Т-34М (А-43): несостоявшаяся модернизация танка Т-34

Танк Т-34 можно, без сомнения, назвать одним из самых известных танков как на территории нашей страны, так и во всем мире. Эта боевая машина принимала участие почти во всех операциях Второй мировой войны и стояла на вооружении аж до 1944 года, пока не выпустили более совершенный танк, модификацию Т-34-85. Но и эта модификация появилась не просто так.

Она была «рождена» только после того, как советские ученые придумали Т-34М, а именно «Т-34 Модифицированный».

Несостоявшаяся модификация

Советом народных комиссаров в 1941 году был издан указ для того, чтобы уточнить в плане производства некоторые вещи. Они требовали от заводов выполнить план на танки Т-34 в огромном, без преувеличения, количестве – 2800 штук, разделив их всего между двумя заводами. Это был лишь один заказ. Указано также было, что в 500 этих машин необходимо внести улучшения, а именно:

• Усилить листы брони на башне, а также усилить броню на корпусе, увеличив толщину до 60 мм». Стоит ли говорить, что на то время не было таких двигателей в Т- 34М, которые смогли бы тащить эту махину хотя бы на несколько метров?

• Установить улучшенную подвеску. Она должна была быть точно такой же, как ставили на машины того времени, а именно торсионная, которая управлялась поворотами пружин, для более сильной маневренности и большей мобильности.

• Установка командирской башни, защищенной со всех сторон на случай, если будет необходимо осмотреть поле боя. Так как внутри танков поле зрения водителя было очень ограничено, то он не мог видеть, что творилось позади него, а иногда и по бокам, и тут его выручал командир, высовывавшийся из башни. Необходимо было обезопасить офицера от шальной пули или осколка, а потому решили сделать «дополнительную» башенку для осмотра поля боя.

• Усилить листы брони по бокам танка и сделать их размером почти в 50 мм, а угол наклона этой брони должен быть не менее 45 градусов, чтобы снаряд, летящий в танк, не наносил так много урона и рикошетил, принимая только часть урона.

Начало работы над Т-34М

Самым тяжелым было указание Совета народных комиссаров сделать танк с фиксированным весом 27,5 тонны, что при таком количестве брони было почти недостижимой задачей, не учитывая вооружение и боеприпасы. Через несколько дней поступил еще один указ о доработке А-43, но в этот раз он касался башни танка. Заводам необходимо было сделать его из нескольких сварных частей, а не делать его целым, как раньше.

После этого на местах «загудела» работа. Люди работали день и ночь, ведь план был сумасшедший, и было необходимо к тому же протестировать улучшенную версию танка.

Создав пять корпусов и всего три башни, так и не дождавшись нужного двигателя, который смог бы утащить за собой эту махину, оба завода были эвакуированы. Началась Великая Отечественная война, а улучшенная версия танка - Т-34М - еще не была создана. Все рабочие были отправлены аж в Нижний Тагил и продолжали работу там. Но обновленный танк, как его еще называли, А-43, так и не выпустили в свет. Однако работы над модернизацией не прекратились. Готовые наработки использовались в другой боевой машине, не менее смертоносной – Т-43.

Новая боевая единица и создание амбициозного проекта

Т-43 вряд ли можно назвать удачным решением в танковом производстве. Проект машины был сделан «впопыхах», ведь на дворе был 1943 год, а Великая Отечественная война шла полным ходом, не давая продохнуть главам как страны, так и заводов, которым необходимо было отчитываться за выполненный план.

Советом народных комиссаров было решено оставить все как есть в танке Т-34М, но усилить башню, а именно укрепить броню и установить более сильную пушку. Сделать ее «нарезной» для лучшего эффекта поражения и увеличить длину ствола.

Несостоявшаяся модернизация танка Т-34

Ученые, начавшие создавать этот танк, сначала вздохнули спокойно. Ведь по сути, им нужно было работать только над башней. А уже через время увидели все недостатки танка Т-34М, который был далеко не идеальным в вопросах мобильности и мест для боевого экипажа, из-за чего пришлось уменьшить количество солдат внутри танка на одного человека, а также уменьшить количество пулеметов с двух до одного.

Создано было всего три штуки, которые успешно прошли испытания и были даже пущены в бой. Но увидев, что на самом деле на обычную «тридцатьчетверку» можно установить более сильную пушку, увеличив калибр и длину, пришли к выводу, что потребность в модернизации отпадает. Хотя башня именно этого танка была использована на следующей модели Т-34-85. Только с небольшими модификациями.

Решено было установить пушку 85 мм на обычный танк Т-34, и он показал себя куда более эффективно, чем новый проект 43-й. Еще одним хорошим решением, перенятым от этого танка, послужила торсионная подвеска. Она перекочевала с танка Т-34М, ведь она отлично показывала себя как в проходимости, так и в расстоянии, которое танк мог преодолеть. Эта особенность была использована позже, уже в танке Т-44.

Последнее слово танковой техники во время Великой Отечественной войны, или Танк Т-34-85

Воспользовавшись наработками своих «младших братьев», эта боевая машина по праву стала одной из самых смертоносных на полях сражений Второй мировой войны. Ее броня была не такой толстой, что позволяло маневрировать и уходить из-под огня, а вот угол наклона ее защищал куда лучше, чем на других танках. 60 градусов наклона позволяли танку попросту отводить часть урона от своей брони, заставляя снаряд «скользить» и наносить не такие большие повреждения, как раньше.

За все эти заслуги танк стал главным на вооружении советских вооруженных сил и их союзников в Великой Отечественной войне. Его успех на полях сражений, его массовость и репутация сделали его самым узнаваемым в те времена. Даже после войны Советский Союз не прекращал производство этих боевых машин еще тринадцать лет, отправляя заказы как на чехословацкие, так и на польские заводы.

Послевоенная «жизнь» танка Т-34-85

За все время существования заказов на эти танки их было выпущено почти 31 тысяча. А если брать в учет и количество боевых танков, под этим названием, то наберется и все 100 тысяч. Этот танк с уверенностью можно назвать самым массовым во всем мире и, наверное, самым известным.

Официально танк серии Т-34, а также его модификации были сняты с вооружения в 1993 году, после развала СССР и создания Российской Федерации, а на вооружение пришел новый вид танков – Т-54.

После Второй мировой войны Т-34-85 стали поставляться в Среднюю Европу и на Дальний Восток, в Азию, где не утихали конфликты и гражданские войны, а по состоянию на первое десятилетие XXI века этот танк состоял на вооружении у ряда стран, а именно: Северная Корея и Китай, Египет, Северный Вьетнам, а также использовался во время волнений на Кубе.

Еще хотелось бы сказать

Хоть эта махина и не вышла в производство настолько массово, но зато у доработанной модели танка Т-34 история громадная! А также существуют многочисленные подтверждения того, что этот танк действительно существовал. Этот шедевр хоть и являлся усовершенствованной моделью корпусов своих предшественников, но к сожалению, он так и останется лишь в памяти любителей советской военной техники, а также конструкторов, которые создали данный танк.

Комментарии