Теория Раскольникова - ключевая фраза с вечным смыслом ( Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание")
"Теория Раскольникова" - одна из самых известных и обсуждаемых философских концепций в русской литературе. Ее актуальность и глубина не угасают по сей день. Давайте разберемся в ее сути и посмотрим на нее с разных сторон.
Истоки теории Раскольникова
Корни теории Раскольникова уходят в социально-политическую ситуацию в России XIX века. Это было время глубоких реформ, потрясших устои общества. Традиционные ценности рушились, люди теряли опору в виде прежних моральных норм. В философской мысли набирали популярность идеи индивидуализма и теория Ницше о "сверхчеловеке".
В этой среде формировался и главный герой романа Достоевского - Родион Раскольников. Окружавшая его нищета, социальная несправедливость подталкивали к созданию собственной теории о делении людей на два типа:
- Обычные "твари дрожащие";
- Избранные, "имеющие право" на преступление ради высшей цели.
В исторических личностях вроде Ликурга, Соломона, Магомета и Наполеона Раскольников видел примеры "необыкновенных" людей, которые якобы имели право проливать кровь во имя прогресса.
Мотивы преступления Раскольникова
Главным мотивом убийства, совершенного Раскольниковым, было желание проверить свою теорию на практике. Он решил доказать собственную исключительность, совершив "разрешенное" по его воззрениям преступление.
"Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу!"
Еще одним важным мотивом стал образ старухи-процентщицы, которая олицетворяла для Раскольникова зло, от которого стоит "избавить" общество. Убив ее, он надеялся завладеть деньгами и помочь своим близким, другим обездоленным людям. Жажда доказательства собственного превосходства в итоге пересилила все остальные соображения.
Проверка теории преступлением
Раскольников тщательно спланировал убийство ненавистной ему старухи-процентщицы. Однако уже в самом начале его теория дала сбой - помимо намеченной жертвы пришлось устранить и ее случайную свидетельницу Лизавету. После совершения преступления Раскольникова терзают угрызения совести, страх разоблачения, он заболевает и замыкается в себе.
"Я не старуху убил, я себя убил!"
Герой понимает, что фактически поставил себя на одну ступень с отвратительными, с его точки зрения, людьми вроде Лужина и Свидригайлова. Его теория не выдержала проверки преступлением.
Теория Раскольникова в произведении Достоевского подвергается серьезному испытанию и в итоге терпит фиаско. Автор детально показывает, как идея бесчеловечного разделения людей не выдерживает столкновения с реальностью и человеческой природой героя. Добро в его душе берет верх над теоретическими построениями.
Постепенный крах теории
После совершения преступления Раскольников постепенно начинает осознавать ошибочность своей теории. В первую очередь он понимает, что его собственная человеческая природа вступает в противоречие с бесчеловечными постулатами этой теории.
Огромные нравственные муки, которые испытывает герой, уже сами по себе являются доказательством того, что он не может быть "сверхчеловеком", способным беспристрастно распоряжаться жизнями других.
Еще одним важным моментом становится знакомство Раскольникова с Соней Мармеладовой. Эта жертва обстоятельств, вынужденная заниматься проституцией ради спасения семьи, опровергает саму идею деления людей на "тварей" и "необыкновенных".
Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.
Постепенно в сознании Раскольникова происходит переход к пониманию равенства всех людей перед Богом и высшими законами морали.
Вечное значение теории
Несмотря на свою ошибочность, теория Раскольникова не теряет актуальности и по сей день. Она отражала ряд важных философских и социальных идей своего времени. До сих пор в обществе идет борьба с проявлениями эгоизма, стремлением оправдать любые средства ради достижения цели.
В глубине человеческой природы всегда будет идти борьба добра и зла. Искушение совершить преступление во имя "правого дела" может возникнуть в любую эпоху. Поэтому вечно актуально предупреждение Достоевского об опасности подобных идей.
Уроки теории для нашего времени
Какие уроки можно извлечь из теории Раскольникова для современности? Во-первых, это понимание пагубности любых идей о превосходстве одних людей над другими. Мы все равны перед Богом и законом.
Во-вторых, нельзя оправдывать насилие и убийства даже ради самых благих целей. Цель не оправдывает средства, если эти средства бесчеловечны. Необходимо проявлять милосердие и сострадание к ближним.
И наконец, в любых, даже самых ужасных обстоятельствах, нужно сохранять свою человечность и следовать высшим моральным принципам. Это величайший урок теории Раскольникова.
Теория в искусстве
Образ Раскольникова и его теория нашли отражение во многих произведениях литературы и кино. Наиболее известны экранизации романа Достоевского режиссерами Козинцевым и Бортко.
В ряде книг и фильмов можно найти переклички с идеями теории Раскольникова, а также полемику с ними. Это, например, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Падение" Камю, "Преступление и наказание" Э.Носсак в жанре антиутопии.
Немеркнущая концепция
Несмотря на крах теории в сознании самого Раскольникова, она продолжает жить в мировой философской мысли как яркий пример опасной, но вечно завораживающей идеи. Суть ее - в противопоставлении "сильной личности" и "толпы", в стремлении "избранных" установить новые порядки.
Эта идея в разных вариациях периодически возникает в общественном сознании. Она может принимать форму теорий расового или национального превосходства, "культа личности" в политике, философии "сверхчеловека" и т.д.
Теория Раскольникова остается актуальным предостережением об опасности подобных взглядов. Она показывает, к чему на практике может привести идея об "избранных", которым позволено все.
Новое прочтение
Сегодня, в эпоху переосмысления многих классических произведений, возможно и новое прочтение Теории Раскольникова. Например, ее можно рассматривать как метафору внутренней борьбы человека со своими демонами, темными сторонами психики.
"Теория" в данном случае олицетворяет ту часть нашего "я", которая подталкивает к аморальным поступкам, оправдывает эгоизм и жестокость. А Раскольников - это воплощение внутренней борьбы человека на пути нравственного самосовершенствования.
Такая трактовка позволяет по-новому взглянуть на вечный конфликт добра и зла, света и тьмы в человеческой душе.
Теория и революция
Интересно рассмотреть и влияние идей Раскольникова на революционное сознание. Ведь революция тоже нередко оправдывает насилие, разрушение старого мира во имя светлого будущего.
Можно провести параллели между теорией Раскольникова и идеями революционного террора. В обоих случаях есть желание сломать систему, которая кажется несправедливой, путем насилия и преступления.
Однако в итоге революции зачастую порождают новое зло, а ожидаемая гармония не наступает. Утопические идеи разбиваются о суровую реальность, как и мечты Раскольникова.
Теория и психология
С позиций психологии можно рассмотреть теорию Раскольникова как попытку компенсировать собственную неполноценность через идею избранности и вседозволенности.
Не реализовав себя в жизни, не добившись успеха, человек пытается утвердить чувство собственной значимости, приписывая себе особую "миссию", право преступать общепринятые нормы.
Подобный механизм психологической компенсации не раз проявлялся в истории в виде культов личности диктаторов, фанатизма последователей тоталитарных идеологий.