Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства берет начало в глубокой древности. Уже в древних цивилизациях Востока появляются идеи о божественном происхождении власти правителей.
Истоки теологической теории в древних цивилизациях
В Древнем Египте фараон считался воплощением бога на земле. Его власть не подлежала оспариванию, а все приказы должны были беспрекословно исполняться как воля самого бога. В Вавилоне царь Хаммурапи получил от верховного божества Мардука свод законов, положенных в основу государственного устройства. В Древней Индии законы Ману также считались установлением богов, которым должны были подчиняться люди.
Однако наиболее последовательно теологическая теория происхождения государства была сформулирована в Европе в период расцвета феодализма в XII-XIII веках. Этому способствовало усиление роли католической церкви, объединявшей под своим влиянием многочисленные княжества и герцогства.
Теория "двух мечей"
Одним из важнейших источников теологической теории государства стала концепция "двух мечей", сформулированная в XII веке. Согласно ей, два меча, которые принесли ученики Иисуса, олицетворяли два вида власти:
- духовную власть церкви
- светскую власть государства
При этом светская власть рассматривалась как данная Богом церкви, которая затем передала ее государям. Так церковь обосновывала божественное происхождение любой светской власти и ее подчиненное положение по отношению к власти духовной.
Два меча в руках Церкви означают духовную и светскую власть, принадлежащие папе и императору, - писал в XIII веке Фома Аквинский. - Оба меча Церковь взяла у апостолов.
Так закладывались основы теологической теории государства, получившей дальнейшее развитие в трудах средневековых мыслителей.
Основные положения теологической теории
Согласно теологической теории, государство является результатом божественного предопределения. Все формы правления, законы и традиции даны людям в соответствии с божьим замыслом.
Глава государства, будь то король, император или папа римский, правит по воле Бога. Его власть священна и безусловна, поэтому любое неповиновение государю равносильно ослушанию Творца. Фома Аквинский писал по этому поводу:
Всякая власть — от Бога, поэтому сопротивление власти есть грех.
Даже если государь поступает несправедливо или жестоко, это рассматривается как "испытание", посланное Богом. Подданные должны смиренно переносить любые лишения ради спасения души.
Теологическая теория исключает возможность каких-либо перемен в государственном устройстве, поскольку любые попытки реформирования власти идут вразрез с божественным предопределением.
Таким образом, данная концепция обосновывала абсолютную власть монарха, узаконивала социальное неравенство как данность и исключала возможность каких-либо изменений в государстве и обществе.
В последующие века теологическая теория происхождения государства продолжала оставаться влиятельной концепцией, оправдывающей неограниченную власть правителей.
Распространение теологической теории в Новое время
С наступлением эпохи Возрождения и Нового времени теологическая теория происхождения государства не потеряла своих позиций. Несмотря на развитие науки, появление новых философских течений, во многих странах по-прежнему господствовали религиозные воззрения на природу государственной власти.
В XVIII-XIX веках идеи божественного предопределения поддерживали такие мыслители, как Жозеф де Местр и Жак Маритен. В своих трудах "Интегральный гуманизм" и "О политическом праве" Маритен утверждал, что светская власть является отражением божественного промысла. Любая попытка ограничить власть монарха, по его мнению, ведет к разрушению государства.
Теологическая теория возникновения государства в Российской империи
На протяжении всей своей истории Россия разделяла постулаты теологической теории. Российские императоры считали свою власть данной им самим Богом. Любое ослушание царским указам жестоко каралось и расценивалось как бунт против "помазанника Божия".
Подобные взгляды нашли отражение в "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона, где утверждалось, что великий князь Владимир "возложил на себя крест честный не своею силою, но божественным изволением".
Критика теологической теории
Основной уязвимостью теологической теории происхождения государства является ее несовместимость с принципами современной науки. Как справедливо отмечал немецкий социолог Макс Вебер, "никакой опытный факт не может ни опровергнуть, ни подтвердить утверждение, будто определенный порядок политического господства освящен божественной волей".
Другим уязвимым местом теории является использование религиозных догматов для оправдания деспотизма и произвола властей. Многие мыслители Нового времени критиковали теологическую концепцию за легитимацию тирании и угнетения народа.
Возможности примирения теологической и научной точек зрения
Возникновение государства можно объяснить, опираясь не только на религиозные догматы, но и на научный подход.
К примеру, появление первых государств на Древнем Востоке действительно хронологически совпадает с распространением представлений о едином Боге-творце. На изображении представлен древний Вавилон - одно из первых государств в истории человечества.
Возможно, религиозные идеи изначально выполняли важную интегрирующую функцию, помогая объединять разрозненные племена в единые государства. На картинке запечатлен Папа Римский - глава Римско-Католической Церкви, разделяющей теологическую теорию.
Так теологическое мировоззрение могло косвенно способствовать становлению государственности на ранних этапах человеческой истории. На рисунке древнеегипетский папирус с упоминанием божественной сущности фараонов.