Промышленный транспорт – функции, виды и особенности
На нынешнем этапе развития промышленности логистика имеет огромное значение. Скорости перемещения разного рода грузов при обслуживании производственных процессов должны поддерживаться на заданных показателях, иначе предприятия не смогут выполнять плановые задачи. Ключевую роль в таких процессах играет промышленный транспорт, осуществляющий перевозки, а также выполняющий подъемно-разгрузочные и другие вспомогательные функции.
Особенности транспортных средств промышленного назначения
Специфика промышленного использования транспортной техники обуславливается особыми характеристиками грузов и условиями их доставки. Что в принципе означает понятие транспортного средства промышленного назначения? В каждом случае стоит рассматривать конкретные функции техники как полноценного и самодостаточного перевозчика. Например, промышленный ЖД-транспорт, осуществляющий более 80% внутрипроизводственных перевозок в стране, определяется через совокупность непосредственно составов и обслуживающей инфраструктуры с путями, сигнальными устройствами, сооружениями и т. д. Именно плотная привязка к технологической производственной или транспортной инфраструктуре является ключевой особенностью такой техники, но, конечно, не единственной.
Кроме принципов работы и связки с различными технологическими процессами, транспорт такого рода имеет особые эксплуатационные характеристики. Тот же железнодорожный транспорт доставляет грузы в объемах, которые в несколько раз превышают показатели магистральных перевозчиков. Особая категория – грузоподъемный промышленный транспорт, который в зависимости от вида не только осуществляет манипуляции с грузами на месте, но и перемещает их в объеме до 600 т. По силе тяги и мощности выделяются тепло- и электровозы, работающие на горно-обогатительных комбинатах. К примеру, 2000-киловватная техника участвует в карьерных разработках на глубине до 500 м. Обычная техника с такими задачами, разумеется, не справится. А теперь стоит подробнее ознакомиться с функциональной направленностью спецтехники для промышленного сектора.
Какие функции выполняет промышленный транспорт?
Главную задачу можно определить как перемещение груза, под которым может пониматься сырье, топливо, стройматериалы, продовольственные продукты и т. д. Во многом от вида обслуживаемых объектов и зависит специфика технической организации процесса перевозки. Здесь же стоит выделить и разные способы перемещения грузов. Принципиально разделяют следующие виды транспортировки: дальняя межконтинентальная, магистральная автомобильная и внутрицеховая. Также и технологически задачи перевозки могут отличаться – техника перемещается по рельсам, на колесах, гусеницах и т. д. В качестве источника тяги может использоваться жидкое топливо, газовые смеси, электричество и гидравлическое давление.
Отдельного внимания заслуживают функции промышленного транспорта, связанные с подъемно-разгрузочными операциями. В целях оптимизации производственных и транспортировочных процессов изготовители техники стремятся оснащать транспорт силовыми агрегатами для манипуляций с грузами. И напротив, классические складские погрузчики активно развиваются в своих ходовых качествах, что расширяет возможности их применения. В некоторых отраслях востребована концепция оборудования транспорта автономными органами захвата и перемещения. К примеру, стрелочные краны и лебедочные механизмы предусматривают возможность установки и демонтажа конструкций на базах морских судов.
Автомобильный транспорт
Один из наиболее развитых и распространенных во всем мире способов грузоперевозок по безрельсовым путям. В промышленных отраслях используется магистральный автотранспорт, осуществляющий перевозки на коротких, внутригородских и междугородних маршрутах. Дальние направления обычно используются для транспортировки ценной и скоропортящиеся продукции, а также материалов, которые неудобно или невозможно доставлять другим промышленным транспортом в заданных логистических условиях. Сегодня в том или ином формате автомобили задействуются практически во всех сферах производственной деятельности – от индустриальных комплексов до сельскохозяйственных предприятий.
Хотя автодорожная инфраструктура характеризуется целым комплексом проблем, связанных с экологическими и технологическими негативными факторами эксплуатации, доля участия грузовых машин в задачах промышленного сектора ежегодно увеличивается. Также специалисты предсказывают активный рост данного вида перевозок на фоне совершенствования техники. Оптимизация конструкций и способов энергоснабжения уже сегодня повышает качество экспедиционного обслуживания промышленного автомобильного транспорта, наращивая и объемы грузооборота. Логистические компании предлагают все более эффективные схемы организации прямых перевозок, исключая нерациональные и высокозатратные модели использования автомашин.
Железнодорожный транспорт
Во многих развитых странах ЖД-транспорт является основным средством грузоперевозок в промышленных масштабах. При этом инфраструктура обслуживания и содержания производственных составов может органично соединяться с транспортными ЖД-комплексами общего пользования. Например, в России предприятия промышленного железнодорожного транспорта входят в структуру компании «РЖД» и включают следующие инфраструктурные элементы:
- Подъездные ЖД-пути. Протяженность подъездных путей промышленного назначения в стране составляет порядка 60 000 км, а это свыше 75% от общей длины всех ЖД-дорог России. Протяженность линий, обслуживаемых одной организацией, в зависимости от величины последнего может варьироваться от 100 м до 400 км.
- Тяговый состав. Непосредственно локомотивы, большая часть которых работает на дизельной тяге. В данную группу входят всевозможные тяговые машины, магистральные тепловозы, а также дрезины. Промышленные железнодорожные сети почти не используют электростанции для питания, поэтому в инфраструктуре отсутствуют соответствующие контактные сети.
- Подвижной состав. Благодаря этой технике промышленный железнодорожный транспорт в принципе может перевозить многотонные грузы. К подвижному составу относятся как типовые грузовые, так и специальные вагоны. Например, это могут быть цистерны, платформы, хопперы, думпкары, рефрижераторы и т. д.
Независимо от состава и формы железнодорожной инфраструктуры, она должна обслуживаться специальной организацией с соответствующей квалификацией. Это компании, участвующие в эксплуатации, техническом содержании и ремонте элементов ЖД-комплекса.
Технологический транспорт
Тоже обширная группа транспортных средств, которые могут различаться по конструкции, принципу работы, целевому назначению и т. д. В частности, выделяют следующие виды промышленного транспорта данной категории:
- Строительная техника.
- Производственный транспорт.
- Складкой транспорт.
- Горнодобывающие и подземные машины.
- Коммуникационные транспортные каналы.
Объединяются все разновидности технологического транспорта тем, что, кроме доставки, они могут выполнять и промежуточные манипуляции с грузами – от подъема и выгрузки до базовой переработки наподобие сепарации. Последняя функция особенно касается горнодобывающих бункер-поездов и самоходных вагонов, которые прямо на месте приема или выгрузки выполняют базовые операции крупнофракционной сортировки.
В складской и гидравлической технике в большей мере ставка делается на силовые манипуляции перемещения в особых условиях. Возможность выполнения интермодальных операций, к примеру, характеризует напольный безрельсовый транспорт. Колесные промышленные ричстакеры могут работать с порожними и гружеными контейнерами, таким образом не только реализуя перемещение груза, но и выполняя распределения технологического оборудования на рабочей площадке.
Канатные транспортные средства
Принципиальным отличием этой разновидности транспорта можно назвать применение канатной тяги. К конкретным устройствам можно отнести концевые откатки, вагонетки, подвесные емкости и скреперные установки. Для перевозки различных сырьевых материалов по производственным маршрутам используют откатки. Они перемещаются в гору по выработкам с уклоном до 6 градусов, а вниз спускаются под тягой собственной массы.
На горнодобывающих комбинатах сегодня чаще применяют комбинированные устройства и приспособления на канатном усилии. Это могут быть малые подъемные машины с двухбарабанными лебедками, обеспеченные тяговыми канатами, предохранительными и прицепными устройствами.
Подвесные механизмы в основном используют горнодобывающие промышленные предприятия, транспорт которых должен выполнять доставку породы в условиях, где отсутствует возможность устройства металлических несущих опор и бетонного фундамента. Тяга осуществляется за счет подвесных кольцевых дорог на двухканатном узле. У таких систем более высокая производительность, но и требования к безопасности гораздо выше, чем у обычных канатных машин.
Особенности конвейерного транспорта
Специфическая разновидность технологического транспорта, который тоже применяется в обслуживании горных масс. Конвейерный принцип перемещения грузов основывается на работе ленточных, винтовых, скребковых и шнековых механизмов, осуществляющих доставку материала до непосредственного места переработки или забора. К примеру, на угольных шахтах часто используют скребковые и ленточные конвейеры, а на поверхности задействуются ленточно-канатные транспортные линии. В России сегодня наблюдается активное развитие промышленного транспорта, базирующегося на конвейерной системе. Общая протяженность таких сетей составляет 3000 км, а скорость передвижения – от 1 до 7 м/с.
Собственно, главным преимуществом конвейеров как раз и является высокая поточность движения линии доставки, что обуславливает и немалые показатели производительности – в среднем, порядка 15-20 тыс. м3/ч. Объемы доставки и скорость движения линии будет зависеть от мощности подключенного привода и конструкционной реализации самого конвейера. Длина линии транспортировки, к слову, может составлять от 3 до 15 км. Но тут же выявляются и недостатки данного транспорта наподобие необходимости масштабного строительства конструкции прямо в карьере.
Правила эксплуатации промышленного транспорта
Поскольку транспортные средства промышленного назначения в процессе использования могут касаться разных сфер производства, применяются межотраслевые правила для регуляции эксплуатационных процессов. К основным из них относятся следующие:
- Транспорт выпускается на рабочую площадку или линию только при условии его исправности и готовности путей сообщения. Предварительно должен быть составлен специальный паспорт прохождения техосмотра.
- Неисправные или небезопасные транспортные средства выводятся из эксплуатации и не допускаются к ней до момента, пока не будут приведены в состояние, пригодное к безопасному применению.
- Перед вводом в эксплуатацию транспорт получает специальную маркировку с государственным номерным знаком и регистрационными данными от эксплуатирующей организации.
- В соответствии с межотраслевыми правилами эксплуатации промышленного транспорта, техника должна быть укомплектована и аварийным комплектом. В него входят не только стандартные элементы наподобие аптечки с огнетушителем и знака аварийной остановки, но и технические приспособления наподобие колесных упоров.
Также стоит подчеркнуть, что непосредственно к управлению, содержанию и обслуживанию транспорта допускаются только работники, имеющие соответствующую квалификацию. Как правило, в комплексной эксплуатации принимают участие целые группы специалистов – от водителя до электротехника и механика.
Как этот вид транспорта влияет на окружающую среду?
По сей день основным приводным механизмом большинства транспортных средств является двигатель внутреннего сгорания. И в производственном секторе, где предъявляются наибольшие требования к мощности, данный фактор особенно заметен. По этой же причине в правилах по охране труда промышленного транспорта особое внимание уделяют процессам использования топливных и горюче-смазочных материалов. Строго регулируются процессы содержания, хранения и применения нефтесодержащих веществ, используемых в заправке технике.
Но одним из главных факторов загрязнения является отработанный газ. К примеру, при сжигании в обычном ДВС 1 т бензина выделяется порядка 200-250 кг окиси углерода. На этом фоне становится все более привлекательным железнодорожный транспорт, который имеет очевидные экологические преимущества перед теми же фурами и грузовиками. Локомотивы выделяют гораздо меньшие объемы вредных газов, при этом справляясь с большими нагрузками при перевозках.
К универсальным же экологическим угрозам относятся факторы обслуживания вредных грузов. И автотранспорт, и железнодорожные составы одинаково могут перевозить токсические, пожаро- и взрывоопасные материалы, что требует особого внимания при организации подобных мероприятий. Поэтому промышленный транспорт России, к примеру, в соответствии с экологическими нормативами, обеспечивается отдельными помещениями и контейнерами для перевозки горючих, радиоактивных, легковоспламеняющихся, едких и газовых материалов. Более того, даже строительные лакокрасочные составы и электротехнические изделия требуют специальной изоляции, как при транспортировке, так и при содержании на пункте временного хранения.
Развитие транспортной техники промышленного назначения
Перспективы развития данной категории транспорта связаны с внедрением новых технологий, позволяющих наращивать грузопотоки при тех же или меньших трудозатратах и энергоресурсах. В автомобильном секторе компании-грузоперевозчики все охотнее переходят на «зеленую» технику. Особенно это касается малых дистанций, где грузовики могут использовать только электрическую энергию без подключения традиционных ДВС. Следуют крупные компании и требованиям охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта, что выражается в повышении безопасности технических средств. Это видно на примерах оснащения кабин современными климатическими установками и системами вентиляции, а также в повышении эргономики систем и органов управления. Серьезные изменения происходят и в силовых установках. Пока еще не особо заметен отказ от топливных двигателей, но как минимум наблюдается процесс замены взрывоопасных дизельных установок на агрегаты с улучшенной системой очистки выхлопных газов.
Заключение
По мере глобализации и сращивания разных сфер эксплуатации транспорта, возрастает значимость процессов организации перевозок. Сегодня недостаточно планировки точечных маршрутов без детального учета различных параметров операции. Поэтому утверждается практика разработки целых проектов использования промышленного транспорта. В СНиП 2.05.07-91, к примеру, есть требования об учете пропускной и провозной способности конкретного транспорта на расчетный срок. Графики перевозок составляются на основе технико-эксплуатационных данных конкретного средства, которые соотносятся с характером функционирования технологических процессов на обслуживаемом производстве. Соблюдение требований к детальному расчету перевозок в конечном итоге позволяет минимизировать издержки на операции транспортировки, а в некоторых случаях и существенно повысить производительность целевых предприятий, в логистической системе которых используется транспорт.