Термины маркетинга: основные понятие, словарь терминов, особенности применения, появление новых слов, их виды и значение

Мир маркетинга полон аббревиатур и профессиональных терминов, от которых у новичков начинает кружиться голова. Даже само понятие маркетинга не всегда очевидно трактуется человеком, мало знакомым с особенностями рынка и сферой продаж. К тому же в отрасли все меняется очень быстро, и трудно уследить за этими изменениями.

Почему нужно знать термины?

Новые термины в маркетинге появляются постоянно, и они могут запутать любого. Но знание этих понятий означает, что вы остаетесь в курсе последних тенденций и способны быстро объяснить их остальной части вашей команды. Понимание, что означают те или иные термины в маркетинге и рекламе, поможет продемонстрировать своему начальнику настрой быть лучшим сотрудником. Это значит, что продвижение по карьерной лестнице станет более реальным.

История возникновения маркетинга

Сам термин «маркетинг» означает при буквальном переводе просто рыночную деятельность. Также его можно перевести как «работа с рынком», «овладение рынком». Термин "маркетинг" появился на рубеже XIX и XX вв. от английского слова «рынок». Он обозначает процесс выявления, а также конструирования потребностей покупателей и создание рекламы, которая будет соответствовать этим ожиданиям.

Сетевой маркетинг

Целью маркетинговых кампаний является повышение количества продаж за счет удовлетворения потребностей клиентов. Намного позже появился многоуровневый или сетевой маркетинг. Его отличие в том, что покупатели могут сами продавать товар, став дистрибьюторами. Термины в сетевом маркетинге связаны в основном с показателями продавцов и их отношениями внутри компании. Например, «сеть дистрибьюторов», «сверхплановые доходы» и т. д.

Различные определения маркетинга

Существуют различные определения термина «маркетинг». Одним из наиболее распространенных является обозначение его как совокупности мер по удовлетворению возникающих нужд и потребностей клиентов. По одной из версий, термин «маркетинг» был предложен в году 1953 Нилом Борденом, который ссылался на работы Джеймса Каллитона. Также существует мнение, что родиной маркетинга стала Япония. Такое допущение сделал американский ученый Питер Друкер, описывая торговую политику господина Мицуи, который в своей деятельности ориентировался на потребности клиентов, опередив тем самым свое время на 250 лет. При традиционном подходе, прибыль должна была создаваться за счет предприятия, а не за счет продукта или услуги, удовлетворяющих потребности потребителей, как при маркетинговом подходе.

Концепция 4P

Еще один, уже ставший каноническим, вариант расшифровки термина «маркетинг» был предложен Джерри Маккарти в 1960 году. Он включал в себя концепцию 4Р (product, price, place, promotion), основанную на четырех координатах планирования. Они включали в себя сам продукт, его стоимость, расположение торговой точки и продвижение. В настоящее время управление большинством предприятий в США, Европе и Японии основывается на принципах маркетинга.

30 ключевых понятий в маркетинге

Рассмотрим 30 ключевых терминов, которые важны для каждого маркетолога. Они помогут лучше ориентироваться в мире маркетинга и понимать некоторые его основы:

  1. KPI, или ключевые показатели — это измеримые точки данных, которые помогают доказать, что организация находится на пути к достижению своих целей.
  2. Аналитика — повторяющиеся открытия и интерпретация данных, которые могут помочь в выявлении тенденций. Эти данные могут быть собраны с помощью инструментов или вручную либо найдены на различных маркетинговых платформах.
  3. Болевые точки — проблемы или боль, которые переживает целевой рынок в настоящее время. Желание удовлетворить их приводит клиента к покупке продукта или услуги.
  4. Большие данные, или Big data — большие наборы данных, которые должны быть проанализированы на компьютере, чтобы точно определить тенденции.
  5. В2В, или Business to business — одно из основных понятий и терминов маркетинга, обозначающее продажи или сбыт между двумя предприятиями. Его также называют «деловым маркетингом».
  6. В2С, или Business to consumer — продажи или сбыт между бизнесом и клиентом или потребителем.
  7. Демография — статистические характеристики человеческой популяции, такие как рождаемость, численность, половая принадлежность, профессия и т. д.
  8. Жесткое предложение, или Hard Offer — маркетинговое сообщение с запросом на продажу напрямую. Оно обычно означает, что деньги просят заранее, до того, как продукт будет предоставлен.
  9. ИИ, или искусственный интеллект — в английском языке этот термин звучит как artificial intelligence или AI. Он обозначает компьютерную систему моделирования разумного поведения человека.
  10. Квалифицированный маркетингом лид — перспективные клиенты, которые выразили интерес к продукту и готовы к разговору с продавцом, но пока не готовы приобрести товар.
  11. Коэффициент конверсии — один из основных терминов маркетинга, обозначает отношение общего количества посетителей к тому числу клиентов, которые выполнили требуемое действие. Это необязательно означает, что они что-то купили. Конверсионное действие может быть разным и зависит от задач бизнеса.
  12. Коэффициент оттока, или Churn Rate — скорость, с которой клиенты отказываются от подписки или услуги.
  13. Кросс-канальный маркетинг — стратегия маркетинга, которая продвигает одно и то же сообщение на нескольких носителях, таких как сайт, пресса или реклама на телевидении.
  14. Маркетинговая воронка — один из основных терминов маркетинга, который обозначает путь, по которому проходят потенциальные клиенты перед тем, как приобрести товар или совершить другое конверсионное действие. Содержит этапы, убеждающие клиента заключить сделку именно с этой организацией.
  15. Маркетинговый тренд — популярная стратегия или тактика, используемая маркетологами в различных отраслях промышленности.
  16. Машинное обучение — часть методов искусственного интеллекта, при котором он решает задачи не напрямую, а обучаясь в процессе.
  17. Ниша на рынке — один из основных терминов маркетинга. Обозначает определенный отдел отрасли, в котором компания или продукт занимает уверенную позицию.
  18. Омниканальность — термин маркетинга, означающий маркетинговый подход, который охватывает несколько каналов коммуникации и объединяет их в единую систему. Является основой клиентского сервиса и обеспечивает непрерывную коммуникацию с покупателями.
  19. Понимание клиента — наблюдение за моделями поведения целевых клиентов, для использования маркетологами при создании более убедительных сообщений.
  20. Портрет покупателя или персона (Buyer Persona) — термин маркетинга, обозначающий сводку данных, включая демографические данные, хобби, интересы и другие факторы, позволяющие определить, кто с наибольшей вероятностью купит продукт или услугу.
  21. Путь клиента — процесс принятия потенциальным клиентом решения о покупке продукта. Он включает в себя все возможные пути взаимодействия клиента с организацией.
  22. Рентабельность инвестиций (этот термин маркетинга на английском звучит как ROI) — отношение прибыли от инвестиций к количеству вложений. Для правильного расчета этого показателя нужно знать себестоимость продукта, полученный доход и количество инвестиций, вложенных в маркетинговую кампанию.
  23. Сегмент рынка — группы, на которые делится целевая аудитория. В их основе лежат аналогичные характеристики или модели поведения.
  24. Средняя выручка на одного пользователя, или ARPU (этот термин маркетинга на английском звучит как Average revenue per user) — средний доход компании на единицу продукции. Формула для расчета этого показателя: ARPU = общий доход / количество клиентов.
  25. Стратегия — комплексный план, в котором организацией описываются цели и планы по их достижению.
  26. Тактика — маркетинговые усилия, которые используются для достижения целей. Это конкретные и подробные способы достижения целей, которые были изложены в стратегии.
  27. Фирменный стиль, или Corporate identity — термин маркетинга, обозначающий особенности и черты, которые определяют бренд как нечто отдельное и единое. Включает в себя визуальное оформление, информационные средства и различные элементы, помогающие аудитории идентифицировать бренд и подчеркивают индивидуальность компании.
  28. Целевая аудитория — группа людей, на которую ориентируется организация, так как маркетинговая команда определила, что они, скорее всего, хотят приобрести продукт или услугу.
  29. Цель маркетинга — главная цель бизнеса, качественные и количественные показатели, выполнение которых в определенные промежутки времени задают содержание маркетинговой кампании.
  30. Этапы жизненного цикла — одно из основных понятий и терминов маркетинга, обозначающее стадии, которые целевая аудитория проходит в процессе исследования, покупки и после покупки продукта.

Необходимые термины для работы с социальными медиа

Понятия и термины в маркетинге, необходимые для понимания работы в социальных медиа, также постоянно появляются и исчезают, сменяя друг друга. Ниже приведены слова, которые чаще всего используются маркетологами в этой сфере:

  1. Алгоритм внутренней сортировки — это процесс, который используют социальные медиаплатформы, чтобы показать пользователю наиболее интересное для него сообщение.
  2. Воздействующий фактор — популярная личность в социальных сетях, которая оказывает влияние на целевой рынок и под чьим влиянием клиент готов приобрести продукт.
  3. Доля рекламного воздействия — доля трафика компании относительно общего трафика с рекламного ресурса. Этот показатель выражается в процентах и используется для анализа того, насколько реклама работает лучше в сравнении с конкурентами.
  4. Коэффициент вовлеченности — это сумма взаимодействий пользователей с контентом в социальных сетях. Чтобы рассчитать его, нужно использовать следующую формулу: общее количество лайков и репостов / общее количество подписчиков x 100.
  5. Лайки — способ взаимодействия пользователей с социальными медиа, при помощи которого они могут показать, что любят или не любят в каждой конкретной социальной сети.
  6. Маркетинг в социальных сетях — процесс продвижения кампаний через социальные медиа.
  7. Новостная лента — ленты сообщений в социальных медиа, которые создаются на основе вкусов пользователей, материалов их друзей и подписок.
  8. Охват — общее количество людей, которые видят пост.
  9. Подписчики в социальных сетях — это пользователи, решившие подписаться на группу или сообщество организации.
  10. Пользовательский контент — контент, который был создан поклонниками организации, продукта или услуги.
  11. Рекламные контакты с аудиторией — то, сколько раз контент отображается в новостной ленте.
  12. Социальное доказательство — социальный и психологический феномен, когда пользователи доверяют товару или контенту, основываясь только на количестве отзывов людей, которые его используют.
  13. Хэштег — фраза, перед которой ставится знак #, идентифицирующая сообщения по конкретной теме.

Термины для digital-маркетинга

Цифровой или digital-маркетинг — относительно новое явление. И, благодаря ему, в долгой истории маркетинга появились различные понятия, которых раньше не существовало. Перечислим эти новые термины в маркетинге, относящиеся к сфере digital:

  1. Автоматизация маркетинга — процесс автоматической отправки контента посетителям сайта, основываясь на действиях, которые они совершают, или том, как они взаимодействуют со страницей.
  2. Геймификация — стиль маркетинга, побуждающий потребителей покупать, за счет использования стратегии в виде игры.
  3. Гео-таргетинг — демонстрация контента клиентам исходя из того, где они находятся географически.
  4. Индекс потребительской лояльности, или NPS — инструмент, который измеряет приверженность клиентов к товару и их отношение к компании.
  5. Лайфстрим-мероприятия — это маркетинговая тактика, при которой компания записывает и делится видеозаписью какой-то встречи, конференции или события, рассказывает, как оно разворачивается.
  6. Лид-скоринг, или lead scoring — процесс ранжирования потенциальных клиентов, основанный на вероятности совершения ими покупки в компании.
  7. Мобильный маркетинг — интерактивный маркетинговый канал для продвижения, который сам реорганизуется и поэтому через него легко просматривать контент на мобильном устройстве. Для этого используется адаптивный дизайн веб-страницы или мобильного приложения.
  8. Подкаст — серия аудиозаписей, как правило, сосредоточенных на конкретной теме или области знаний. Эти записи могут быть потоковыми или загруженными в интернет.
  9. Показатель отказов — скорость, с которой пользователь попадает на сайт и уходит с него после просмотра одной страницы.
  10. Пользовательский интерфейс — включает в себя все графические элементы управления, которые будет использовать клиент для взаимодействия с сайтом. Это могут быть раскрывающиеся меню, кнопки и т. д.
  11. Пользовательский опыт — это эмоциональное отношение и реакция посетителей при взаимодействии с сайтом.
  12. Работа с потенциальными клиентами — способ направлять потенциальных клиентов с помощью маркетинговой воронки и мотивировать их к покупке товара или услуги организации.
  13. УТП, или уникальное торговое предложение — это то, что предлагает компания и что отличает продукт от конкурентов.
  14. Чат-боты — онлайн-сервис с искусственным интеллектом, с которым взаимодействуют клиенты компании. Чат-боты имитируют разговор пользователя с членом команды, даже если тот на самом деле в этот момент не на своем рабочем месте.
  15. Электронная коммерция — покупка и продажа товаров и услуг при помощи онлайн-платформы.

SEO и термины интернет-маркетинга

SEO и платный поиск — это хорошо известная маркетинговая тактика, которую можно использовать, чтобы распространить свой контент среди нужных людей. Ниже представлены некоторые термины интернет-маркетинга, необходимые при работе с поисковыми системами и SEO:

  1. No-Follow Link — HTML-элемент, который указывает поисковым системам, что исходящие ссылки не должны передать свой вес той странице, на которую был совершен переход. Он обязательно присутствует в рекламных ссылках.
  2. Авторитетность страницы — система оценок, которая предсказывает, насколько хорошо конкретная веб-страница будет ранжироваться в результаты поиска. Чем выше оценка, тем больше вероятность, что она попадет в первую десятку поисковой выдачи.
  3. Внутренняя оптимизация страницы — все связанные с SEO элементы на странице, которые можно изменить и использовать, влияя на рейтинг в результате поиска. Включает в себя теги, мета-описания и многое другое.
  4. Длиннохвостое ключевое слово, или Long Tail Keyword — серия ключевых слов, которые очень специфичны для пользовательского поиска. Как правило, их длина составляет три-четыре слова, и они описывают именно то, что ищет клиент.
  5. Заголовок, или Title — HTML-элемент, который сообщает поисковикам и пользователям, о чем эта страница. Заголовок не должен превышать 68 символов. Тег отображается в виде синей ссылки в результатах поиска.
  6. Инбаунд маркетинг — это способ продвижения при помощи ссылок на полезный контент, которые ведут пользователя на сайт компании с другого сайта.
  7. Кликабельность, или CTR — отношение того количество раз, когда пользователь щелкает ссылку, к общему числу пользователей, которые видят ее.
  8. Ключевое слово, или keyword — один из основных терминов в словаре интернет-маркетинга и SEO, который обозначает слова, используемые поисковыми системами для категоризации контента в результаты поиска.
  9. Мета-описание, или Meta Description — тег HTML, появляющийся ниже ссылки на страницу в результатах поиска. Он должен суммировать то, о чем говорится на веб-странице. Краткое описание страницы не должно быть более 320 символов.
  10. Оптимизация конверсии, или CRO — один из основных терминов интернет-маркетинга, который означает оптимизацию конверсии за счет увеличения доли клиентов, посещающих сайт. Это может означать покупку продукта или подписку на рассылку.
  11. Органический трафик — количество посетителей веб-страницы, которые не были под влиянием рекламы или платного контента. Эти посетители обычно приходят из поисковой системы, где и нашли страницу. Органический трафик зависит от ранжирования сайта по конкретным ключевым словам.
  12. Отзывчивый дизайн — способ оформления веб-страниц, когда она автоматически настраивает контент сайта в зависимости от того, на каком устройстве посетитель просматривает сайт.
  13. Оценка сайта, или Domain Authority — ранговая метрика, которая предсказывает, насколько хорошо ваш сайт будет ранжироваться в поисковых системах. В отличие от оценки страницы (Page Authority), эта метрика для сайта в целом.
  14. Плата за клик — это маркетинговая тактика, когда организация, рекламирующая определенную веб-страницу, платит каждый раз, если пользователь кликает по ее ссылке. Это способ для компаний управлять прямым трафиком на веб-страницу, а не ждать органического трафика.
  15. Посадочная страница — как правило, автономная страница для продаж, используемая для прямого поискового и рекламного трафика.
  16. Просмотры страницы — то количество раз, которое веб-страница была просмотрена.
  17. Схемы разметки — способ добавить дополнительные метаданные для поиска, стимулирующие пользователей кликать по ссылке.
  18. Уникальный посетитель — посетитель сайта, который зашел на конкретную страницу хотя бы один раз в определенный период времени. Уникальный посетитель идентифицируется по его IP-адресу.
  19. Человекопонятный URL, или Slug — это часть URL, помогающая поисковым системам отличить один пост от другого. Она является картой, которую посетители сайта используют для доступа к определенной веб-странице.

Важные термины для Email-маркетинга

Для того чтобы участвовать в обсуждении Email-маркетинга и понимать большую часть терминов, можно воспользоваться приведенной ниже информацией:

  1. CASL, или Canadian anti-spam legislation — канадский анти-спам закон, в котором говорится о том, что предприятия должны получить согласие от пользователей, чтобы отправить им письма.
  2. ESP, или Email service provider — поставщик услуг электронной почты, а также инструменты для создания рассылок.
  3. А/b тестирование — использование двух различных версий рассылок по электронной почте или определенных ее элементов для того, чтобы увидеть, какой работает лучше.
  4. Выделенный IP-адрес — уникальный интернет-адрес, идентифицирующий посетителей сайта в зависимости от компьютера или устройства, которые они используют, чтобы посетить сайт.
  5. Жесткий возврат — электронная почта, возвращенная отправителю, поскольку адрес не существует. Письма могут также возвращаться, потому что получатели заблокировали адрес.
  6. Количество отказов — этот термин означает письма, которые были отправлены получателю, но вернулись обратно к отправителю, прежде чем были открыты. Существует множество причин, почему такое может произойти, включая переполненный почтовый ящик получателя или фильтрацию его электронной почты администратором сети.
  7. Многовариантное тестирование — способ для тестирования различных форматов с использованием одной электронной почты, чтобы увидеть, что связывает компанию с ее аудиторией. В отличие от тестирования A/b, при котором изменяется одна переменная, в этих тестах одновременно изменяются несколько переменных.
  8. Открываемость писем — это количество открытых сообщений по отношению к общему количеству отправленных писем.
  9. Прехедер, или Pre-header — краткое резюме, чтобы рассказать пользователю, о чем говорится в письме.
  10. Продолжительность открытия, или Open Length — время, которые прошло с тех пор, как письмо открыто пользователем, и до его закрытия.
  11. Репутация рассыльщика — оценка, получаемая организацией на основе того, насколько вероятно их письма являются желательными для пользователя. Чем выше оценка компании, тем больше вероятность того, что они достигнут своих получателей.
  12. Спам-триггер — слова в электронной рассылке, из-за присутствия которых письмо может быть помечено как спам. Тем не менее важно отметить, что избегание определенных слов или формулировок не гарантирует того, что письмо не попадет в спам.
  13. Список сегментирования — способ разделения списков пользователей для рассылки в определенной категории. Эти категории могут быть основаны на множестве факторов, включая демографию, действия, предпринятые на веб-сайте и т. д.
  14. Тема письма — это то, что сообщает получателям, чего ожидать от письма, до того, как они открывают его. Тема должна помочь читателю определить цель отправки этого письма.

Словарь терминов маркетинга очень быстро меняется, поэтому важно убедиться, что ваш словарный запас растет вместе с ним. Теперь вы познакомились с несколькими новыми понятиями и, в случае необходимости, сможете их использовать в беседах с коллегами и начальством, при обсуждении маркетинговой стратегии и для демонстрации своего профессионализма.

Комментарии