Советский педагог Антон Макаренко - цитаты, творчество и биография
Антон Семенович Макаренко известен не только в России, но и во всем мире. Его принципы воспитания и обучения продолжают использовать педагоги в своей деятельности. Цитаты Макаренко являются отражением его взглядов не только на педагогику, но и на личность.
Краткая биография и творчество
А. С. Макаренко является одним из четырех педагогов, по версии ЮНЕСКО, оказавших большое влияние на формирование и развитие педагогической мысли ХХ века. Антон Семенович родился в семье рабочего-маляра железнодорожных мастерских. Младший брат Макаренко помогал старшему в реализации его педагогической системы. Именно он предложил ввести элементы игры и военизации в занятия.
Антон Семенович окончил Полтавский учительский институт с отличием, создал трудовую колонию, в которой были "трудные" дети. Именно там он и решил реализовать свою педагогическую систему. Его взгляды понравились М. Горькому, который оказывал всяческую поддержку педагогу. Благодаря успешному перевоспитанию и социализации его воспитанников Макаренко стал одним из ведущих педагогических деятелей страны.
Когда Антон Семенович переехал в Москву, он занялся в основном творческой деятельностью. Главный его литературный труд — "Педагогическая поэма". Также Макаренко писал другие художественные произведения и автобиографические рассказы. Антон Семенович работал и над научными проектами, из наиболее известных - "Методика организации воспитательного процесса". В литературных трудах были отражены его взгляды на воспитание. Ниже представлены цитаты Макаренко о педагогике и других важных аспектах воспитания.
О воспитании
Антон Макаренко считал, что человека воспитывает все: окружающая среда, книги и, конечно, люди. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке личность, о которой нужно заботиться и относиться с уважением.
"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".
Эта цитата Макаренко о воспитании показывает, что родители и педагоги играют важную и главную роль в формировании детской личности. Поэтому взрослые должны понимать, что они являются примером для детей. Не только родители и педагоги принимают участие в воспитании, но и вся окружающая среда.
"Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно".
Человек становится счастливым тогда, когда ценит то, что у него есть. Нужно с раннего возраста формировать правильные ценности у ребенка. Важно также, чтобы в его жизни было как можно больше радостных моментов - ведь тогда для него состояние радости будет естественным. И, став взрослым, человек будет стараться помогать людям и учить их быть счастливыми.
О воспитателях
В цитатах Макаренко о воспитании детей отражены также и его представления о том, каким должен быть воспитатель. Антон Семенович считал, что воспитатель не должен ставить себя выше ребенка, он должен быть ему другом и помогать познавать окружающий его мир.
"Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное воспитание".
Дети во многом являются отражением своих родителей, копируют их поведение, ведь для них родители - это пример для подражания. Поэтому, если вас беспокоит поведение ребенка и его манеры, проанализируйте сначала свое поведение. Ребенок - это отражение родителей.
"Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом".
Если взрослый только лишь говорит, но никак не подкрепляет свои слова делом или даже наоборот, то для ребенка они не принесут пользы. А вот одно правильно сделанное дело гораздо больше поможет в воспитании.
О дружбе
Важно воспитать в ребенке правильное отношение к дружбе. Друзей нужно уважать и помогать им, как сказано в этой цитате Макаренко:
"Никогда дружба невозможна без взаимного уважения".
Бывает так, что когда ребенок начинает ощущать себя лидером, то появляется некоторое пренебрежение к друзьям. Но нужно понимать, что каждый человек - это личность со своими особенностями, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящий друг всегда поддержит своих друзей, поможет им справиться с недостатками и стать лучше.
Один из важных педагогических принципов А. С. Макаренко – это способность работать в коллективе. Умение дружить и уважать своих товарищей является залогом продуктивной коллективной деятельности. Дружба формирует такие понятия, как сопереживание, уважение, умение правильно построить диалог и организовать деятельность друзей.
О любви
Каждого ребенка нужно воспитывать в атмосфере любви. Часто дети становятся угрюмыми, необщительными и непослушными из-за ее недостатка. Именно на любви и уважении должно быть построено воспитание.
"Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству".
Человек, который не считает любовь проявлением слабости, человек, который не боится проявлять ее по отношению к своим близким - сильная и правильно воспитанная личность. Такой человек будет бережно относиться к чувствам других людей, будет заботиться о них. Каждому приятно знать о том, что его любят и о нем заботятся.
"Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности".
Эти цитаты Макаренко о любви учат не только педагогов, но и родителей тому, что не только строгость нужна в воспитании, но и бережное отношение к формирующейся личности. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на его ошибки, его все равно будут любить. И это даже больше относится к детям, которые воспитывались в неблагополучных семьях. Именно в такой атмосфере и воспитывал своих подопечных Антон Семенович Макаренко.
О характере
Каждый хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым, целеустремленным, трудолюбивым и обладал внутренним стержнем. Все это можно и нужно воспитывать, конечно, учитывая личностные особенности.
"Самая трудная вещь - требование к себе".
Важно научить ребенка объективно оценивать себя и свои возможности, предъявлять разумные требования не только к окружающим, но и к самому себе, потому что именно так человек сможет совершенствоваться в дальнейшем.
"Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ".
В этой цитате Антона Семеновича Макаренко уделяется внимание определению воли. Ведь тот человек, у которого есть сила воли, может добиваться поставленных целей и самосовершенствоваться. Но большинство рассматривает ее только с одной стороны: добиваться того, чего хочешь. Но настоящая сила воли проявляется и тогда, когда человек может отказаться от чего-то, если это принесет пользу ему или окружающим.
О цели
Одним из важных направлений в воспитании является воспитание целеустремленности. Ребенок должен понимать, что у любого дела существует цель - тогда его деятельность принесет пользу. А взрослые должны уметь правильно организовать деятельность ребенка (даже игру).
"Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".
Только понимая, какого результата хочется достичь, человек получит от своей деятельности радость и пользу, тогда будет стараться ее сделать хорошо.
О родителях и детях
Главными педагогами для ребенка являются его родители. На их примере он учится правильно себя вести и общаться с окружающими.
"Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира".
Родители должны понимать, что их дети - это будущее. И в зависимости от того, как они их воспитают, будет зависеть дальнейшее развитие общества. Важно выработать в детях уважительное отношение к окружающим, трудолюбие и целеустремленность, научить их состраданию, тогда люди смогут сформировать общество, в котором все будут уважительно относиться друг к другу.
"Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным".
Цитаты Макаренко о детях показывают, что именно они являются движущей силой развития общества. Ради них люди стараются создавать лучшие условия, развиваться. Дети являются радостью в жизни человека и отражением родителей.
Деятельность Антона Семеновича Макаренко оказала большое влияние на развитие педагогической мысли. У его системы воспитания было много последователей, придерживавшихся принципов, которые находились в основе методов воспитания А. С. Макаренко. Главное в его системе педагогических взглядов - это быть примером для формирующейся личности и проявлять уважительное отношение к ребенку.