же, не ограничивалась собственным творчеством: в своем журнале поэт проявил себя как революционер-демократ с активной жизненной позицией.

Как издатель «Современника», Н.А. Некрасов помогал русскому обществу исследовать и наблюдать реальную жизнь, прививал привычку думать и не бояться говорить то, что думаешь.

В 1859-1861 годах, в период революционного брожения в обществе, начались расхождения во взглядах и среди авторского состава «Современника». Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев понимали, что в обществе необходимы перемены, глубоко сочувствуя народу.

Но они не соглашались с Чернышевским и Добролюбовым, которые призывали к крестьянскому восстанию.

Запрет "Современника"

Естественно, революционные призывы власть не могла оставить без внимания.

В период 1848-1855 годов Некрасову, редактору журнала «Современник», пришлось очень нелегко: передовую журналистику и литературу стала преследовать царская цензура. Поэту нужно было проявить недюжинную изворотливость для спасения репутации издания.

Как редактор и один из авторов «Современника», Некрасов проделывал огромную работу. Для того чтобы выпустить в печать один номер журнала, ему приходилось читать более 12 тысяч страниц всевозможных рукописей (нужно ведь еще разобраться в чужом почерке), править около 60 печатных листов корректуры, а это почти 1000 страниц, из которых потом больше половины уничтожались цензурой. Он занимался всей перепиской с цензорами, сотрудниками – просто адский труд.

Неудивительно, что Некрасов серьезно заболел, но, к счастью, в Италии ему удалось поправить здоровье.

После выздоровления у поэта начинается счастливый и плодотворный период в жизни. Благодаря своей замечательно чуткой натуре и способности быстро улавливать настроение и взгляды окружения, он становится всенародно любимым поэтом, выразителем чаяний и страданий простых людей.

В 1866 году журнал «Современник» Некрасова все-таки закрыли, и через два года поэт арендовал у своего недруга Краевского «Отечественные записки», подняв этот журнал на тот же уровень, какой занимал «Современник».

Поэма «Современники» Николая Некрасова

Когда журнал оказался под запретом, поэт полностью отдался творчеству, написав много произведений на злободневные темы. Одним из таких произведений является поэма «Современники».

Поэма получилась многоплановой, сатирически обличительной, где при помощи иронии, гротеска, даже фарса отражена вся правда о тогдашней российской буржуазии, показан разгул казнокрадов, финансовых магнатов, которые прибирали к рукам власть и экономику России.

Современные поэту читатели безо всякого труда узнавали в каждом персонаже реальных чиновников. Поэма поражала читателей своей силой и правдой.

Творчество поэта

К 1856 году Некрасов, после семнадцати лет тяжелого труда, издает свой второй сборник произведений.

На этот раз критики приняли плоды многолетнего творчества поэта очень благосклонно – сборник имел огромный успех.

Сборник был глубоко продуман, имел 4 раздела, каждый из которых был посвящен определенной тематике: здесь были и серьезные размышления о судьбе народа, и сатирические произведения, и лирика.

В 1861 году вышла поэма «Коробейники» о жизни простого крестьянина. Песня «Коробушка» из нее стала самостоятельным произведением, превратившись в народную песню.

Параллельно создаются «Крестьянские дети», продолжившие тему крестьянской доли.

Далее идут «Рыцарь на час» (1862), «Мороз - Красный Нос» (1863), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1877).

В последние годы своей жизни Некрасов был тяжело болен, в это время он создал «Последние песни» (1877). Лучшие стихотворения этого цикла Некрасов посвятил своей супруге, Зинаиде Николаевне Некрасовой (З. Н. Викторовой).

Воспоминания современников

В воспоминаниях современников Некрасов предстает живым, динамичным, обаятельным человеком, талантливой, творческой личностью.

Н. Г. Чернышевский питал беспредельную любовь к Некрасову, считал его великим народным поэтом и был убежденным его последователем, безгранично ему доверяя.

Но, например, И. С. Тургенев отзывался о нем нелестно. Некрасов, как и его отец, был заядлым картежником, пощады в картах не давал никому, ему всегда везло.

Он был очень противоречивым человеком, далеко не идеальным. Он совершал иногда не слишком хорошие поступки, многие на него обижались.

Но, несмотря на все его личные недостатки, он до сих пор остается одним из самых известных и всенародно любимых поэтов. Его произведения берут за душу, читаются легко и написаны просто и красиво, понять их может каждый. Это поистине народный поэт.

Комментарии