Типы привязанности, развитие и влияние типа привязанности на формирование личности

Если ребенок получил от матери заботу и любовь в нужном ему количестве, он сможет затем чувствовать себя защищенным, попав в незнакомую социальную среду.

Привязанность ребенка к матери влияет на развитие личности и способность создавать личные взаимоотношения во взрослом возрасте.

Теория привязанности

Американский психолог Джон Боулби разработал теорию привязанности. Согласно данной теории нормальные доверительные отношения ребенок сумеет выстраивать только если в возрасте до 3 лет, у него сформировалась здоровая привязанность к матери либо опекуну, заменяющему ее.

Д. Боулби обозначил привязанность как устойчивую психологическую связь, формирующуюся в результате тесного взаимодействия. Это теплое взаимодействие дает малышу чувство защищенности от непредсказуемого внешнего мира и ощущение уверенности.

Как понять взрослому, что привязанность его ребенка уже сформировалась? Во-первых, ребенок улыбается, когда опекун заходит в комнату. Во-вторых, когда он боится или встревожен, то ищет защиты именно у того взрослого, с кем сложились эти теплые отношения.

Развитие привязанности

Итак, как происходит развитие привязанности? Типы привязанности формируются на всю жизнь, или нет? Психическая общность ребенка и матери не базируется только на биологических факторах. Мать обязана прилагать все усилия, реагировать по первому зову и никогда не реагировать отрицательно на младенческие крики.

Согласно теории самого Боулби привязанность формируется в три этапа.

  • Этап от 0 до 3 месяцев. Недифференцированное восприятие заботы. Дети одинаково реагируют на всех, кто с ними разговаривает, заботится о них.
  • От 3 до 6 месяцев. Фокусировка внимания на знакомых лицах. Лепетание и улыбку демонстрируют только опекуну.
  • Третий этап – это период, когда малыш активно изучает мир, но все еще нуждается в опоре и поддержке. С 6 месяцев до 2 лет – узнавание и привыкание к особенностям матери.

После 3 лет у него существует определенное представление о надежности и отзывчивости матери или опекуна. Если взрослому можно доверять, область исследований увеличивается, ребенок ведет себя смелее. Если взрослый не отзывчив, не поддерживает в начинаниях, то ребенок более тревожен.

Также привязанность зависит от самочувствия малыша. Заболевший ребенок будет больше капризничать, потому как нуждается в большем внимании.

Типы привязанности ребенка

Психолог, последователь Д. Боулби, Мери Эйнсворт однажды проводила эксперимент, в ходе которого маленьких детей оставляли на некоторое время с незнакомцем, совершенно одних в незнакомой комнате. Затем, по окончании испытательного периода, в комнату возвращалась мать. Все это время за реакциями ребенка наблюдали специалисты.

  • Тип А – «избегающий». Те дети, у которых наблюдался в ходе эксперимента избегающий тип привязанности, избирали сдержанное поведение когда родитель на время оставлял их играть с незнакомцем. По возвращении мало реагировали на близкого им человека. Эти дети инстинктивно защищаются от негативных эмоций, так как боятся, что новая попытка сближения снова приведет к чувству отверженности.
  • Тип В. Это тот единственный безопасный тип отношений между ребенком и матерью. Дети беспокоятся во время отсутствия родителя, меньше проявляют любознательность. А по возвращении близкого проявляют сильную радость. Такая привязанность называется надежной.
  • Тип привязанности С. Тревожно-сопротивляющийся, или амбивалентный. Ребенок плачет, когда мать уходит, по возвращении ее в детскую комнату колеблется между агрессией к ней и чрезмерной радостью. Формируется данный тип привязанности в очень не подходящих для ребенка условиях существования. Родители временами агрессивно себя ведут с ребенком, а затем балуют и сюсюкаются.

После исследований других психологов (М. Мэйн и Соломон Аш), был выделен еще один – дезорганизованный тип привязанности. Такой тип будет у того ребенка, чей родитель был эмоционально недоступен не умел успокаивать, а иногда был даже агрессивен по отношению к малышу. Эта группа психологов также исследовала влияние типа привязанности на формирование личности ребенка.

Избегающая привязанность. Последствия

Те дети, которых не поддерживают и которым не оказывают знаков внимания, вырастают, имея избегающий тип привязанности. Такие малыши мало что просят у родителей; не требуют, чтобы их взяли на руки. Они учатся быть самостоятельными, так как верят, что предоставлены сами себе и не у кого просить защиты или помощи. Они не любят общаться с родственниками. В социальной жизни ведут себя отстраненно. Очень замкнуты и ранимы.

Тревожно-сопротивляющийся тип

Тревожно-амбивалентная привязанность встречается не так часто, только где-то у 7-15 % детей. Эти малыши постоянно боятся, так как предугадать поведение родителя невозможно: будет ли он рядом в следующий момент или у него возникнет надобность куда-то уйти из дому и оставить его одного?

Воспитание непоследовательное, и ребенок не знает, как поведут себя с ним в следующий раз, и не в состоянии выработать нормальные партнерские отношения с родителями. Дети либо пытаются привлечь к себе внимание неадекватным поведением, либо боятся даже отойти от мамы.

Привязанность и доверие

Без нормальных доверительных отношений с родителями малыш будет испытывать трудности при общении с другими детьми. Отношения в подростковом и уже взрослом возрасте строятся на особом базовом доверии к людям и в целом к миру. Дети с нарушением привязанности либо всю жизнь избегают близких отношений, либо все-таки заводят семью, но очень несчастны в семейной жизни.

В близких отношениях во взрослой жизни люди с тревожным типом привязанности постоянно беспокоятся о том, насколько они значимы. Их сильно больно ранит любой отказ, и чтобы не услышать его, они иногда ведут себя дотошно-обходительно.

В социальном плане наиболее опасный дезорганизованный тип. Из таких детей вырастают психически неуравновешенные взрослые, которые не в состоянии контролировать свою боль, агрессию к окружающим.

Материнская депривация. Виды

Психологическая депривация ребенка – это неумение матери удовлетворить его основные эмоциональные потребности в принятии, поддержке и любви. Ребенок до трех лет эмоционально абсолютно зависит от опекуна. Если не научить его любить себя, он не сумеет этого и в дальнейшем.

Депривация бывает полной либо частичной. Полная – это абсолютное лишение ребенка даже физической связи с матерью. Это попадание в детские дома либо в больницу на долгий срок.

Частичная, или маскированная, депривация предполагает эмоциональную холодность матери. В таком случае сенсорная стимуляция сохраняется, но эмоционально-теплого общения ребенку катастрофически не хватает. Все это отражается и на дальнейшем его развитии.

Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности

Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.

Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.

Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.

Материнская привязанность

Первые полгода жизни мать и ребенок психически неразделимы. Мать настолько связана с чувствами и потребностями младенца, что теряет на время свое "Я", свои эмоции и потребности. Эта симбиотическая связь жизненно важна для роста и развития новорожденного.

Однако не все матери могут обеспечить эту поддержку своему ребенку. Те женщины, которые в своем раннем детстве не получили должного внимания, не умеют принимать чувства ребенка, так как их собственные переживания закрыты от окружающего мира и глубоко подавлены.

Исследования М. Мэйн и ее коллег показали взаимосвязь той теплоты, которую способна дать мать, основываясь на своем личном детском опыте. Они опрашивали уже взрослых людей, имеющих семьи, об их личном детском опыте отношений с родителями.

После этого исследования были выявлено три типа материнской привязанности:

  1. Уверенный в себе человек, который способен, открыто говорить о своих детских переживаниях. Дети у таких матерей также открыты, уверенны в себе и общительны.
  2. Второй тип привязанности матери - отрицание. Испытуемые отрицают при опросе важность привязанности между людьми. Их маленькие дети уже проявляли признаки избегающего типа привязанности.
  3. Тип родителя, озабоченного мнением других. Во время опроса такие женщины не имеют автономности и все еще пытаются завоевать любовь и поддержку их собственных родителей.

Другие опросы проводились в 80-х годах психологами С. Хазаном и Ф. Шейвером с целью определить, насколько внутренняя модель привязанности влияет на построение отношений в браке.

Привязанность у взрослых. Диагностика

Итак, проблемы во взаимоотношениях между партнерами в браке также определяются стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. Чтобы определить, к какому из четырех типов (надежный - ненадежный, либо отвергающий – боязливый) будет тяготеть взрослый человек в близких взаимоотношениях, проводится тест.

Диагностика типа привязанности у взрослых сначала проводилась благодаря тесту: "Опросник отношений", созданный теми же психологами-исследователями С. Хазаном и Ф. Шейвером.

Но в 1998 году разработан новый тест на основе идеологии К. Бартоломью и Л. Горовиц. Сейчас используется опросник, наподобие того, который был актуален в 1998-м. Он состоит из двух шкал отображающих уровень тревоги и стремление к избеганию в отношениях. Состоит тест из 38 вопросов.

Вывод

В статье исследовалось понятие привязанности, развитие привязанности, типы привязанности. Теперь понятно, насколько важно для ребенка влияние матери в первые годы жизни. Надежный тип привязанности – это единственный здоровый тип взаимоотношений между матерью и ребенком. И в дальнейшем только такие дети смогут создать крепкую семью, основанную на доверии и уважении. Наиболее сложно основать семью людям с избегающим типом.

Комментарии