Надписи на сигаретах. Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью. Требования к оформлению упаковки табачных изделий
В России более 40 миллионов курильщиков, по состоянию на 2017 год. Огромная часть населения страны регулярно подвергает опасности собственное здоровье и благополучие своих близких. Министерство здравоохранения тем временем не оставляет попыток оградить людей от их же вредных привычек.
Одной из таких мер по противодействию курению является устрашающее оформление и страшные надписи на пачках сигарет.
Чем обусловлены устрашающие надписи
В 2014 году был разработан технический регламент Таможенного союза, который вводил ужесточенные требования к производителям табака, поставляющим свою продукцию на территорию России, Казахстана и Республики Беларусь. Регламент был разработан в рамках всемирной рамочной концепции по борьбе с табакокурением.
Вступал в силу данный документ далеко не сразу. Производителям давалось почти 3 года, чтобы постепенно привыкнуть к грядущим реформам. Полноценное вступление в силу произошло 15 ноября 2017 года.
Какие же требования теперь к надписям на сигаретах?
Требования к оформлению упаковки
Сказать, что в дизайне сигаретных упаковок что-то поменялось - значит не сказать ничего. Теперь требования к оформлению упаковки табачных изделий обязывают производителя наносить демотивирующие устрашающие картинки с предупреждающими надписями. Эти иллюстрации должны занимать не менее 50% всего пространства пачки и присутствовать с обеих сторон.
Надписи в газетах "Минздрав предупреждает вас: вашему здоровью вредит курение и алкоголь" теперь кажутся просто скучным воспоминанием. Сегодня потребитель может наблюдать полноценные фотографии человеческих органов, по которым табак уже нанес свой удар. А поясняющая надпись не даст спутать часть тела и болезнь, присутствующую на упаковке.
Запрет на малейший намек о полезности или приятном вкусе
Теперь производители табака вынуждены отказаться даже от самых прозрачных заявлений о том, что сигареты могут быть вкусными или полезными. Никаких ассоциаций с продуктами питания или целебными травами. На упаковке не должно быть никаких изображений с ягодами, шоколадом или кофе, так что дизайн множества табачных продуктов прошлось круто изменить.
Единственное исключение сделано для метола - его в составе можно упомянуть, но исключительно в информационных целях. Также допустима характеристика аромата продукции.
Обязательное напоминание о системных ядах
17% торца упаковки должно быть занято напоминанием о том, что данный продукт содержит в своем составе губительные вещества, вызывающие мутацию клеток, а также канцерогены и системные яды. Раньше такого требования не было, так что новая надпись на сигаретах выглядит очень пугающе.
Никакой "легкости" и вкладышей
Теперь производитель обязан отказаться от любой позитивной характеристики своего продукта. Потребителю нужно знать, что курение вызывает импотенцию, но не нужно даже подозревать, что сигареты могут быть "легкими", "суперлегкими", "ультратонкими" и так далее.
Сделано это для того, чтобы у потребителя не возникало мысли о том, что данный продукт может снизит риск болезней, связанных с употреблением табака, менее опасно для здоровья или содержит вещество, которое снижает губительное воздействие.
В общем, ни малейшего намека на сниженный риск для здоровья потребителя.
Помимо прочего, производителю запрещено размещать рекламные вкладыши внутри упаковки. Исключение сделано для миниатюрных пачек сигарет. Надписи с необходимой информацией могут не умещаться, тогда их можно разместить на вкладыше.
Как началось массовое курение в России
Стоит отметить, что до реформы Петра I, когда курение было разрешено, с этой пагубной привычкой боролись куда более эффективно. Михаил Романов, например, раз и навсегда победил курение, когда ввел новый закон - уличенный в этом деянии будет казнен без возможности защищаться в суде.
Так, много сотен лет наши предки даже не задумывались о том, чтобы взять в руки сигареты. Надписи на упаковках не требовались.
Но у Петра I были планы на пополнения казны благодаря уплате купцами табачных акцизов, так что запрет был снят, а пагубная привычка курения табака ушла в массы и по сей день продолжает набирать воистину ужасающие масштабы.
Как в других странах
Борьба с курением в России имеет относительно молодые корни. Но в Европе борьба с вредными привычками ведется давно, методично и довольно эффективно.
- Во-первых, все масс-медиа регулярно напоминают о том, что курение - это психическая зависимость, которая не придает человеку элегантности. Все СМИ объединились в едином порыве, перестали публиковать хоть какую-то рекламу табака, зато начали активно формировать негативный образ курящего человека. Курить стало позорно и не модно.
- Во-вторых, за курение в общественных местах назначили достаточно высокие штрафы в несколько сотен евро.
- В-третьих, курильщиков выгнали из баров, пабов и других заведений общественного питания.
- А самое главное - цена одной пачки составляет 5-7 евро. Это достаточно дорого, даже для человека с европейскими доходами.
Результаты не заставили себя долго ждать. В Германии 72% людей молодого возраста ни разу не пробовали даже одной сигаретной затяжки, а за продажу табака несовершеннолетнему магазинам грозит многотысячный штраф, поэтому никто преступить запрет не решается.
Стоит отметить, что от надписей на сигаретах европейцы не отказались, пугающие картинки преследуют курильщиков даже за границей.
Последствия нарушений
Перед выпуском продукта на рынок производитель должен получить согласие контролирующего органа государственной власти. Поставки сигарет не могут осуществляться без проверки пачки на соответствие требованиям.
В случае если в розничную продажу поступят сигареты, нарушающие требований технического регламента Таможенного союза, продукция должна быть изъята из оборота, а компанию-поставщика ждет достаточно серьезный денежный штраф, который все равно недостаточно сильно ударит по бюджету табачных корпораций с миллиардными доходами.
Критика реформы
Не все жители России восприняли новое оформление упаковки с высокой долей энтузиазма. Нашлись и критики новых требований.
Основные тезисы несогласных граждан:
- Курение, как предупреждает вас Минздрав, вредит вашему здоровью. Такая надпись появилась впервые на упаковке еще в СССР, но курильщиков стало только больше.
- Вместо того, чтобы пугать потребителей страшными картинками, лучше разместить на упаковке номер бесплатного центра, где помогут отказаться от пагубной привычки.
- В мире существует День без табака - 31 мая, а это само по себе является отличным информационным поводом для пропаганды здорового образа жизни, и разумно было бы сместить акцент в просветительскую деятельность.
- Новое оформление в значительной мере увеличит расходы компаний на производство упаковки, оказывается, что нанесение надписей на сигареты - мероприятие достаточно затратное.
Есть ли результат
Новые требования существуют меньше года, предварительные итоги подводить пока рано. Одно можно сказать наверняка - России жизненно необходимо перенимать опыт своих иностранных коллег, которые вовремя поняли, что устрашающих надписей на сигаретах не хватит, чтобы остановить массовое курение.
Необходима популяризация идеи о том, что курить не престижно и опасно. Чаще проводить дни без табака (31 мая тому пример). А самое главное - каждому стоит начать с себя и не стесняться останавливать табачных нарушителей. Когда курильщик получит в день 10 замечаний за курение в общественных местах, скорее всего, в 11-й раз он там не закурит.
Что ждет в будущем
Еще в 2010 году Министерство Здравоохранения признало, что Россия - страна, где количество курящих людей превышает какие-либо разумные пределы. Только вдумайтесь, у нас курит более 40% населения - почти половина.
Какой при этом создается генофонд, что ждет Россию в будущем, когда половина жителей курит, а 20% являются пассивными курильщиками, предсказать трудно.
Именно поэтому Минздрав продолжает заявлять о новых акциях по борьбе с курением. Надписями на сигаретах, конечно, не обойдется.
Теперь в Думе активно обсуждается новый проект - обезличивание сигаретных упаковок. Если предложение Минздрава будет утверждено законодательной властью, то в магазинах появятся упаковки табачных изделий без индивидуального дизайна. Только однотонное оформление и скромное название. Поможет ли это в деле борьбы с курением? Ответить на этот вопрос достаточно трудно. Понятно только, что на рынке вырастет доля контрафакта, который и сейчас можно обнаружить в магазинах. И по потребителям будет нанесен еще более сильный удар, чем сегодня.