ЕГЭ: плюсы и минусы, правила проведения экзаменов

Наверное, сегодня невозможно найти человека, который бы ничего не слышал про Единый Государственный Экзамен, или ЕГЭ. Плюсы и минусы такого тестирования обсуждаются не первый год – на телевидении, в школах, а также в быту. Расскажем о них, но для начала разберемся с историей его возникновения.

Когда был введен ЕГЭ

Мало кто знает, но впервые ЕГЭ был проведен еще в далеком 2001 году. Правда, охватил эксперимент не всю страну, а только несколько республик: Якутия, Чувашия и Марий Эл. Также он применялся в двух областях: Ростовской и Самарской. Уже на следующий год сфера охвата увеличилась – теперь ЕГЭ проводился в шестнадцати регионах России. С каждым годом количество регионов увеличивалось: 47 в 2003 году, 65 - в 2004-м. В результате к 2006 году ЕГЭ сдавали школьники 79 регионов страны, а спустя два года их количество превысило миллион – единый экзамен был введен на территории всей Российской Федерации.

Если с 2001 по 2008 год представители министерства образования в каждом регионе устанавливали перечень предметов, охватываемый ЕГЭ самостоятельно, то позже он был утвержден самим министром.

Что представляет собой единый экзамен

По сути, ЕГЭ является обычным тестом. Школьники получают список вопросов и должны выбрать правильные ответы, указав их в специально выданном бланке.

Полученные ответы не только влияют на оценку по сдаваемым предметам при завершении школы и выдаче аттестата о среднем образовании, но и рассматриваются как основной показатель при поступлении в вузы. Правда, в некоторых институтах, учитывая плюсы и минусы ЕГЭ, сочинение приходится писать (например, при поступлении на факультет журналистики) и дополнительно сдавать некоторые экзамены.

В обязательном порядке выпускник сдает ЕГЭ по русскому языку, а также математике (существует базовый и профильный варианты). Также он может по желанию писать тест по таким предметам, как химия, история, физика, информатика, биология, обществознание, литература, география и иностранные языки. Конкретные предметы выбираются в зависимости от того, в какое именно высшее учебное заведение планирует поступить школьник, опираясь на результаты ЕГЭ.

Правила проведения

Проводится экзамен в специально оборудованных помещениях. Содержание сборников вопросов до последнего остается неизвестным даже лицам, проводящим тестирование – пломбы снимаются в присутствии уполномоченных лиц непосредственно перед раздачей выпускникам.

Вместе со сборником экзаменуемые получают бланк – в него нужно печатными буквами вписать свои данные, а также отметить те варианты ответов, которые школьник считает правильными.

За проведением очень строго следят: используется разнообразные оборудование, привлеченные из других регионов наблюдатели. Любая попытка списывать, использовать шпаргалки, созваниваться со знакомыми или искать ответы в интернете тут же приводит к тому, что экзамен для конкретного лица прекращается, он выводится из аудитории.

Выставление оценок

Говоря про ЕГЭ, плюсы и минусы, присущие ему, стоит отметить и довольно сложную систему выставления оценок: она нужна в первую очередь для того, чтобы заполнить аттестат о среднем образовании.

Для выставления оценок используются первичные и тестовые баллы. Максимальный тестовый балл всегда равен ста. Первичный же переводится в тестовый при помощи определенного коэффициента. Причем для разных предметов он может значительно различаться. К примеру, в 2011 году для экзамена по русскому языку 30 первичных баллов приравнивались к 49 тестовым, в то время как по математике, чтобы набрать 49 тестовых баллов, достаточно было получить 10 первичных.

Разумеется, это не только заметно усложняет процедуру подсчета, увеличивая возможность ошибки, но и серьезно путает школьников, которые и так сильно растеряны и напуганы предстоящей процедурой.

Теперь можно рассказать про плюсы и минусы ЕГЭ.

Потенциальные преимущества

Главным достоинством можно назвать возможность для выпускников сдавать всего один экзамен – он учитывается как при окончании школы, так и при поступлении в вузы. Довольно удобно, ведь до введения Единого Государственного Экзамена им приходилось не только экзаменоваться в школе, но и ехать в приемную выбранного института, чтобы повторно пройти процедуру там.

В теории введение ЕГЭ должно было исключить возможность поступления "по блату" – баллы говорят сами за себя, и только более талантливый ученик, набравший большее количество правильных ответов, может рассчитывать на место в университете. Увы, на практике оказалось совсем иначе – некоторые ученики своевременно получают правильные ответы или даже им позволяется использовать во время экзамена сотовые телефоны, шпаргалки.

При сдаче ЕГЭ оценка идет по 100-балльной шкале, а не по классической 4-балльной. Это позволяет легче проводить грань между отличниками, почти отличниками и преуспевающими хорошистами.

Благодаря единому стандарту появляется возможность легче сравнивать успеваемость в разных городах и регионах.

На этом основные достоинства принятого решения заканчиваются. Но, чтобы объективно оценить плюсы и минусы ЕГЭ и ОГЭ (Основного Государственного Экзамена, сдаваемого после завершения 9-го класса), будет полезно рассказать и о важных минусах.

Очевидные недостатки

О коррупции, процветающей в данной среде, уже было сказано. К тому же преподаватели университетов теперь не имеют возможности выбирать действительно достойных студентов из числа абитуриентов – имея на руках аттестат с высокими баллами, даже человек, заведомо не обладающий высокими умственными способностями, легко поступает в элитный вуз. Правда, в некоторых случаях их позволяют отсортировать дополнительные экзамены, сочинения и эссе – плюсы и минусы ЕГЭ это не затрагивает, но позволяет расширить область влияния экзаменаторов.

Но, по мнению многих экспертов, гораздо хуже то, что новый формат тестирования убивает существующую систему образования. Например, если о преимуществах сдачи экзамена по точным наукам (математика, химия, физика) еще можно поспорить, то плюсы и минусы ЕГЭ по английскому языку, истории и литературе склоняются в пользы последних. Школьнику не нужно знать весь объем школьной программы – достаточно запомнить лишь некоторые точечные факты, что разрушает целостное знание предмета.

Также в некоторых предметах, например обществознании, встречаются довольно спорные вопросы, не имеющие однозначного ответа – при устном экзамене талантливый абитуриент легко обосновал бы свою точку зрению, а при тестировании он должен просто заштриховать один из ответов, надеясь на удачу.

Скандалы, связанные с ЕГЭ

Разумеется, рассказывая про плюсы и минусы ЕГЭ, нельзя не упомянуть череду скандалов, связанных с ним.

Например, в 2010 году в разных регионах страны (Ростовской и Пермской областях, Республике Дагестан) были задержаны сотни учителей, пытавшихся сдать экзамен за учеников, получив за это вознаграждение.

В 2013 году выпускники с Дальнего Востока выложили в интернет бланки с ответами, которыми смогли воспользоваться школьники из других регионов – за счет существенной разницы по часовым поясам.

Очень часто преподаватели вузов жалуются, что среди абитуриентов, приехавших из кавказских республик, многие имеют высокие баллы по русскому языку, но при этом не умеют грамотно писать, а иногда и просто не владеют разговорной речью.

Комментарии