Структура местного бюджета: понятие, виды
Одна из форм прямого осуществления власти – местное самоуправление. Местная власть позволяет осуществлять использование, владение и распоряжение муниципальным имуществом. Местные органы власти должны:
- содержать и распоряжаться жилым и нежилым имуществом (включая детские сады, школьные учреждения, больницы и прочие объекты инфраструктуры);
- содержать коммунальное хозяйство и предоставлять услуги (поставку газа, электричества, воды и так далее);
- содержать дорожное хозяйство, осуществлять строительство и ремонт, решать другие вопросы.
Важнейшими объектами муниципальной власти являются: земли, недвижимое имущество, промышленные объекты.
Для решения всех этих вопросов органы самоуправления должны иметь денежные средства, из которых и состоит структура местного бюджета. Источниками дохода в данном случае могут выступать:
- налоги и сборы, отчисления и штрафные санкции, которые направляются в местный бюджет;
- доход от аренды недвижимости, которая находится в собственности;
- дотации;
- отчисления от дохода муниципальных предприятий.
Что такое местный бюджет?
Местный бюджет (структура доходов и расходов) имеет такую же форму, как и государственный. Ученые в сфере экономики дают следующее определение: местный бюджет – это целый комплекс экономических взаимоотношений, который обеспечивает распределение национального дохода в рамках конкретного региона, и формирует финансовую базу на местном уровне. Бюджет позволяет укрепить финансовую независимость и самостоятельность местных властей, активизирует хозяйственную деятельность и развитие инфраструктуру на конкретной территории.
Сущность формирования местного бюджета
Основные понятия и структура местного бюджета изложены в Конституции (ст. 132). Прежде всего, эта статья дает право местным властям формировать, утверждать и в дальнейшем реализовывать этот бюджет. Одновременно такой бюджет является частью консолидированного бюджета, который формируется в конкретном регионе.
Главная задача властей в формировании бюджета на местном уровне – сделать всю процедуру максимально прозрачной и сбалансировать все поступления и расходы. Однако все должно происходить в рамках федерального законодательства.
В структуре местного бюджета есть несколько статей доходов, которые распределяются для реализации полномочий этой власти и решения проблем, возникающих на местном уровне. Исходя из размера полученных доходов, решается вопрос о предоставлении субвенций конкретному региону, поселению, городу или селу.
Обязанности властей по открытости данных
Состав и структура местного бюджета подлежат обязательному официальному опубликованию. Проще говоря, в местных СМИ должны публиковаться проекты бюджета, промежуточные результаты и информация о том, как расходуются полученные доходы. В обязательном порядке в таких информационных публикациях должна содержаться информация о количестве сотрудников местной власти, размере содержания этого аппарата.
В случае если в конкретной местности отсутствует региональное печатное СМИ, то информация должна быть опубликована на официальном сайте местной власти, также информация может размещаться на информационных стендах. Главное, чтобы местное население имело возможность ознакомиться с местным бюджетом, с информацией о его пополнении и статьях расходов.
Самостоятельность местного бюджета
Самостоятельность структуры местного бюджета обеспечивается за счет нескольких факторов:
- наличие в регионе собственного источника доходов;
- право местной власти самостоятельно определять, куда расходовать средства;
- возможность использовать дополнительный доход по своему усмотрению;
- право на получение компенсации дополнительных, не предусмотренных бюджетом расходов, которые возникли в процессе реализации программы развития местной инфраструктуры, другой деятельности местных органов власти;
- полная ответственность представителей органов местной власти за исполнение и пополнение бюджета.
Из чего состоит местный бюджет?
В основе любого местного плана по пополнению и расходам денежных средств есть две составляющие:
- доходная часть;
- расходная часть.
Доходные поступления в виде налогов
В свою очередь, эта часть структуры доходов местного бюджета состоит из нескольких частей.
Прибыль. Это фактически налоговые поступления, которые поступают в местный бюджет и четко оговариваются действующим законодательством РФ. Доходы поселковых советов состоят из земельного налога и налога, который выплачивается за владение недвижимым имуществом физическими лицами. Эти поступления являются доходом исключительно поселкового совета.
Также сюда входит единый сельскохозяйственный налог и от прибыли физических лиц, который предусмотрен специальными режимами. Но местная власть оставляет в своем бюджете лишь часть этих доходов. В частности, сельскохозяйственный налог остается в размере 30%, а налоговые выплаты от прибыли физических лиц - в размере 10%. В муниципальных районах, бюджет формируется таким же образом.
Структура доходов местного бюджета городских округов имеет несколько отличий. Доходная часть также формируется за счет государственных пошлин в размере 100%. Так, в городском округе остается 100% общего сельскохозяйственного налога, налога на временную прибыль.
Прибыль, получаемая помимо налогов
Следующие поступления в бюджет можно охарактеризовать тоже как прибыль, но не относящуюся к налоговой сфере. Это может быть доход от собственного имущества.
Третья составляющая – всевозможные отчисления (безвозвратные и возвратные), за исключением субвенций, полученных от федеральных или региональных фондов. Это могут быть штрафные выплаты, пожертвования и прочие поступления.
Расходная часть
Структура расходов местных бюджетов также состоит из нескольких частей. Прежде всего, это расходы на производственную сферу. Имеется в виду затраты на поддержание и модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства. Также сюда включаются расходы на охрану окружающей среды и развитие экономики страны. На все эти затраты, как правило, приходится пятая часть всего бюджета.
Затраты на развитие экономики государства - это денежные средства выделяемые на субвенции и ремонт дорожного покрытия.
В эту часть расходов также входит:
- финансирование управленческого аппарата;
- проведение местных выборов;
- реализация на практике собственных законопроектов;
- выполнение заказов на местном уровне;
- финансовая поддержка местного хозяйства;
- поддержание организаций других уровней власти;
- воплощение в жизнь целевых программ, которые были инициированы на местном уровне и важны для конкретного региона;
- оплата процентов по кредитам;
- развитие местной инфраструктуры.
Главное, чтобы эти расходы покрывались за счет неналоговых и налоговых поступлений, то есть личных источников финансирования. Если ощущается дефицит, то может использоваться трансферт.
Рассмотрим расходы на реализацию возложенных на местные власти задач. Обычно эта статься расходов занимает порядка 70% всех расходов. Из них около 40% должно приходиться на образование. Остальная часть должна идти на повышение качества работы муниципальных образований, развития культуру и социальной сферы.
Вторая часть расходной части
Эта часть структуры местного бюджета направлена на:
- обеспечение гарантированного обязательства по получению образования на бесплатной основе;
- обеспечение бесперебойной работы комиссий по проблемам детей до 18 лет;
- распределение доходов, их корректировка между поселениями;
- социальная поддержка лиц, которые нуждаются в помощи в наибольшей степени (инвалиды, малообеспеченные семьи, ветераны и сироты);
- субсидирование малообеспеченных семей и граждан по оплате коммунальных услуг;
- строительство новых дорог;
- решение экологических проблем в регионе;
- поддержание в надлежащем состоянии библиотечного фонда и прочее.
Следует понимать, что структура государственных и местных бюджетов может сильно отличаться. Но в целом можно говорить о том, что около 30% должно уходить на развитие социальной и культурной сферы, затем идет жилищно-коммунальное хозяйство и так далее.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
Так случается, что не каждое сельское поселение, муниципальный район или другие образования имеют недостаточный состав и структуру доходов местного бюджета, то есть фактически не имеют возможности осуществлять свои полномочий в полной мере. В таких случаях финансирование осуществляется путем предоставления дотаций. Такие трансферты являются безвозвратными и безвозмездными.
Порядок предоставления дотаций регламентирован законодательством России, в частности, бюджетным кодексом. Помимо нехватки бюджетных средств, при определении необходимости предоставления дотации учитывается количество жителей в конкретном поселении.
Также следует знать, что при решении этого вопроса вышестоящие власти вправе руководствоваться исключительно методикой определения расчетного бюджетного обеспечения. Если этот уровень оказывается выше, то тогда полагается дотация. При определении необходимости запрещается учитывать фактические расходы и доходы за отчетный период или прогнозируемые показатели на следующий период.
Также возможно частичное выделение дотаций из расчета на одного жителя в конкретном регионе.
Субсидии
Еще один вид межбюджетных трансфертов. Но в отличие от дотаций расходование субсидий является полностью контролируемым процессом, который регламентирован на уровне законодательства. Выдается такая помощь с целью софинансирования бюджетных обязательств, включая финансирование местных бюджетов, чаще всего под выполнение определенной программы. При этом выделение средств может быть как из нижестоящего (отрицательная трансферта), так и вышестоящего бюджета.
Проблемы
Местные власти максимально приближены к населению, а бюджет конкретного региона является первичным уровнем организации публичной власти. Муниципалитеты – это те органы, которые являются опорой демократии, поддерживающей устойчивость всего государства. Однако не секрет, что именно на уровне местных бюджетов чаще всего происходят сбои и проблемы, которые негативно сказываются на состоянии всего социума.
На сегодняшний день можно выделить ряд основных проблем:
- возможность противоречиво трактовать нормативно-правовую базу;
- несоответствие между полномочиями органов местной власти и финансовыми ресурсами;
- несбалансированность большинства муниципальных бюджетов;
- большая часть регионов имеют малую доходную часть из-за минимального количества собственности, земель и даже малого количества населения;
- безответственность представителей региональных властей.
Но самая большая проблема - это несбалансированность состава и структуры расходов местного бюджета и материальной базы большинства регионов. Решение этих вопросов требует системного подхода и неотлагательных мер.