Боевые искусства Китая: виды, описание

Пожалуй, каждый хоть раз слышал о боевых искусствах Китая, которые уже давно стали известными на весь мир. Сейчас люди посещают специальные секции, чтобы овладеть хотя бы одним из этих искусств, и посвящают этому занятию всю свою жизнь. Но обучиться тому или иному вида боя бывает не так просто. Поскольку эти боевые искусства значительно отличаются от привычного для нас бокса. Здесь ценится не столько сила физическая, сколько духовная. В статье будут представлены виды китайских единоборств и описаны все их особенности.

Немного истории

В Китае тема единоборств зародилась давно. Первые боевые искусства Китая появились еще несколько тысячелетий назад. Тогда техники ведения боя изучали воины китайской армии. «Ву-шу» - это обозначение, которое применяется для каждой техники боя. В переводе с китайского обозначает «военное искусство». Но цивилизация постепенно развивалась, и боевые искусства ценились все больше. Восточные единоборства – это не только умение выполнять приемы. Сюда включалась также медитация, философия, медицина, обучение не какой-то одной технике боя, а сразу нескольким.

Известны люди, которые полностью отдавались этому. Посвящая жизнь восточным единоборствам, они могли в совершенстве руководить не только своим телом, но и разумом. Сейчас многие из тех боевых искусств, что существовали несколько тысячелетий назад, стали известны по всему миру и выведены в отдельные виды спорта. Однако успеха сможет добиться лишь тот, кто не щадя себя, будет посещать изнурительные тренировки и посвятит этому занятию не один год.

Пересчитать все стили боевых искусств Китая, пожалуй, невозможно, но далее будут рассмотрены самые популярные из них, которые не были забыты по сегодняшний день.

Важно понимать, что ушу - китайские боевые искусства вместе взятые. Люди незнающие иногда относят ушу к отдельному виду боя, но это не так. Поэтому не стоит путать этот термин с техниками ведения боя.

Кунг-фу: описание

Китайское кунг-фу относится к числу старейших единоборств этой страны. Сюда входит не только овладение определенной техникой боя, но также и изучение медицины Китая. Тот, кто всерьез занимается кунг-фу, обязан соблюдать диеты особого вида, которые помогают овладеть техникой, а также посещает различные психологические тренировки. Это нужно для того, чтобы человек мог владеть не только своим телом, но и разумом. Есть целый ряд правил, которые приверженцы китайского кунг-фу считают обязательными к исполнению:

  • Нельзя есть ничего мясного.
  • Нельзя пить вино.
  • Повышенное сексуальное влечение следует немедленно подавлять в себе.
  • Всякий учитель и человек старше по возрасту заслуживает уважения.
  • Боевая техника может быть применена только во время самообороны.
  • Нужно всячески избегать конфликтов.

Взяв за основу эти правила и ежедневно тренируясь, боец сможет сформировать в себе такие способности, которые помогут ему предугадывать все действия своего противника. Но это далеко не все. Во время физических занятий бойцы постоянно повторяют одни и те же приемы и движения. И благодаря этому во время боя они могут наносить контрудары, опередив соперника. Но на этих тренировках предусмотрено не только оттачивание боевых приемов. Здесь также бойцы медитируют и познают свое тело. Поскольку воин должен оставаться хладнокровным во время ведения боя, чтобы не совершать ошибок. Именно поэтому он должен уметь сохранять душевное спокойствие и равновесие.

Кунг-фу – это всего лишь вид боевого искусства, который насчитывает более 400 стилей. В Китае определенным стилем кунг-фу владеет вся семья, поскольку знания эти передаются по наследству от отца сыну. Но каждое новое поколение совершенствует этот стиль, вносит что-то свое. Все эти стили можно разделить на южные и северные. Сейчас китайцы отдают предпочтение первым, которые набрали особенно большую популярность, когда начали выходить на экраны фильмы с участием Джеки Чана. В бою люди, владеющие хоть одним из этих стилей, имитируют движения и повадки различных животных.

Бак Мэй

Стиль Бак Мэй получил свое название от имени одного даосского монаха, который был одним из пяти старейших монахов Шаолинь. Стиль зародился в начале 18-го века в провинции под названием Сычуань. Если переводить дословно, то название обозначает «белая кровь».

Главная цель его – это нарастить большую силу рук, чтобы на коротком расстоянии наносить врагу критические удары. Причем главной здесь считается не только сила нанесения удара, но и сама техника. Воинов Бак Мэй выставляют в специальные стойки, которые позволяют тренировать силу удара и правильно напрягать мышцы. Главный секрет стиля в том, что пока рука не достигла врага, ее мышцы находятся в полностью расслабленном состоянии, но как только она касается противника, мышцы резко напрягаются. Благодаря этому сила удара может быть увеличена многократно. Но, чтобы овладеть этой техникой, понадобится довольно много времени, поскольку чтобы точно выучить хотя бы один прием, необходимо повторить его не одну тысячу раз.

Именно у этого вида боевого искусства перенимают технику защиты все остальные, поскольку она считается лучшей. Здесь линия блока и обороны удерживается бойцом по оси. И в тот момент, когда враг откроет самые уязвимые места своего корпуса, боец должен не раздумывая нанести быстрые и точные удары по ним. Враг в этот момент получает настолько сильный урон, что может даже погибнуть. Во время обучения боец научится правильно держать осанку, овладеет необходимой техникой дыхания. Именно два этих критерия считаются залогом успеха во время ведения боя.

Лю-хэ

Лю-хэ (другие варианты: «люхэбафа», «люхэбафа», «люхэбафацюань»). Авторство, если можно так сказать, приписывается легендарному даосскому мудрецу Чэнь Туаню. В процессе его создания он вел подробные записи. Которые после смерти создателя стиля были обнаружены даосским отшельником Ли Дунфэном. На их основе последний и написал трактат «Кулачное учение о пяти тайных знаках». Без долгих лет упорных тренировок и постижения глубинных философских пластов боевых искусств постичь смысл и форму люхэбафа невозможно.

Стиль предполагает и наличие других умений, которые должен освоить боец:

  1. Воин должен в совершенстве владеть своей энергией и уметь правильно ее распределять.
  2. Энергия имеет определенные волны, которые должен чувствовать боец и полностью им следовать.
  3. Даже во время битвы боец должен экономить энергию и не растрачивать ее попусту.
  4. Во время боя с врагом, боец не должен сразу же раскрывать ему свою технику, а должен скрывать ее, пока не наступит подходящий момент, чтобы ею воспользоваться.

Воины лю-хэ учились находить связь между своей внутренней и внешней энергией. Достичь этого баланса было не так просто. Нужны длительные тренировки, где упражнения направлены на то, чтобы кости и суставы перешли в то состояние, когда они начнут давать бойцу дополнительную жизненную энергию. Также здесь проводились занятия по медитации, которая помогала тренировать ум и сознание. Медитация позволяет воину немного поразмышлять, представить себе противника и воспроизводить бой в своей голове.

Дим-Мак

Вся суть этого боевого искусства заключается в том, чтобы нанести своему противнику точечные удары. Дим-Мак имеет и другое название – «отсроченная смерть». Почему его стали так называть, узнаем далее. Существует одна легенда об одном киллере, который был членом китайской мафии, звали его Дим-Мак. Однажды на съемочной площадке он нанес один точечный удар в голову Брюсу Ли. Сразу же после этого удара актер потерял сознание, а через несколько дней умер.

Вообще, Дим-Мак - это древнее китайское боевое искусство, которое появилось значительно раньше всех остальных. Стоит отметить также, что многие другие стили берут начало именно от Дим-Мака. Как и раньше, этот стиль имеет множество неразгаданных тайн и является максимально закрытым к изучению. Даже сами мастера, которые владеют в совершенстве этой техникой, ведут полностью закрытый образ жизни. Все их свободное время уходит на медитацию, а также на то, чтобы изучить все энергетические точки, которые расположены на теле человека. Вся суть техники, которой они владеют, лежит именно в том, чтобы точно знать расположение этих точек. Если мастер попадет в сложную ситуацию, и его здоровью или жизни будет угрожать опасность, ему будет достаточно коснуться лишь в одну точку на теле врага и он будет убит. Но у этой школы есть свой особый кодекс, который позволяет применять данную технику только в тех случаях, когда на одного бойца нападает сразу несколько врагов и его ситуация становится безвыходной.

Багуачжан

В 18 веке Дун Хай Чуань основал такой вид боевого искусства, как Багуачжан. За основу был взят не какой-то определенный стиль, а сразу несколько, откуда были взяты приемы и некоторые техники. Под руководством этого мастера искусству обучался князь императорского рода Су. Но кроме него, у мастера Дун было еще много учеников. Главный «козырь» этого мастера заключался в том, что прежде чем начинать заниматься с учеником, он изучал его индивидуальные особенности и подбирал специально для него особую программу обучения. Он хотел, чтобы каждый его боец был уникален и неповторим и владел особым набором техник.

На тренировках бойцы учились наносить точные удары и осуществлять болевые захваты. Удары здесь также были особенными и каждый из них имел протыкающий и рубящий характер. Современные учителя, которые владеют этим видом искусства, считают, что удары, нанесенные ребром ладони, поражают врага намного сильнее, чем какие-либо другие. В наши дни этот вид изучают китайские полицейские.

Вин-чунь

Это еще одно боевое искусство, создатель которого стремился во время боя одержать победу как можно быстрее и при этом получить минимальное количество повреждений.

Вин-чунь – это довольно строгая система, где для правильного ведения боя следует включать логику. Даже во время тренировочного боя следует анализировать все свои действия и действия противника. Здесь сила одного не должна выступать против силы другого. Задача бойца сделать так, чтобы сила противника, направленная против него, в итоге одолела самого нападающего.

Этот вид боя получил свое начало от шаолиньского кунг-фу, но общего они имеют мало. Даже можно смело говорить о том, что эта техника направлена против Шаолиньсы цюань.

Есть у этой техники несколько принципов, которые составляют основу ведения боя:

  1. Центральная линия. Боец воображает, что через центр его тела проходит вертикальная линия. Именно по ней он учится атаковать и защищаться.
  2. Экономия движения. Ни для кого не секрет, что прямая – это кратчайшее расстояние от одной точки до другой. Поэтому удары здесь наносятся исключительно прямые.
  3. Контакт с противником. Если рассмотреть несколько других техник боя, то можно заметить, что там, одной рукой боец блокирует атаку врага и только потом наносит удар. Здесь все делается одновременно. Либо одна рука блокирует, а вторая в тот же момент бьет, либо блокирующая рука незамедлительно переходит в нападение. Боец никогда не прекращает атаковать своего врага и не позволяет ему нанести удары, блокируя активную руку.
  4. Передвижения. Боец вин-чун во время боя должен суметь занять такое положение, чтобы обе его руки находились в действии. А вот руки противник наоборот не должны быть активными, чтобы он не смог наносить удары и защищаться одновременно. Всего этого можно добиться только в том случае, если по отношению к врагу будет занято определенное положение.

Сиу Лим Тао

Это такая форма, которая изучается в вышеописанном виде боя. Здесь практически нет ничего о положении и движении ног, но зато описано множество базовых движений для рук бойца. Задача этой формы заключается в следующем:

  1. Выработать у бойца правильную стойку для ведения боя.
  2. Выучить все удары вин-чуна и правильно их выполнять.
  3. Научиться держать локти в правильном положении.
  4. Есть определенные принципы дыхания, овладеть которыми помогает эта форма.
  5. Развивается сила удара во время ведения боя с врагом.

Многие мастера боевых искусств Китая делают акцент на том, что эта форма учит расслаблению во время нанесения удара. Если бойцу удастся максимально расслабиться, то в итоге удар его будет настолько сильным, что сможет поразить соперника с первого раза.

Школы боевых искусств

Сейчас насчитывается десять самых популярных школ боевых искусств Китая. Каждая из них заслуживает особого внимания и давно зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Сразу три школы расположены в Дэнфэне. Каждая из них имеет свое особое направление. Самой молодой является Храм Шаолинь Сяолун. Это одно из немногих учреждений, которое имеет разрешение Министерством образования на то, чтобы принимать у себя студентов из других стран.

Еще две не менее известные школы находятся в Шанхае. Особенно выделяется кунг-фу центр Longwu. Здесь есть все необходимое для обучения малышей и уже взрослых учеников. Центр очень хорошо оборудован, сюда завезен весь необходимый для проведения занятий спортивный инвентарь.

Также особого внимания заслуживает Сыпин Шаолинь. Мало того, что школу эту открыл один из учеников монаха Шао Линь, так это еще и одна из немногих, где разрешено обучаться иностранцам. Сейчас там учится 2000 представителей самых разных стран мира.

Заключение

Как видим, история боевых искусств Китая уходит далеко в прошлое и несет в себе еще много интересного и неизведанного. В современном мире известно множество различных видов и стилей боевых искусств, пришедших из этой страны. Не каждый человек способен овладеть этими техниками, поскольку здесь требуется не только физическая, но и большая духовная сила. Некоторые техники боя требуют даже больше выдержки и терпения, чем силы.

Комментарии