Метро в Ереване: описание, история, названия станций

Гостей столицы Армении наверняка интересует вопрос о том, есть ли в Ереване метро. Да, его открытие состоялось в 1981 году. Хотя местный метрополитен не играет стратегической роли в распределении транспортных потоков ввиду малой протяженности, все же он помогает добраться до центра города из аэропорта и обратно. Пока действует одна линия длиной 12 км, но в будущем планируется строительство второй ветки.

Описание

Ереванский метрополитен им. Карена Демирчяна был построен во времена Советского Союза. Он пересекает центральные районы города с севера на юг. Большая часть линии проходит глубоко под землей, однако есть и наземные участки. 7 вестибюлей – подземные, 3 платформы – наземные. Как правило, станции оборудованы одним выходом, к которому ведут 3 эскалатора. Отыскать их можно по бело-синему знаку с армянской буквой «М» и латинской надписи METRO.

Метро в Ереване построено по сейсмоустойчивой технологии с высоким запасом прочности. Подземные сооружения с честью выдержали мощное землетрясение 1988 года, превратившее в руины целые города страны.

Режим работы

Метрополитен рассчитан на использование подвижных составов до 5 вагонов. Однако, учитывая не очень высокую загруженность ветки, экономически целесообразно использовать двухвагонные поезда. Интервал движения в обычное время равен 10 минутам. В час пик он сокращен вдвое – до 5 минут. Последние годы городские власти уделяют развитию транспортного парка большое внимание. На смену старым голубым составам приходят новые, скоростные, выделяющиеся оранжевой расцветкой.

Стоимость одной поездки равна 100 драхм, что эквивалентно 20 центам (на сегодня около 13 руб.). Талончики приобретаются в кассах перед платформой. Их компостируют на входе у турникетов. Специальных автоматов для их продажи не предусмотрено. Если время пребывания в городе больше 1 дня, разумнее приобрести пластиковый проездной билет. Первоначальная стоимость 500 драхм (64,5 руб.), но можно пополнять самостоятельно через терминалы на любую сумму. Что характерно, карточки не имеют срока действия и могут пригодиться в следующей поездке.

Необходимо учитывать, что время работы заканчивается не в 24:00 (как в большинстве городов СНГ), а в 23:00. С утра поезда начинают движение в 6:00. В праздничные дни время работы может быть продлено.

Историческая справка

В СССР действовало правило (которое не всегда соблюдалось), что в городах, чья численность превышает миллион человек, необходимо строить метрополитен. Изначально в столице Армении планировали провести под землей трамвайные линии (как в Волгограде). Они были более дешевыми, но обладали меньшей пропускной способностью. Однако город быстро разрастался, было принято решение построить полноценное метро в Ереване.

Работы начались в 1972 году, а первые 4 линии сданы в 1981-м. Позже протяженность увеличивалась в 1983, 1985, 1987, 1989 и 1996 годах. В планах открытие еще двух станций — «Ачапияк» и «Назарбекиан», ведущих в северо-западную часть города. В дальней перспективе – прокладка второй линии.

Архитектура

Станции метро Еревана не так богато декорированы, как в крупных городах бывшего СССР: Москве, Петербурге, Минске, Киеве. Их архитектурный стиль можно охарактеризовать как строгий, минималистский.

Станции выделяются по типу конструкции:

  • Пилонная подземная. Используется для станций с большой глубиной залегания (свыше 15 метров). Отличается повышенной прочностью благодаря взаимной непересекаемости обделок станционных тоннелей и центрального зала. Подпорки широкие, массивные, арки-проходы к платформам, напротив, невысокие и узкие.
  • Колонная подземная. Отличается стройностью конструкции и большим пространственным объемом благодаря узким (но прочным) колоннам, подпирающим свод центрального зала. Проходы к платформам высокие и широкие.
  • Наземная. Включает крытый навес.

Каждая из станций имеет отличительный элемент декора малой архитектурной формы. Отделка выполнена, как правило, из светлого мрамора и выкрашенного железобетона. Наиболее интересно оформлен внешний дизайн станции «Молодежная». Из призматического основания футуристической угловатой конструкции словно выступает «глаз» гигантского телескопа, устремленного под углом к небу. Не менее эффектно выполнен проход к станции «Площадь Республики» в виде многометрового фонтана-цветка с множеством лепестков.

Сколько станций метро в Ереване

Ереванский метрополитен насчитывает 10 станций:

Название

Перевод

Прежнее название

Дата пуска

Тип станции

Тип вестибюля

Барекамутюн

Дружба

7.04. 1981

колонная, глубокого заложения

подземный

Маршал Баграмян

Сараланджи

7.04. 1981

колонная, глубокого заложения

наземный

Еритасардакан

Молодежная

7.04. 1981

пилонная, глубокого заложения

наземный отдельный

Ханрапетутян храпарак

Площадь Республики

Площадь Ленина

26.12. 1981

пилонная, глубокого заложения

подземный

Зоравар Андроник

Октябрьская

2.12. 1989

пилонная, глубокого заложения

наземный встроенный

Сассонцы Давид

Давид Сассонский

7.04. 1981

наземная, открытая

Горцаранаин

Заводская

11.07. 1983

наземная, крытая

Шенгавит

Шенгавит

26.12. 1985

односводчатая,

мелкого заложения

Гарегин Ндженихрапарак

Площадь Гарегина Нджэ

Площадь Спандаряна

4.01. 1987

пилонная, глубокого заложения

наземный отдельный

Чарбах

26.12. 1996

наземная, открытая

Отзывы

Метрополитены в крупных мегаполисах мира являются главными артериями городов, от которых зависит работа всей городской инфраструктуры. Однако метро в Ереване является, скорее, приятным дополнением. Ереванцы предпочитают передвигаться наземным общественным транспортом, часто переполненным. Возможно, это связано с угрозой землетрясений, ведь столица Армении расположена в сейсмически опасном районе. Однако за всю историю неприятных инцидентов не было.

Пока город находится в стороне от популярных маршрутов. По этой причине информационное сопровождение метрополитена осуществляется на армянском и английском языке. Впрочем, заблудиться здесь вряд ли получится. Линия одна, станций немного. Достаточно иметь на руках (в телефоне) карту метро и уметь считать до десяти. Если все же возникают вопросы, можно спросить совета у пожилых местных жителей. Они, как правило, еще помнят русский язык.

Комментарии