Что такое фирменное наименование
Многие слышали такой термин «фирменное наименование», однако, мало кто знает, что конкретно он обозначает. Большинство лишь может делать определенные предположения, опираясь на лексическое значение слов, входящих в данное словосочетание. Чтобы найти ответ на этот интересный вопрос, лучше всего обратиться к законодательной базе.
С точки зрения гражданского кодекса фирменное наименование можно трактовать как название коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте, то есть осуществляет свою деятельность. Оно фиксируется не только в учредительных документах конкретного предприятия, но также регистрируется в соответствующем государственном реестре. Дается оно однажды в момент создания предприятия, и сопровождает его на протяжении всего периода функционирования юридического лица. Оно обязательно должно иметь полную форму и по желанию – сокращенную. Изменение фирменного наименования возможно только по уважительной причине и должно в обязательном порядке отражаться в учредительных документах. К таким случаям можно отнести изменение правовой формы организации или изменение состава учредителей, которые захотят отразить это и в наименовании действующего субъекта.
Если говорить другими словами, фирменное наименование юридического лица – это название некоторого предприятия, состоящее из двух частей, которое ему придумали его учредители. Первая указывает на правовую форму организации, например, ОАО. Вторую часть учредители придумывают самостоятельно. При этом они должны соблюсти ряд определенных требований. В фирменном наименовании не должно быть полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств и их производных, а также названий госорганов России и других организаций, перечень которых установлен Гражданским кодексом. Также из него должны быть исключены обозначения, которые могут противоречить общественным интересам и моральным принципам. В то же время оно должно быть ярким, броским и легко запоминающимся, иметь отличительные признаки, позволяющие исключить смешение одной фирмы с другой. Только в таком случае можно достичь определенных результатов в области маркетинга, сделав название предприятия легко узнаваемым в среде потенциальных партнеров и потребителей продукции.
Надо сказать, фирменное наименование относится к объектам интеллектуальной собственности, которые защищаются соответствующими нормами закона. Это средство индивидуализации, позволяющее предприятию выделяться среди конкурирующих предприятий. Однако в данную категорию попадают только названия коммерческих организаций. Для многих потребителей фирменное наименование предприятия, на котором был изготовлен тот или иной продукт, является гарантией его качества. В таком случае может возникнуть необходимость регистрации товарного знака, который в скором времени, возможно, станет легко узнаваемым брендом.
Право на фирменное наименование имеет только его правообладатель, поэтому его смело можно назвать исключительным. Его нельзя передать кому бы то ни было во временное пользование даже на основании лицензионного договора. Никто другой не имеет права выпускать продукцию, задействовав название вашего предприятия. Оно может изменить правообладателя, только в случае продажи или передачи предприятия в целом.
Реализация данного права производится посредством указания названия предприятия на вывесках, счетах, бланках и иной подобной документации, а также в рекламных объявлениях и на упаковках товара. Можно задействовать все способы, которые не противоречат закону.