Происхождение государства и права – теории, устраивающие всех

 

Государство, впрочем, как и право, – это явления, без которых немыслимо сегодняшнее существование народов. Поэтому учеными-правоведами были предприняты попытки определить их становление, начавшееся, к слову сказать, ещё в период до нашей эры. А потому был выработан целый ряд теорий, объясняющих происхождение государства и права.

Теория первая – божественная, она же теологическая. Согласно ей, причины и условия возникновения государства и права были заложены высшим разумом. Или, исходя из того, что родоначальником данной теории был Фома Аквинский, волей Господа Бога. Считалось, что государство представляет собой высшую форму организации народа, а заветы, переданные Богом, должны принять форму закона. При этом управлять государством должен единственный человек – монарх, который по своей сути является «наместником Бога на земле». Данная теория прекрасно отражала реалии средневековья. Стоит отметить, что и в современном мире существуют государства, которые построены именно на данной основе. При этом они отражают не только христианскую веру.

Теория вторая – патриархальная. Происхождение государства и права, согласно ей, обосновывается, исходя из постулата о священности семьи. Так, родоначальницей государства является семья, которая в процессе своего развития разрослась до размеров страны. А источником права согласно этой теории выступает воля отца семейства (патриарха). В принципе, на период до двадцатого века такие взгляды имели право быть и даже более, были подкреплены самим фактом существования абсолютных монархий. История государства и права России частично подтверждает эту теорию.

Теория третья, она же теория насилия. Согласно ей, причины и условия возникновения государства кроются в принципе выживания сильнейшего. Авторы, среди которых был К.Каутский и Е.Дюринг, утверждали, что в процессе развития человеческого общества всегда существовала необходимость подчинения и руководства сильнейших над слабыми. А потому был создан аппарат «узаконенного насилия» и нормы, закреплявшие действия сильных, получившие впоследствии статус права.

Теория четвертая – патримониальная. Базируется она на том, что происхождение государства и права основывается на праве собственности на земельные наделы. Так, формирование государства как правового явления обусловлено тем, что вокруг одного индивидуума концентрировалась большая часть пригодных для обрабатывания земель. Остальные же были вынуждены брать эти площади в аренду на тех условиях, которые выдвигал землевладелец. Именно эти условия и получили в дальнейшем статус права.

Теория пятая, она же договорная. Происхождение государства и права базировалось на общественном договоре. Ж.-Ж. Руссо, Гуго Гроций и многие другие деятели Просвещения подарили миру идею о том, что государство возникло в силу того, что в один момент люди договорились о том, чтобы объединиться в особую организацию и передать часть своих прав по управлению определенной группе наиболее выдающихся лиц. В результате последняя выработала приемлемые для большинства нормы поведения, явившиеся правом.

Теория шестая – психологическая. Спенсер, Трубецкой, Петражицкий и Фрейд указывали, что государство могло сформироваться лишь при условии, что одни хотят управлять, а другие – (в значительно большем количестве) подчиняться. Они объясняли это тем, что характер человека устроен либо по первому принципу, либо по второму. А потому необходимо создать структуру, которая бы учитывала указанные выше тенденции.

Теория седьмая – материалистическая. Выдвинута Марксом и Энгельсом, она поясняла, что государство вышло из трансформировавшегося первобытнообщинного строя, а право – из привилегий и табу. Толчком для таких изменений послужили социально-экономические факторы.

Нельзя сказать, что какая-либо из теорий является единственно верной. История государства и права России не раз доказывает данный постулат. Ведь глубокое изучение предоставляет возможность подтвердить и элементы материалистической, и постулаты теории насилия, и аргументы патриархальной и патримониальной. Что ещё раз доказывает то, что над проблемой становления государства и права всё ещё предстоит поработать.

 

Комментарии