Береговая артиллерия России: история и орудия
Состояние береговой артиллерии России в начале 20 века, как и во все последующие годы, хранилось в состоянии строгой тайны. В частности, данный фактор был связан с тем, что эти орудия изначально обязаны были быть незаметными. Как монархическая, так и советская береговая артиллерия располагалась в особых зонах, в которые обычным людям попросту не было доступа. В то время на передний план выставляли огромные линкоры и крейсеры, которые своими размерами сразу привлекали взгляды, однако по долготе службы никак не могли соперничать с береговыми батареями. В этой статье будет описана история береговой артиллерии России в 20 веке, ее состоянии и наиболее известные используемые модели.
Историческая справка
Орудия береговой артиллерии в России начали использоваться достаточно рано, однако настоящая их история начинается только в 1891 году. Именно тогда в производство поступили новые модели батарей с длинными стволами, являющимися наиболее современной моделью. Своей эффективностью они полностью заменили старые орудия, а потому стали иметь превалирующее значение в качестве береговых систем.
История береговой артиллерии неразрывно связана с историей российского флота, однако при этом ее организация и деятельность были достаточно сильно отдалены от него. Подчинялись они исключительно Главному артиллерийскому управлению, что, несомненно, имело ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Первое исключение из данного правила было сделано только в 1912 году, когда под власть Морского ведомства передали крепость Петра Великого, защищающую Финский залив.
Береговая артиллерия СССР
После Октябрьской революции и прихода к власти Советов все береговые батареи были переданы под непосредственное командование Красной армии, и только в 1925 году они перешли во власть начальника Морских сил. Однако подобное развитие происходило относительно короткий срок - все работы в данной сфере по приказу главы страны Никиты Хрущева по устройству береговой артиллерии России были прекращены в 1957 году. После этого началось постепенное демонтирование систем, в редких случаях их попросту консервировали. Даже фото береговой артиллерии тех лет, как и многочисленная документация по данному вопросу, были попросту уничтожены или утеряны.
Новый виток своего развития данная система начала только в 1989 году, когда в силах Военно-морского флота были выделены береговые войска. На настоящий момент вся береговая артиллерия находится именно под контролем данного ведомства.
Используемые орудия
В период своего расцвета береговая система защиты могла похвастаться многочисленными, весьма эффективными орудиями разной мощности. Ниже будет рассказано о наиболее известных и широко используемых орудиях береговой артиллерии, которые приобрели популярность не только в России, но и в других странах мира.
Пушки Канэ
Настоящий фурор после своего появления в 1891 году произвели орудия системы Канэ. Они положили начало новой эпохе, захватив не только береговую артиллерию, но и корабельную. В период своего доминирования ими широко обставлялись различные крейсеры, вроде "Варяга", "Потемкина" и даже "Авроры". Данная пушка представляла собой первый образец 6" пушки с длинным стволом, быстрым затвором и патронным зарядом, что не только позволяло быстро перезаряжать ее, но и резко увеличило точность и бронебойность орудия.
Изобретена данная пушка была во Франции, однако российская делегация не стала заказывать оружие у другой страны, а только приобрела образец чертежей. Вскоре началось их производство. Всего по указу императора Николая II была создана 1 пушка 6"/50, однако она не показала достаточной эффективности, поэтому было приказано вернуться к системе 6"/45, как и было указано в чертежах.
Всего такое орудие состояло из 3 частей: муфты, кожуха и ствола. Стреляло оно снарядами размером больше метра и весом в 43 кг. Пушка широко применялась до конца 40-х годов 20-го века.
Модернизация № 194
В 1926 году Артиллерийское управление заказало модернизацию пушек Канэ. Их главным требованием стало резкое увеличение угла возвышения - дополнительно требовалось увеличить его еще на 60 градусов. Это помогло бы береговой артиллерии научиться зенитной стрельбе, но подобное выполнить не смогли.
Однако взамен этого ЛМЗ представил опытный образец пушки № 194. Удивительно, однако в ходе испытаний, несмотря на то, что не было выяснено ни меткости, ни скорострельности орудия, его все же приняли к производству. Еще несколько лет ее продолжали модернизировать, поскольку пушки Канэ заметно устаревали. Как показал опыт, их обновление было невозможно на практике, поэтому срочно требовалось создать принципиально новую береговую артиллерию по новым канонам. Всего по пушке Канэ был создан 281 различный образец, ни один из которых не смог полностью удовлетворить желания военных.
Береговые пушки 10" в 45 клб
Помимо пушек Канэ, в 90-х годах 19-го века на вооружение были взяты береговые пушки на 254 мм, то есть 10"/45. Они предназначались исключительно для охраны берегов. В частности, это связано с 2 факторами: боязнью артиллерийского комитета любых нововведений и принятием таких пушек во флоте. В то время в русском флоте, в отличие от западного, предпочитали использовать физическую силу для наведения орудия и подачи боеприпасов, а не электроприводы.
К сожалению, на практике такие пушки показали, что их установка заметно запоздала как минимум на десятилетие. В то время западные броненосцы становились заметно более массивными, как и используемые на них орудия. Подобная техническая безграмотность высшего военного состава и привела к последующим поражениям.
Однако даже в самом строении пушки генералов подвел консерватизм. Они вознамерились создать принципиально новую пушку и лафет, резко отличающиеся от флотских. В конечном итоге была создана система с откатывающимся станком, которая конструктивно устарела еще больше. Все это привело к тому, что работа над ними была приостановлена, но, что удивительно, через несколько лет вновь возобновлена. Таким образом в береговой артиллерии стали использовать орудия, которые имели многочисленные недостатки. Основной спектр их был установлен в Порт-Артуре. Подобные пушки, с последующим рядом модернизаций, использовались вплоть до 1941 года.
Береговые пушки 120/50 мм
Именно проигрыш в Русско-японской войне показал необходимость обновления имеющейся береговой артиллерии, что и привело к появлению новых пушек 120/50 мм. Вся эта война привела к обогащению группы мошенников, связанных с великими князьями Романовыми. Одним из них был Базиль Захаров. Именно он продал более 20 пушек Виккерса на 120/50 мм. Использования им в ходе войны не было, да и попросту не могло быть. Постепенно, после ряда перевозок, они осели в Кронштадте. Первоначально их начали ставить на кораблях, вроде только что построенного Рюрика, поэтому началось их производство. Непонятно, отчего, но и военное ведомство также разместило крупный заказ для береговой артиллерии. Данные пушки отличались прекрасной баллистикой, однако их калибр был слишком мал, чтобы нанести весомый удар по крейсерам или линкорам. Однако из-за малого веса в береговой обороне и сухопутных войсках они обрели заметную популярность в ходе Первой мировой войны.
Пушка 6"/52
Данная пушка изначально строилась как улучшенная версия пушек Кане с лучшей баллистикой и увеличенной скорострельностью. Начали их производить только в 1912 году для того, чтобы иметь возможность стрелять разными снарядами - фугасными, бронебойными и даже шрапнелью. На совершенном этапе своей конструкции они эффективно могли бы противостоять линкорам во время Второй мировой войны, однако их производство, несмотря на то что опытный образец показал себя в качестве наиболее идеальной береговой установки во всем мире, так и не смогли закончить. Их производство было прекращено в 1917 году, после чего к вопросу о доделке никогда не возвращались. Таким образом из-за бесхозяйственности было утеряно одно из самых лучших береговых орудий.
Одноорудийные открытые установки
Помимо пушек, в качестве береговой артиллерии использовались и открытые установки. Из них наибольшую популярность получила установка 12"/52. Конструкция из лафета во многом походила на корабельные станки, установленные на линкоре "Севастополь". В законченном виде после сдачи их вполне можно было назвать эрзац-установками для военного времени. Возможно, именно поэтому их использовали даже в период Второй мировой войны. Самая знаменитая батарея - "Мирус" - показывала свою боевую эффективность до самого окончания войны, после чего ее отдали англичанам.
Трехорудийные башенные установки
К 1954 году в составе береговой артиллерии появились трехорудийные установки. Их проектирование началось еще в 1932 году, после чего было предпринято множество модернизаций, которые должны были создать эффективную систему. Однако довести до ума ее смогли только после того, как появилась радиолокационная станция орудийной наводки под названием "Залп-Б". Это позволило значительно улучшить меткость, а также значительно расширить возможности всей установки. В конечном итоге их передали Украине в 1996 году, поскольку они во многом утратили свою конструктивную новизну и не могли принести хороший результат.
Сверхдальнобойные орудия
Еще в 1918 году опытные артиллерийские специалисты пытались создать систему сверхдальней стрельбы. Однако во времена становления Советского Союза создать принципиально новые системы не имелось возможности, поэтому в их задачу вменялось сделать особые снаряды. Впервые весомый результат был показан только в 1924 году, когда был сооружен заряд весом в центнер, который мог лететь со скоростью в 1250 м/с. Однако он имел один сильный недостаток - большое рассеивание. После этого его постоянно видоизменяли для того, чтобы убрать имеющиеся недостатки, однако вплоть до войны добиться результата не удалось. После этого на небольшой период разработка была забыта и возобновилась только в 1945 году. Прорыв сделали пленные немецкие конструкторы, создав наиболее легкий и дешевый вариант установки. Даже на данный момент большинство созданных в тот период чертежей по данному вопросу являются секретными.
Помимо вышеназванных пушек и установок, в береговой артиллерии использовалось большое количество моделей, некоторые с успехом, однако многие достаточно неудачно. На современном этапе развития береговая система охраны продолжает развиваться, поскольку является одной из важнейших повесток в ВМФ.