Малокомплектная школа - особенности, преимущества, интересные факты и отзывы

В нашей большой стране находится более 155 000 населенных пунктов, при этом многие из них настолько малы, что не имеют собственных образовательных учреждений, другие - имеют школы, но количество учащихся ничтожно мало. Как же в этой ситуации организовывать учебный процесс? В рамках данной статьи пойдет речь о малокомплектных школах. Рассмотрим принцип организации обучения и воспитания детей разной возрастной категории, отследим специфику одновременной работы с детьми во время занятия.

Что представляет собой малокомплектная школа?

При малой численности учеников формирование классов не представляется возможным. Детям приходится получать в малокомплектной школе начальное и даже среднее образование. В сельских школах бывает по 2-3 учащихся на одну параллель. В этом случае приходится объединять учеников разных классов и проводить совместные занятия. Рассмотрим подробнее особенности организации малокомплектной школы.

В настоящее время в стране функционирует несколько десятков тысяч малокомплектных школ. Какими признаками обладают эти учебные заведения? В СССР понятие "малокомплектный класс" было очень распространено, ведь в сельских школах не набиралось достаточного количества учащихся для формирования параллелей. Начальные классы объединяли в "комплекты" - классы, в которые входили ученики разных возрастных категорий. Особенность малокомплектной школы не только в присутствии комплектов, но и в полном отсутствии некоторых классов. Например: один класс включает 5 учеников, 2 из них учатся в 1-м классе, 1 - во 2-м, 2 - в 4-м, при этом в школе в данном учебном году полностью отсутствует 3-й класс.

Если сельская малокомплектная школа находится в определенном населенном пункте, то дети из близлежащих деревень также должны поступить в нее для прохождения обучения, если в месте их проживания нет учебных заведений данного формата.

С малокомплектным классом работает один педагог. Учебный процесс организован таким образом, чтобы все учащиеся были включены в работу. Это достигается путем чередования видов деятельности учеников. Большая роль отводится самостоятельной работе, для деятельности малокомплектной школы - это необходимость. В то время как одни ученики заняты самостоятельным выполнением задания, учитель работает с остальными учащимися, которым нужно объяснять другой материал.

В последние годы можно наблюдать тенденцию развития малокомплектных школ. Это связано с сокращением численности детей, рождаемость понизилась. Общеобразовательные средние школы, находящиеся в крупных населенных пунктах, также вынуждены преобразовываться в малокомплектные по причине нехватки учеников и учителей.

Начальные классы

Работа с детьми начальных классов требует особого внимания со стороны педагога. Деятельность малокомплектной школы должна быть направлена на продуктивное обучение учащихся. Детям начальных классов сразу может быть непонятен новый материал, что станет препятствием при выполнении самостоятельной работы, а учитель вынужден переключиться на объяснение материала другой группе учеников. Что делать в этой ситуации?

Учитель малокомплектного класса должен уметь быстро переключаться при возникновении проблемных ситуаций. Если новый материал объясняется группе детей, то можно попросить одного из учащихся прочитать часть параграфа. В это время у педагога появится 1-2 минуты для того, чтобы подойти к ученику, у которого возникла проблема с выполнением самостоятельной работы, и оказать ему помощь. Условия в малокомплектной школе не самые благоприятные как для учеников, так и для педагога, но, со временем, коллектив приспосабливается к таким факторам.

В начальных классах учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, поэтому решение большинства проблем происходит намного быстрее, чем в классическом варианте класса с большим количеством учащихся.

Школьникам начальных классов бывает очень сложно сосредоточиться на выполнении самостоятельной работы, поэтому работа учителя с другими учениками должна проходить умеренно, без повышения голоса и криков.

Планирование занятий

Занятие в малокомплектной школе должно быть организовано таким образом, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе. Параллельная работа педагога с учениками идет на протяжении всего занятия. Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

В настоящее время нет специальных пособий и программ, которые могли бы дать базу для организации процесса обучения в малокомплектной школе, поэтому педагоги должны самостоятельно разрабатывать планирование совместных занятий. План должен включать в себя этапы комбинирования самостоятельной работы и объяснение нового материала. Чем грамотней составлен план, тем продуктивней будет процесс обучения.

Планирование должно включать следующие категории работы с учащимися:

  • проверка знаний по пройденному материалу;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление нового материала в процессе самостоятельной работы.

В планирование можно включать совместную работу учеников. Дело в том, что в начальных классах некоторые темы повторяются, закрепление происходит на разных уровнях сложности. Можно организовать урок, в который будут включены все учащиеся. Новый материал для одних детей будет повторением для других.

Например: урок математики в малокомплектной школе может проходить совместно. При этом одни дети будут знакомиться с цифрами и осваивать счет, другие - изучать действия, третьи - решать задачи.

Общая характеристика сельского ребенка

Ребенок, который вырос в деревне или селе, отличается от городского ребенка. Он приспособлен к жизни, труду и намного более ответственен. Такие дети быстрее взрослеют, так как привлекаются к работе уже с малых лет.

Что касается уровня образования, то тут все не так хорошо, как в городе. По статистике первоклассники приходят в сельскую школу с достаточно низким уровнем знаний. Многие из них не знают букв и цифр, в то время как подавляющее большинство городских первоклашек уже читают и считают. В городе есть возможность отдать ребенка в школу выходного дня, в которой малыша подготовят к школе. Родители, как правило, уделяют данному вопросу больше времени и внимания. Некоторые школы организуют вступительные экзамены, которые ребенок должен пройти для зачисления в первый класс, поэтому подготовка должна быть серьезной.

В деревенскую школу возьмут любого ребенка, даже имеющего незначительные отклонения в развитии. Так и получается, что учитель-универсал должен иногда работать с такими детьми, которых бы в условиях городской жизни поместили в специализированное учебное заведение или коррекционный класс.

Организация учебного процесса

В начале занятия учитель должен ознакомить учащихся с планом работы. Каждая группа учеников одного класса получает задание, в то время, как учитель объясняет новый материал другим учащимся.

На проверку знаний отводится небольшое количество времени, основную часть урока учитель должен потратить на изучение и закрепление нового материала. Если занятие ведется с учениками трех классов, тогда учитель должен распределить время на 3 части, уделяя внимание каждой группе учеников. Получается, что большая часть занятия для учащихся должна быть занята самостоятельной работой.

Если планируется урок в форме экскурсии, тогда проводить его придется со всеми учениками. У каждой группы детей одного класса будут разные цели этого занятия. Приведем пример: одни ребята будут собирать образцы для гербария, другие - наблюдать за пейзажем для написания сочинения, третьи - проводить эксперименты и т. д. Каждое занятие предполагает совместную работу, но формы взаимодействия могут отличаться.

Если планируется выдача объемного материала одним учащимся, то для других нужно подобрать занятие, которое предполагает и допускает самостоятельное выполнение заданий. Например: одной группе учеников педагог объясняет правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях в то время, как другие ученики на уроке изобразительного искусства рисуют картины на тему "Как я провел лето".

В силу того, что в маленьком классе может не оказаться сильных учеников, за которыми должны тянуться более слабые учащиеся, взаимодействие учеников может быть непродуктивным. Ведь значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом усвоение материала происходит намного быстрее.

Воспитательная работа

Воспитательная работа в малокомплектной школе играет очень важную роль. В настоящее время существует ряд социально-экономических факторов, которые оказывают отрицательное влияние на развитие и воспитание сельского ребенка. Перечислим некоторые из них:

  1. Многонациональность учеников. Родители таких детей могут иметь свои взгляды на жизнь, религию, нормы поведения. В некоторых случаях на этой почве могут возникать конфликтные ситуации.
  2. Материальное положение. В большинстве случаев сельские семьи имеют достаток ниже среднего. Такое положение не позволяет родителям в полной мере обеспечивать ребенка или детей всем необходимым для полноценного обучения и развития. Питание ребенка может быть неполноценным, что приводит к авитаминозам и болезням.
  3. Благополучие семьи. В сельских школах намного чаще встречаются дети, которые растут в неблагополучной семье. Родители в таких семьях имеют социально неустойчивое положение, причинами возникновения которого могут быть: алкоголизм, аморальное поведение, хулиганство, нарушение закона.

Сельских детей чаще всего воспитывает улица, что не всегда положительно влияет на формирование личностных качеств. По этой и другим причинам школа должна более серьезно отнестись к вопросу воспитательной работы.

Малокомплектный класс позволяет проводить воспитательную работу более качественно. Педагог имеет возможность работать с учениками индивидуально. Учителю, имеющему подробную информацию о семьях детей (в небольших населенных пунктах все знают друг друга в лицо), намного проще построить план воспитательной работы того или иного учащегося.

В некоторых случаях учителю придется взять на себя роль психолога и коррекционного педагога, поскольку таких специалистов в сельской школе нет, и не будет. Воспитательная работа должна проводиться не только с ребенком, но и с его родителями. Педагог-психолог должен найти пути решения конфликтных ситуаций, возникающих у ребенка в школе или семье. Если педагог видит, что родители не могут обеспечить ребенку нормальную жизнь и благоприятную среду для развития, в этом случае он вынужден отреагировать - обратиться в органы социальной опеки и попечительства.

Сдача отчетности по окончанию учебного года

В конце учебного года каждая школа подводит итоги, которые включают в себя не только статистику успеваемости учеников, но и результаты воспитательной, внеклассной работы. Отчет малокомплектной школы должен включать следующие пункты:

  1. Анализ эффективности воспитательного процесса.
  2. Анализ успеваемости учеников.
  3. Выявление лидеров класса и учеников, имеющих отставание по школьным дисциплинам.
  4. Результаты работы с родителями.
  5. Анализ эффективности выполнения поставленных на учебный год задач.
  6. Анализ итоговой аттестации учеников 9-х и 11-х классов.
  7. Отчет по проведенным мероприятиям и открытым урокам.
  8. Отчет об участии школьников в районных, областных и общероссийских олимпиадах.

Итоговая отчетность должна быть составлена на основе планирования, которое составлялось в начале учебного года. Педагог должен провести подробный анализ по всем пунктам. В выводах отражается информация о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены поставленные на учебный год задачи.

Выпускной и последний звонок

Несмотря на то, что выпускаться могут 2 или 3 ученика, праздник обязательно должен быть организован. К проведению выпускного в малокомплектной школе можно подключить других учеников и родителей. Каждый из них может внести свой вклад в организацию праздника. Сценарий последнего звонка в малокомплектной школе нужно составить, опираясь на количество учащихся и зрителей.

У каждого ребенка на празднике должна быть своя роль. Детям младших классов нужно поручить выучить стихотворения, которые они зачитают на празднике. Содержание должно быть примерно следующим:

День сегодня необычайный:

Солнце встало, умывшись росой,

На урок на последний, прощальный

Отправляется класс выпускной.

Майский день на линейке играет,

Шепчет нежно в листве ветерок,

В путь питомцев своих провожая,

Школа даст им последний звонок.

Будет море гостей волноваться,

Будет много стихов и цветов –

Океанами бурных оваций

Мы приветствуем выпускников!

Для проведения мероприятия необходимо выбрать активного и креативного ведущего. Эту роль может взять на себя один из педагогов. Если в школе есть активные и ответственные дети младших классов, можно поручить это задание им.

Обязательно пригласите фотографа, который сможет запечатлить самые запоминающиеся моменты праздника. Каждый ребенок должен иметь свои выпускные фотографии, которые будут напоминать ему о беззаботной школьной жизни.

Обязательно дайте слово педагогам. Сделать это можно в следующей форме:

Мы долгожданный праздник начинаем

И слово представляем

Тем, кого мы очень ждали,

Почетным гостям в нашем зале.

Необходимо предоставить слово и самим ученикам. Наверняка, они захотят поблагодарить учителей на терпение, понимание и опеку. Слова благодарности должны быть заранее подготовлены выпускниками. Можно подойти к этому вопросу креативно и приготовить метафоричную сценку.

В заключении праздника должно быть организовано торжественное вручение аттестатов зрелости.

Преимущества

Если воспитательный и педагогический процессы построены правильно, тогда малокомплектный класс становится очень сплоченным и дружным, несмотря на возрастную разницу между детьми. Ребята постарше помогают малышам, отвечают на их вопросы, подсказывают.

Школа из 20-30 человек похожа на большую семью, в которой роль родителей выполняют педагоги. Отношения между учителями и учениками намного более близкие и теплые, если сравнивать с обстановкой в классической школе.

Учитель может контролировать каждого ученика, отслеживая возникающие в процессе обучения проблемы. Есть возможность работать с учащимися индивидуально. Формируется личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, который способен давать отличные результаты.

Требования к педагогу

Процесс обучения в малокомплектной школе построен немного иначе, чем в классической общеобразовательной школе. Распределение предметов между учителями отсутствует. Один педагог должен вести различные дисциплины, что значительно увеличивает на него нагрузку.

Учитель малокомплектной школы должен выполнять большой спектр различных по своей направленности работ, так как в школе отсутствуют не только учителя-предметники, но и завхоз, библиотекарь, психолог, коррекционный педагог. Учитель-универсал - это многопрофильный специалист, который должен не только вести разные предметы, но и отлично в них разбираться.

Порой бывает сложно найти человека, который согласится на такие условия работы, ведь деятельность педагога не ограничивается только школой, дома он должен готовиться к занятиям, составлять планирования и итоговые отчетности, встречаться и беседовать с родителями, проверять тетради и т. д.

К особенностям организации малокомплектной школы относится очень скудная материальная база. Порой учителю приходится самостоятельно изготавливать школьную атрибутику, которая необходима для проведения занятий. Это могут быть карточки, плакаты, раздаточный материал.

Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы его продуктивность была высокой. Если соединены, например, 1-й и 3-й классы, то большее внимание педагог должен уделять первоклассникам, так как они только учатся писать, читать и считать, а ребятам из третьего класса можно дать индивидуальные задания, дети достаточно взрослые, чтобы работать самостоятельно.

Отзывы

Помимо большого количества отрицательных сторон обучения в малокомплектном классе, есть и положительные аспекты. Учителя отмечают то, что ученикам таких классов намного проще концентрироваться на чем-либо, они умеют быстро переключаться и реагировать. Такие способности развиваются после нескольких лет обучения в малокомплектной школе. Ведь ученик должен выполнять свое задание самостоятельно в то время, когда учитель объясняет другим ученикам совершенно иной материал. Сельские ребята растут более самостоятельными и ответственными.

Комментарии
Здравствуйте!!! Вопросов много. Например, в малокомплектой школе, естественно, нет психологов и логопедов. Кто ведёт коррекционную работу с детьми (ЗПР)? Всё тотже учитель? А всю отчётность по учебной работе, воспитательной работе. Наверное, этот учитель ещё и классный руководитель? И ещё, наверное, у классного руководителя найдутся дети из неблагополучных семей. И ещё этот же учитель будет вести всё ИЗО, всю музыку, всю технологию, физкультуру. Представляете сколько это программ? Весело!!!
2
Статья очень познавательная. Но подскажите, а какими нормативными актами федерального или регионального уровня регулируется деятельность МКК? Ситуация: четыре класса будет учить один учитель в одну смену. Будут ли в данном случае ущемляться права детей?