Детская психология – это... Понятие, определение, методы работы с детьми, цели, задачи и особенности психологии ребенка

Детская психология – это одна из самых востребованных на сегодняшний день дисциплин, позволяющих усовершенствовать механизмы воспитания. Ученые активно занимаются ее изучением, поскольку она может помочь вырастить спокойного, здорового и счастливого ребенка, который будет готов с радостью познавать этот мир и сможет сделать его чуточку лучше.

Что относят к данному научному направлению?

Согласно принятым в научных кругах обозначениям, детская психология – это раздел науки, направленный на изучение душевного и духовного развития ребенка с момента появления на свет до вступления в подростковый возраст (примерно до 12 лет). Сразу же после рождения ребенок вступает в свои первые социальные отношения – начинает общаться с родителями, в первые несколько месяцев жизни он учится различать “своих” и “чужих”, пользоваться своими эмоциями для достижения целей и формирует свое собственное мировоззрение.

Следующий этап, который необходимо пережить каждому ребенку, – взаимодействие со сверстниками. В его голове формируются определенные социальные роли, и он начинает играть некоторые из них в определенных процессах. Первая дружба, первая конкуренция, первые совместные игры – через все эти процессы дети проходят в обязательном порядке. Ученые считают, что большая часть негативных социальных установок человека формируется именно на данном жизненном этапе, в дальнейшем они только укрепляются и становятся причиной большого количества проблем во взрослой жизни.

Источником формирования жизненных ценностей на текущий момент принято считать семью и детскую субкультуру, хотя многие ученые признают, что виртуальная реальность наступает им на пятки. Ключевые вопросы детской психологии вынуждают исследователей пытаться понять, каким образом компьютерные игры и СМИ могут влиять на духовное развитие ребенка, как сделать это влияние максимально позитивным и дать возможность маленькому человеку сделать свой осознанный выбор источника для роста.

Детская и взрослая психология: как ужиться вместе?

К сожалению, большинство взрослых редко задумывается о существовании детской психологии, детей они воспитывают по старинке, и чаще всего выбирают те методы, которые передавались в семье от поколения к поколению. В некоторых случаях подобное воспитание приносит положительные плоды, но бывает так, что ребенок вырастает законченным эгоистом или же закомплексованным человеком, который боится сделать элементарный шаг, направленный на собственное развитие.

Каждый человек индивидуален, психологи давно пришли к этому мнению и утверждают, что нельзя найти двух людей с одинаковыми привычками, принципами и жизненными ценностями. Дети в данном случае не являются исключением. Очень часто родители близнецов удивляются тому, насколько они не похожи друг на друга по характеру. Формирование жизненных принципов происходит именно в детстве, поэтому необходимо уделить особое внимание ребенку в этот период времени.

Основная задача взрослых – создать вокруг ребенка такую нравственную атмосферу, где он будет чувствовать себя максимально комфортно, сможет развить свои навыки социального взаимодействия, освоить существующие поведенческие нормы и культурные особенности не только своей нации, но и других. Наставления здесь бесполезны, поскольку дети копируют манеру поведения своих родителей, иногда дело доходит даже до жестов и мимики, именно поэтому на них лежит огромная ответственность за воспитание.

Откуда берет свое начало данная дисциплина?

Основы детской психологии можно отследить в трудах Аристотеля, которого по праву считают основателем данной дисциплины, ведь именно он впервые начал рассматривать душу как сущность, реализующую биологическое функционирование организма. Дисциплина обязана заниматься изучением причин онтогенеза психики человека, различных процессов, видов деятельности ребенка.

В процессе осуществления какой-либо деятельности (обучения, игры, выполнения задач по дому) ребенок так или иначе соприкасается с психологией: изучает нравы и привычки других людей, стремится к контакту с социумом, формирует собственную картину мира. При этом ученые XIX-XX веков пришли к единому мнению о том, что нельзя рассматривать процессы, в которые вовлечен ребенок, в качестве отдельных мероприятий, все они являются теми или иными признаками целостной личности, формирующейся в социуме.

Какие цели и задачи стоят перед детской психологией?

Несмотря на то что данную дисциплину считают частным ответвлением общей психологии, она обладает своим собственным предметом исследования, а также преследует ряд целей. К задачам детской психологии в первую очередь принято относить изучение принципов, по которым осуществляется психическое развитие ребенка с момента его рождения до перехода в подростковый возраст.

Также в качестве цели дисциплины можно рассматривать деление данного временного периода на несколько мелких единиц, позволяющих выстроить четкий алгоритм, по которому происходит психологическое взросление ребенка. Ученым также предстоит выяснить, по каким причинам ребенок переходит из одной стадии взросления в другую, выявить катализаторы данных процессов достаточно сложно, поскольку все дети воспитываются совершенно в разных условиях.

На определенном возрастном этапе ребенок обладает различными психическими функциями, которые нуждаются в подробном исследовании, поскольку до сих пор не совсем ясен алгоритм их проявлений. Некоторые проблемы детской психологии связаны с неполным пониманием того, какие психические функции являются нормой в том или ином периоде жизненного пути ребенка. Отсюда же происходит сложность, связанная с тем, что в данном случае следует считать психическими отклонениями.

Исследователи уделяют особое внимание вопросу о том, какими потенциальными возможностями может обладать человек в самые разные периоды своей жизни. Если им удастся выяснить, каким образом добиться развития того или иного таланта в ребенке, родители в дальнейшем смогут оказывать огромное влияние на воспитание детей. Также в детской психологии до сих пор нет четкого понимания того, что следует считать эталоном зрелости личности, ученые всего мира на протяжении нескольких сотен лет пытаются ответить на этот вопрос, но пока что безуспешно.

Как психологи работают с детьми?

Детская психология для родителей зачастую кажется темным лесом, они иногда просто не понимают, как нужно разговаривать со своим ребенком, чтобы добиться взаимопонимания. Специалисты в данной сфере учитывают специфику индивидуального психического развития, соблюдают единство деятельности и психики, стараются совершать свою деятельность максимально объективной и направленной на развитие потенциала отдельного взятого малыша.

Психологи используют целый комплекс методов для получения ответов на интересующие их вопросы. Например, организационные применяются при необходимости изучения того или иного аспекта развития личности или даже целой группы детей. В качестве инструментов здесь используется контрольный срез, сравнительные упражнения, а также лонгитюдный метод. Сочетание нескольких практических компонентов позволяет осуществить комплексное психологическое исследование.

Огромной популярностью в научной среде пользуются эмпирические методы, детская психология во многом развивается благодаря им. Наиболее популярный – наблюдение, с помощью которого можно отследить подавляющее большинство поведенческих особенностей ребенка. Главная задача здесь для психолога – сформировать четкую цель и схему ведения наблюдения. Сюда же относится самонаблюдение, а также эксперимент, с помощью которого можно отследить все изменения, которые происходят с личностью ребенка.

Психодиагностические способы чаще всего представляют собой стандартизированные задачи, с помощью которых можно выявить текущее эмоциональное и психическое состояние ребенка. В данную группу методов входят тестирования, беседы, социометрия, интервью, анкетирования, а также аналитический разбор продуктов творчества или деятельности.

Детская психология – это довольно-таки широкое поле для исследований и экспериментов, именно этим объясняется использование проективных методов. Они представляют собой совокупность нескольких практик, исследующих личность с помощью полисемантичных стимулов, которые ребенку нужно будет по-своему интерпретировать. Сюда относят пятна Роршаха, методику Люшера, тест Мира, тестирование апперцепции и многие другие практические упражнения.

Как психология помогает развивать ребенка?

Детская психология для родителей может стать настоящим спасением, поскольку с ее помощью можно избежать походов к специалистам и вырастить успешного, сильного и психически здорового человека. Эксперты рекомендуют не злоупотреблять родительским авторитетом и не пытаться постоянно принимать решения за своих детей. «Я знаю, как лучше» – эта фраза сгубила огромное количество семей, поскольку она провоцирует у ребенка агрессию или же пассивное поведение, причем второе в дальнейшем ведет к заниженной самооценке и полной зависимости во взрослой жизни. Намного актуальнее сформулировать для ребенка правила поведения в семье и социуме, которых он должен придерживаться.

Психологи также советуют научиться правильно разговаривать со своими детьми. При похвале или наказании ребенок имеет право знать, за что именно его ласкают или же бранят. Нельзя говорить малышу фразу «Ты – плохой», тогда в его голове поселится именно такая установка по отношению к окружающему миру, и он будет вести себя соответствующе. Разъясняйте, что именно ребенок делает не так, говорите с ним о последствиях поступков, и тогда в дальнейшем он будет анализировать собственное поведение.

Уважайте мнение вашего малыша и будьте предельно честны и откровенны с ним. По мнению ведущих психологов, воспитание должно осуществляться в диалоговой форме, только в этом случае удается добиться личностного роста ребенка, а также активного развития его сознания и самосознания. Важно уметь общаться со своим чадом на равных и дать ему возможность быть полноценной личностью, способной самостоятельно принимать решения.

Даже если вы ничего не понимаете в детской психологии, развитие ребенка – ваша прямая обязанность как родителя. Начните с малого – постепенно предоставляйте малышу право выбора, таким образом, вы не только приучите его к самостоятельности, но и дадите возможность сориентироваться и понять, что же ему самому интересно. Сначала еда, потом игрушки, потом жизненные интересы и более серьезные вопросы – постепенно он сам возьмет все под свой контроль.

Не планируйте жизнь своих детей, ведь вы не знаете, что именно им будет по душе. Прислушивайтесь к его интересам и поддерживайте их, даже если ребенок будет менять по 8-10 секций в год – не реагируйте на это слишком остро, ведь он пытается найти себя. Выясняйте причины всех проблем, которые возникают у ваших детей, несмотря на то что вам они могут показаться совершенно бредовыми. Для детей каждая возникающая сложность имеет огромное значение, помните об этом.

Что делать, если вы не справляетесь со своим ребенком?

Детская психология и педагогика идут рука об руку, поскольку для воспитания ребенка необходимо понимать, как он воспринимает мир, что чувствует по отношению к окружающим, и понимать психологические процессы, которые характерны для определенного возраста. Если дети перестают слушаться, ни в коем случае нельзя прибегать к физическим наказаниям, поскольку это не решит проблему. Намного важнее понять, в чем заключена причина непослушания, на основе этого можно будет предпринять определенные действия.

Достаточно часто возникает ситуация, когда родители хотят полного подчинения от своих детей, чтобы те не имели собственного мнения. Ребенок может абсолютно невозмутимо заниматься своими делами и полностью игнорировать слова матери и отца. Как правило, такое происходит с детьми, обладающими высоким уровнем интеллекта. Они предпочитают не переживать “по мелочам”, им хочется занимать особенное положение в семействе, а родители противятся этому. Наиболее оптимальный выход – давать ребенку выполнять сложные задачи, и не допускать того, чтобы он погряз в рутине повседневности.

Родители-неумехи – главная проблема в детской психологии, детей они воспитывают спустя рукава и очень часто допускают ошибку – постоянно считают их слишком маленькими. Разговаривать с ребенком необходимо, учитывая его навыки понимания и уверенности в себе. До 6 лет у детей активно развивается конкретно-образное мышление, именно поэтому намного эффективнее будет выполнять вместе с ними определенные виды активности, тогда малыши смогут запомнить последовательность действий и в дальнейшем смогут действовать самостоятельно.

Еще одна крайность – слишком послушный ребенок. Если родитель не видит, как его дитя улыбается, проявляет эмоции, сердится – это повод обратиться к специалисту, ведь иначе правду из него просто не вытянуть. Решить эту проблему можно, напомнив ему о том, как важно переживать данные эмоции. Взрослые должны быть лояльны по отношению к эмоциональным проявлениям, и помнить о том, что дети никогда не думают о том, чтобы совершить злой поступок. Давайте ребенку выплеснуть негатив, это поможет ему научиться не “запираться” и повысит уровень доверия между вами.

Что нужно знать о психологии маленьких детей?

Детство по праву считается самым важным жизненным периодом человека, ведь именно тогда с ним происходит огромное количество изменений. Последние и исследуются детской психологией, годы делают ребенка старше и мудрее, а вот каким образом это происходит – на этот вопрос и должно ответить данное научное направление.

Самая главная особенность детской психологии – практически пустой мозг ребенка, который готов к восприятию абсолютно всего окружающего. Дети не способны выявить взаимосвязи между различными событиями и вещами, именно поэтому их нужно учить отличать ложь от правды. Абсолютно все взрослые люди, с которыми малыш активно контактирует с момента своего появления на свет, воспринимаются им в качестве авторитета, он им доверяет. Практически все из них так или иначе влияют на его сознание, активнее всего это делает мать.

Детская возрастная психология принимает в качестве аксиомы тот факт, что ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и принимает их достоинства и недостатки как должное. Дети очень чутко относятся к психическому фону и способны расшифровывать поступающую к ним информацию в подтексте и контексте. Именно поэтому психологи рекомендуют при обращении к ребенку общаться с ним, не используя двоякие формулировки.

Врожденная беспомощность, с которой ребенок появляется на свет, – его преимущество и недостаток одновременно. Модель поведения, которую он в дальнейшем выберет для себя как наиболее приемлемую, он почерпнет из ближайшего окружения – от своей семьи. Несмотря на то что детский мозг чрезвычайно пластичен и предпочитает забывать все плохое, развитие психических процессов малыша должно осуществляться в максимально комфортной обстановке.

Какая научная работа ведется в данной отрасли?

В детской психологии исследования играют важнейшую роль, именно с их помощью определяется алгоритм работы с ребенком, позволяющий добиться вырастить из него настоящую личность. Ключевая задача современных научных деятелей – изучить психику ребенка со всех возможных ракурсов, причем делать это необходимо в процессе воспитания. Постоянное наблюдение за тем, как растут дети, позволяет производить своевременную корректировку в используемых педагогических методиках.

Современные исследователи придерживаются теоретических положений Л. С. Выготского, который считал, что обучение оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. Именно поэтому сегодня детская психология – это попытка сформировать пул явлений психики, основываясь на предположениях, сделанных учеными ранее. На основе проведенных экспериментов появляются ультрасовременные методики обучения, воспитания и изучения детей как полноценных личностей.

Насколько перспективно данное научное направление?

Развитие детской психологии является приоритетным для многих ученых, поскольку каждое поколение появляющихся на свет малышей обладает определенными отличиями и особенностями, требующими специфического подхода. Те методики, которые использовались при воспитании детей, родившихся в 1990-е годы, сейчас считаются достаточно устаревшими и требуют замены. Параллельно с этим психология должна помочь современным педагогам сформировать методики преподавания, которые позволят добиться максимального эффекта и закрепить полученные знания.

Многие вопросы детской психологии связаны с поведением родителей, однако большое внимание этому ученые начали уделять сравнительно недавно. Это связано с относительной молодостью данного научного направления – официально оно появилось только в XIX веке. Сегодня мамам и папам отводится самая важная роль в воспитании, поэтому появляется большое количество исследований, связанных с тем, как помочь взрослым адаптироваться к появлению в доме ребенка и привыкнуть к своему новому статусу. Параллельно с этим исследователи каждый день открывают в данной отрасли новые вопросы, требующие ответа, поэтому это направление еще длительное время будет оставаться популярным.

Комментарии