Типы привязанности, развитие и влияние типа привязанности на формирование личности
Если ребенок получил от матери заботу и любовь в нужном ему количестве, он сможет затем чувствовать себя защищенным, попав в незнакомую социальную среду.
Привязанность ребенка к матери влияет на развитие личности и способность создавать личные взаимоотношения во взрослом возрасте.
Теория привязанности
Американский психолог Джон Боулби разработал теорию привязанности. Согласно данной теории нормальные доверительные отношения ребенок сумеет выстраивать только если в возрасте до 3 лет, у него сформировалась здоровая привязанность к матери либо опекуну, заменяющему ее.
Д. Боулби обозначил привязанность как устойчивую психологическую связь, формирующуюся в результате тесного взаимодействия. Это теплое взаимодействие дает малышу чувство защищенности от непредсказуемого внешнего мира и ощущение уверенности.
Как понять взрослому, что привязанность его ребенка уже сформировалась? Во-первых, ребенок улыбается, когда опекун заходит в комнату. Во-вторых, когда он боится или встревожен, то ищет защиты именно у того взрослого, с кем сложились эти теплые отношения.
Развитие привязанности
Итак, как происходит развитие привязанности? Типы привязанности формируются на всю жизнь, или нет? Психическая общность ребенка и матери не базируется только на биологических факторах. Мать обязана прилагать все усилия, реагировать по первому зову и никогда не реагировать отрицательно на младенческие крики.
Согласно теории самого Боулби привязанность формируется в три этапа.
- Этап от 0 до 3 месяцев. Недифференцированное восприятие заботы. Дети одинаково реагируют на всех, кто с ними разговаривает, заботится о них.
- От 3 до 6 месяцев. Фокусировка внимания на знакомых лицах. Лепетание и улыбку демонстрируют только опекуну.
- Третий этап – это период, когда малыш активно изучает мир, но все еще нуждается в опоре и поддержке. С 6 месяцев до 2 лет – узнавание и привыкание к особенностям матери.
После 3 лет у него существует определенное представление о надежности и отзывчивости матери или опекуна. Если взрослому можно доверять, область исследований увеличивается, ребенок ведет себя смелее. Если взрослый не отзывчив, не поддерживает в начинаниях, то ребенок более тревожен.
Также привязанность зависит от самочувствия малыша. Заболевший ребенок будет больше капризничать, потому как нуждается в большем внимании.
Типы привязанности ребенка
Психолог, последователь Д. Боулби, Мери Эйнсворт однажды проводила эксперимент, в ходе которого маленьких детей оставляли на некоторое время с незнакомцем, совершенно одних в незнакомой комнате. Затем, по окончании испытательного периода, в комнату возвращалась мать. Все это время за реакциями ребенка наблюдали специалисты.
- Тип А – «избегающий». Те дети, у которых наблюдался в ходе эксперимента избегающий тип привязанности, избирали сдержанное поведение когда родитель на время оставлял их играть с незнакомцем. По возвращении мало реагировали на близкого им человека. Эти дети инстинктивно защищаются от негативных эмоций, так как боятся, что новая попытка сближения снова приведет к чувству отверженности.
- Тип В. Это тот единственный безопасный тип отношений между ребенком и матерью. Дети беспокоятся во время отсутствия родителя, меньше проявляют любознательность. А по возвращении близкого проявляют сильную радость. Такая привязанность называется надежной.
- Тип привязанности С. Тревожно-сопротивляющийся, или амбивалентный. Ребенок плачет, когда мать уходит, по возвращении ее в детскую комнату колеблется между агрессией к ней и чрезмерной радостью. Формируется данный тип привязанности в очень не подходящих для ребенка условиях существования. Родители временами агрессивно себя ведут с ребенком, а затем балуют и сюсюкаются.
После исследований других психологов (М. Мэйн и Соломон Аш), был выделен еще один – дезорганизованный тип привязанности. Такой тип будет у того ребенка, чей родитель был эмоционально недоступен не умел успокаивать, а иногда был даже агрессивен по отношению к малышу. Эта группа психологов также исследовала влияние типа привязанности на формирование личности ребенка.
Избегающая привязанность. Последствия
Те дети, которых не поддерживают и которым не оказывают знаков внимания, вырастают, имея избегающий тип привязанности. Такие малыши мало что просят у родителей; не требуют, чтобы их взяли на руки. Они учатся быть самостоятельными, так как верят, что предоставлены сами себе и не у кого просить защиты или помощи. Они не любят общаться с родственниками. В социальной жизни ведут себя отстраненно. Очень замкнуты и ранимы.
Тревожно-сопротивляющийся тип
Тревожно-амбивалентная привязанность встречается не так часто, только где-то у 7-15 % детей. Эти малыши постоянно боятся, так как предугадать поведение родителя невозможно: будет ли он рядом в следующий момент или у него возникнет надобность куда-то уйти из дому и оставить его одного?
Воспитание непоследовательное, и ребенок не знает, как поведут себя с ним в следующий раз, и не в состоянии выработать нормальные партнерские отношения с родителями. Дети либо пытаются привлечь к себе внимание неадекватным поведением, либо боятся даже отойти от мамы.
Привязанность и доверие
Без нормальных доверительных отношений с родителями малыш будет испытывать трудности при общении с другими детьми. Отношения в подростковом и уже взрослом возрасте строятся на особом базовом доверии к людям и в целом к миру. Дети с нарушением привязанности либо всю жизнь избегают близких отношений, либо все-таки заводят семью, но очень несчастны в семейной жизни.
В близких отношениях во взрослой жизни люди с тревожным типом привязанности постоянно беспокоятся о том, насколько они значимы. Их сильно больно ранит любой отказ, и чтобы не услышать его, они иногда ведут себя дотошно-обходительно.
В социальном плане наиболее опасный дезорганизованный тип. Из таких детей вырастают психически неуравновешенные взрослые, которые не в состоянии контролировать свою боль, агрессию к окружающим.
Материнская депривация. Виды
Психологическая депривация ребенка – это неумение матери удовлетворить его основные эмоциональные потребности в принятии, поддержке и любви. Ребенок до трех лет эмоционально абсолютно зависит от опекуна. Если не научить его любить себя, он не сумеет этого и в дальнейшем.
Депривация бывает полной либо частичной. Полная – это абсолютное лишение ребенка даже физической связи с матерью. Это попадание в детские дома либо в больницу на долгий срок.
Частичная, или маскированная, депривация предполагает эмоциональную холодность матери. В таком случае сенсорная стимуляция сохраняется, но эмоционально-теплого общения ребенку катастрофически не хватает. Все это отражается и на дальнейшем его развитии.
Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности
Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.
Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.
Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.
Материнская привязанность
Первые полгода жизни мать и ребенок психически неразделимы. Мать настолько связана с чувствами и потребностями младенца, что теряет на время свое "Я", свои эмоции и потребности. Эта симбиотическая связь жизненно важна для роста и развития новорожденного.
Однако не все матери могут обеспечить эту поддержку своему ребенку. Те женщины, которые в своем раннем детстве не получили должного внимания, не умеют принимать чувства ребенка, так как их собственные переживания закрыты от окружающего мира и глубоко подавлены.
Исследования М. Мэйн и ее коллег показали взаимосвязь той теплоты, которую способна дать мать, основываясь на своем личном детском опыте. Они опрашивали уже взрослых людей, имеющих семьи, об их личном детском опыте отношений с родителями.
После этого исследования были выявлено три типа материнской привязанности:
- Уверенный в себе человек, который способен, открыто говорить о своих детских переживаниях. Дети у таких матерей также открыты, уверенны в себе и общительны.
- Второй тип привязанности матери - отрицание. Испытуемые отрицают при опросе важность привязанности между людьми. Их маленькие дети уже проявляли признаки избегающего типа привязанности.
- Тип родителя, озабоченного мнением других. Во время опроса такие женщины не имеют автономности и все еще пытаются завоевать любовь и поддержку их собственных родителей.
Другие опросы проводились в 80-х годах психологами С. Хазаном и Ф. Шейвером с целью определить, насколько внутренняя модель привязанности влияет на построение отношений в браке.
Привязанность у взрослых. Диагностика
Итак, проблемы во взаимоотношениях между партнерами в браке также определяются стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. Чтобы определить, к какому из четырех типов (надежный - ненадежный, либо отвергающий – боязливый) будет тяготеть взрослый человек в близких взаимоотношениях, проводится тест.
Диагностика типа привязанности у взрослых сначала проводилась благодаря тесту: "Опросник отношений", созданный теми же психологами-исследователями С. Хазаном и Ф. Шейвером.
Но в 1998 году разработан новый тест на основе идеологии К. Бартоломью и Л. Горовиц. Сейчас используется опросник, наподобие того, который был актуален в 1998-м. Он состоит из двух шкал отображающих уровень тревоги и стремление к избеганию в отношениях. Состоит тест из 38 вопросов.
Вывод
В статье исследовалось понятие привязанности, развитие привязанности, типы привязанности. Теперь понятно, насколько важно для ребенка влияние матери в первые годы жизни. Надежный тип привязанности – это единственный здоровый тип взаимоотношений между матерью и ребенком. И в дальнейшем только такие дети смогут создать крепкую семью, основанную на доверии и уважении. Наиболее сложно основать семью людям с избегающим типом.