Биография Эльконина Д. Б.: взлет и падение, падение и взлет

Даниил Борисович Эльконин относится к той замечательной плеяде советских специалистов по психологии, которая составляет основу всеобщей популярной академической школы не менее известного ученого Выготского.

Даниил Борисович совмещал в себе дар ученого, способного углубленно исследовать фундаментальные академические проблемы, и таланты исследователя, результативно решающего практические психологические проблемы, обладающие значимостью для педагогической работы. Психолог является основателем замечательных теорий периодизации дошкольного созревания и детской игры, а также технологии обучения ребенка чтению. И еще одно следует отметить о Данииле Борисовиче — он владел исключительной душой неунывающего и жизнерадостного человека, который смог до последних дней сберечь большой ум и доброту. В современной педагогике немалую значимость имеют его труды. Краткую биографию Д. Б. Эльконина и описание двух основных работ вы найдете ниже.

Рождение и обучение

Ученый появился на свет в феврале (16-е число) 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он попал в полтавскую гимназию, которую был вынужден покинуть через несколько лет из-за отсутствия средств в семье. Пару последующих лет он трудился делопроизводителем военно-политических курсов, учителем в детской колонии, где находились малолетние преступники. В 1924 г. был отправлен на учебу в университет социального воспитания, который находился в Ленинграде. В скором времени учреждение было присоединено к ЛГПИ им. Герцена.

Молодые годы

В 1927 г. он окончил педагогический факультет данного учреждения, а затем 2 года отработал педагогом-педологом детской профамбулатории. В 1929 г. стал преподавать в университете по своей специальности. С 1931 г. он трудился с другими исследователями, разрабатывая проблемы детской игры. Как он говорил, в особенности в классических обществах игра считается значимым компонентом в существовании детей. С помощью игрушек, выступающих в роли уменьшенных орудий труда, они обретают разнообразные умения. Также игрушки предоставляют наглядные сведения о находящемся вокруг обществе (модели действительно существующих предметов и куколки в одеждах), содействуют физиологическому формированию детей.

Взлет и падение

В 1932 г. Эльконин стал заместителем директора учебного учреждения, где, собственно, и работал. В дальнейшие пару лет выходило большое число его статей, приуроченных к исследованию разных типов детской активности: игр, учебы, общения и т. д. Он полагал, что через деятельность в мире дошкольник постигает основные принципы человеческой культуры, таким способом понемногу формируется его нервная система. После публикации в 1936 г. знаменитого распоряжения «О педологических извращениях в концепции Наркомпроса» он был отстранен от всех без исключения постов.

Учительская деятельность

С огромным трудом ему посчастливилось пристроиться учителем первых классов в ту школу, где обучались его дети. Работа с учениками была для психолога Д. Б. Эльконина весьма значимой. Не имея шансов трудиться в ином месте, он всю собственную энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. сочинил букварь и пособие по русскому языку, предназначенное для школ отдаленных городов. В то же время он во 2-й раз стал кандидатом наук.

Война

В 1941 году он записался в общенародное ополчение. Он принял участие в защите и освобождении Ленинграда, завершил войну майором. Ему довелось пережить тяжелый удар: на Кавказе умерли его супруга и дочка, эвакуированные туда из родного города. Психолог не был демобилизован, вместо этого его поставили на учительскую работу в университете советской армии. Далее Эльконин обучал психологии, увлекался академической деятельностью: разрабатывал основы курса психологии солдат. Деятельность научного работника не устраивала его начальство.

Биографию Д. Б. Эльконина стоит завершить датой его гибели. Скончался ученый 4 октября 1984 г. Пережив в жизни достаточно серьезных ударов, он тем не менее постоянно обретал в себе силы для академической деятельности, для общения со студентами и детьми. В собственной теории периодизации психологического развития он обобщает заключения многочисленных популярных детских специалистов по психологии, строя на их основании собственную теорию. Д. Б. Эльконин приложил достаточно сил по улучшению образовательной системы в нашем государстве. Его знают во всем мире как одаренного специалиста по психологии и педагога.

Биография Д. Б. Эльконина достаточно интересна, как и его основные труды. Их насчитывается более чем полторы сотни. Ниже представлены два, которые известны большой части населения.

"Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков"

Эльконин разработал концепцию периодизации психологического развития ребенка. Он исходил из того, что возраст и возрастные отличительные черты - это условные определения, и разрешено отделять только более общие возрастные особенности. Возрастное развитие детей ученый анализировал как общее преобразование личности, сопровождающееся переменой жизненной позиции и принципа отношений с находящимися вокруг, развитие на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения. Психологическое формирование детей происходит скачкообразно: имеются эволюционные периоды, опасные этапы. В период эволюционного этапа перемены психики накапливаются со временем, далее совершается прыжок, в период которого дошкольник переходит на новую стадию возрастного становления.

"Психология игры"

В монографии обобщаются ключевые материалы по психологии игры. Ученый предоставляет полный критический анализ зарубежных теорий игры на теоретическом уровне и экспериментально аргументирует новое (созданное при прямом его участии) представление игры, сформировавшееся в советской психологии, демонстрирует значимость игры для психологического развития детей. Книга предназначена для специалистов - научных сотрудников в области педагогики и психологии.

Основные труды и биография Д. Б. Эльконина, психолога и просто значимого для науки человека, показывают его как действительно великого ученого, который популярен во всем мире.

Комментарии