Муниципальная программа - это... Содержание, порядок разработки, механизмы формирования и реализации

Одним из основных механизмов осуществления целей социальной политики является разработка муниципальных программ и претворение их в жизнь. Эти программы позволяют сосредоточить имеющиеся ресурсы муниципального уровня на решении наиважнейших проблем социального характера в регионе, развитии образовательного муниципального уровня и повышении степени развития других сфер на определенной территории (спорт, здравоохранение, политика молодежного направления, образование и т. д.).

Сущность государственных и муниципальных программ

Целевые муниципальные программы являются комплексом мероприятий, которые согласовываются по срокам, целям, исполнителям и материально-технической базе. Определение муниципальных программ включает направленность мероприятий на решение поставленных задач и целей в отношении экономического и социального развития на местном уровне.

Органы самоуправления местного типа утверждают порядок создания и оформления целевых муниципальных программ. Указанные программы разделяются на среднесрочные, ведомственные, долгосрочные и прочие.

Муниципальные программы - это составляющие элементы соответствующих региональных и федеральных планов социального развития. Они могут относиться к текущим или перспективным планам. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет.

Разработка муниципальных программ зависит от проблем социально-экономического характера на разных уровнях. В связи с этим органы управления местного уровня обязаны владеть различными технологиями разработки, согласования и применения программ целевого назначения, которые имеют разный статус.

Разделы муниципальных целевых программ

Муниципальные программы муниципальных районов включают несколько разделов, в совокупности отражающих цель программ и способы их реализации. Их всего восемь:

  1. Описание конкретной проблемы, решить которую призвана данная программа целевого характера.
  2. Социальное и экономическое положение и базовые пути развития данной муниципальной территории, которые являются обоснованием для необходимости реализации данной программы.
  3. Цели, поставленные на их основе задачи, этапы реализации муниципальных программ, показатели и индикаторы, которые характеризуют достижение результатов программы.
  4. Система разработанных в рамках программы мероприятий.
  5. Механизм претворения программы в жизнь.
  6. Обеспечение ресурсами муниципальной программы. Это также прописывается в составляемых планировщиками сметах.
  7. Оценка социальной, экологической и экономической эффективности плана.
  8. Организация контроля за ходом выполнения плана и варианты проверки муниципальной программы в действии.

Каждая программа целевого назначения, помимо указанных разделов, должна включать данные о паспорте, который составляется по форме специального образца. Паспорт отражает третий раздел (целевые показатели и индикаторы, которые характеризуют эффективность плана). Также он способствует оптимизации расходов из бюджета.

Направления реализации целевых программ муниципального уровня

Основных направлений муниципальных программ муниципального района всего семь:

  • создание хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории;
  • проведение преобразований нормативно-правового характера;
  • формирование климата, благоприятно влияющего на деятельность и здоровый образ жизни людей;
  • проведение оздоровительных мероприятий для улучшения качества окружающей среды, а также для предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий;
  • содействие проведению реформ в сфере промышленности;
  • развитие транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранение работы жилищно-коммунальных служб без перебоев;
  • развитие связей муниципальной территории с другими регионами и странами.

В некоторых регионах налицо связь разрабатываемых муниципальных программ с культурой, в связи с чем разрабатывается также отдельное культурное направление.

Содержание программ

Содержание муниципальных программ - это совокупность их элементов (разделов, подразделов и т.д.) в каждом отдельном направлении.

Программа формирования хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования предполагает проведение преобразований институционного типа, которые направлены на развитие инфраструктуры финансовой сферы: создание на муниципальной территории филиалов и отделений бизнес-центров, страховых и консалтинговых компаний, различных фондов, привлечение этих компаний со стороны; упрощение регистрационных и лицензионных процедур для субъектов среднего и малого предпринимательства.

Определение муниципальных программ в сфере преобразований нормативно-правового характера включает урегулирование особенностей отношений в сфере труда; создание стабильных и прозрачных правил проведения работы в сфере экономики, которая будет способствовать стимулированию развития предпринимательских инициатив; дебюрократизация экономики (упорядочение работы контрольно-ревизионных и регулирующих органов на местном уровне, уменьшение степени вмешательства администрации в деятельность предпринимателей, повышение уровня эффективности контроля за управлением муниципальной собственностью).

Формирование муниципальных программ в социальной сфере включает построение и переоборудование объектов, связанных со здравоохранением; развитие служб, специализирующихся на охране детства и материнства; реализацию мероприятий, связанных с борьбой с опасными для общества заболеваниями; усовершенствование материального обеспечения образовательных объектов; строительство и переоборудование культурных и спортивных объектов и т.п.

Экологические муниципальные программы - это комплекс запланированных мероприятий, связанных с оздоровлением окружающего мира, предупреждением возникновения чрезвычайных происшествий, мониторингом кризисных зон и стимулированием инвестиций, которые направлены на уменьшение отрицательной нагрузки на окружающий мир.

Содействие субъектов промышленной сферы и администрации по муниципальным программам технического реформирования выражается в перевооружении и модернизации муниципальных организаций и предприятий.

Планы по развитию транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранению работы жилищно-коммунальных служб без перебоев включают выработку комплекса мер по внедрению энергосберегающих типов технологий, повышению работоспособности систем в сфере жизнеобеспечения и предотвращения техногенных аварий и катастроф.

Каждое из указанных направлений муниципальных программ и порядок их разработки и реализации оцениваются по нескольким критериям: поставленные цели на основе выявленной проблемы, планируемые производственные объемы, сроки осуществления планов, источники и объемы финансирования, показатели результативности по каждому направлению (периоды окупаемости, бюджетные платежи, число новых мест трудоустройства и прочее).

Отбор проблем

После рассмотрения прогнозов социального и экономического развития и расстановки приоритетов формируются предложения по определению проблем, подлежащих решению. Они озвучиваются и рассматриваются, исходя из концепции развития социально-экономической сферы муниципальной территории и возможностей ресурсного и финансового обеспечения ее реализации.

При отборе проблем учитываются следующие факторы:

  1. Значимость выявленной проблемы.
  2. Невозможность комплексного решения проблемы в объективные сроки с помощью действующего правового механизма регулирования, необходимость поддержки ее решения на муниципальном уровне.
  3. Принципиальная новизна и высокая эффективность организационных, технических и прочих мероприятий, которые необходимы для распространения в широких масштабах прогрессивных научных и технических достижений; повышение эффективности производства на основе примененных нововведений.

Этапы разработки проектов программ и их утверждения

Утверждение муниципальных программ проходит пять этапов:

  • Разработка концептуальной основы программы ее инициатором. Им может выступать отраслевой, функциональный или территориальный орган муниципальной администрации, который в рамках предоставленной компетенции должен решать стоящие перед ним задачи в пределах предлагаемой программы с помощью программно-целевых методов. Затем инициатор выносит план на рассмотрение ответственного органа, который принимает решение по целевым муниципальным планам от имени главы муниципалитета.
  • Рассмотрение предоставленной концепции на предварительном этапе.
  • Утверждение принятой программы с последующей детальной разработкой ее проекта, установление сроков разработки плана по этапам. Иным решением может быть отказ в разработке предлагаемой программы.
  • Разработка программного проекта по этапам.
  • Подготовка проекта и его согласование в установленном законом порядке путем издания главой муниципалитета постановления, утверждающего программу.

Разделы концепции разрабатываемой муниципальной программы

Эффективность муниципальных программ во многом зависит от правильного составления общего плана и оформления его разделов. Основных разделов программ тринадцать:

  • Обоснование того, что решаемая проблема и цели ее реализации соответствуют задачам приоритетного типа в рамках социального и экономического развития муниципальной территории.
  • Подтверждение необходимости решать поставленную проблему методом программно-целевого типа.
  • Характеристика и прогнозируемое развитие ситуации (проблемы) в данной сфере при непринятии целевой программы.
  • Рассмотрение вариантов решения проблем, оценка рисков и преимуществ различных вариантов разрешения выявленной проблемы.
  • Этапы и сроки решения проблемной ситуации с помощью программно-целевого метода.
  • Предложения по задачам и целям разрабатываемой программы, ее целевым прогнозам и показателям, которые позволят оценить ход осуществления программы поквартально и по итогам года.
  • Варианты определения объемов, источников и способов финансирования разрабатываемых программ по разным направлениям; обоснование необходимости использования финансовых и других ресурсов; изучение показателей, которые являются основными для расчета объемов финансирования, достаточного для осуществления программы. В рамках этого раздела изучаются проектно-сметные документы, удельные капитальные вложения на каждую единицу мощности, сметы расходов на аналогичные типы работ с перерасчетом на основании инфляции. Также инициативной группой изучается уровень обеспеченности района соответствующими объектами, услугами и оборудованием, которые необходимы в связи со спецификой плана. Рассмотрению также подлежит возможность использования федеральных или краевых средств как элементов софинансирования проекта.
  • Механизм анализа и оценки эффективности претворения программы в жизнь.
  • Оценка муниципальной программы с точки зрения ожидаемой результативности и эффективности предлагаемого способа решения выявленной проблемы.
  • Предложения по привлечению административных органов муниципальной территории для реализации проекта.
  • Предложения кандидатур на места разработчиков, координаторов, муниципальных заказчиков и исполнителей различных пунктов программы.
  • Предложения по базовым финансируемым направлениям, этапам и срокам реализации проекта.
  • Предложения по использованию механизмов формирования различных поэтапных мероприятий проекта.

Аспекты концепции программ

Программная концепция проверяется по нескольким основаниям, соответствие которым позволяет сделать вывод о целесообразности ее реализации. Критерии оценки плана программы следующие:

  • соответствие целям стратегического характера и приоритетным направлениям развития муниципальной территории на перспективу среднего срока, соотношение количества используемых ресурсов и планируемых результатов, качество и глубина проработки проблемы, общественная и экономическая эффективность плана, отсутствие иных схожих программ;
  • соответствие программы целям защиты и обеспечения безопасности жителей, защиты в пожарной сфере и сфере чрезвычайным происшествий;
  • соответствие российскому и местному законодательству;
  • оценка возможности реализации мероприятий, определенных программой.

На основании этих пунктов производится общая оценка предлагаемой программы и выносится заключение: либо отказать в разработке программы, либо согласовать ее разработку (определить исполнителей, разработчиков, контролеров, сроки осуществления, источники и объемы финансирования). Заказчиком программы, по общему правилу, является муниципальная администрация, а основанием для ее разработки – решение законодательного муниципального органа.

Разделы программы

Разрабатываемая программа должна включать в себя следующие разделы:

  • паспорт;
  • содержание рассматриваемой проблемы, разъяснение необходимости решения проблемы с помощью программных методов;
  • цели, поставленные задачи, этапы и сроки претворения программы в жизнь;
  • перечень планируемых мероприятий;
  • обоснование необходимости использования определенного перечня ресурсов;
  • оценки экономической и социальной эффективности разработанной программы;
  • критерии осуществления пунктов программы.

Содержание каждого раздела

Паспорт разрабатываемой программы включает краткие данные о самой программе, ее параметры (название, проблемные основания, заказчик, разработчик, координатор, исполнитель, цели и поставленные на их основе задачи, сроки претворения в жизнь, источники и величина финансирования).

Содержание рассматриваемой проблемы, разъяснение необходимости решения проблемы с помощью программных методов содержит развернутое описание проблемы, обоснование ее выбора для решения и причин ее возникновения, связь с целями социального и экономического развития муниципальной территории, ранее предпринимаемые властными органами меры для решения проблемы за трехлетний период, варианты ее решения.

Цели, поставленные задачи, этапы и сроки претворения программы в жизнь содержат подробное описание каждого пункта. Все пункты должны отвечать нормам достижимости, измеряемости, адекватности установленных сроков.

Перечень планируемых мероприятий указывается в виде таблицы в качестве приложений к разрабатываемой программе.

Обоснование необходимости использования определенного перечня ресурсов содержат общие сведения об объемах финансирования по каждому направлению и обоснование размера требуемых средств. Также приводятся показатели, которые являются основой для расчетов планируемых финансовых средств, и варианты привлечения средств или федерального или регионального бюджетов.

Оценка экономической и социальной эффективности разработанной программы содержит прогноз экономических и социальных результатов, которые планируется достигнуть после выполнения всех пунктов программы. Там же указывается их ежеквартальная и ежегодная динамика, бюджетного совокупного эффекта от исполнения программы и общего вклада разработанной программы в дальнейшее развитие муниципальной территории. В этом же разделе указываются конкретные цифры – показатели, источники получения и методика их расчетов.

Критерии осуществления пунктов программы включают конкретные результаты, подлежащие измерению. Приблизительные результаты распределяются по кварталам и по итогам года. На их основании контролируется ход реализации разработанной программы. Планируемые результаты, в точности отражающие цели и задачи программы, содержат качественные и количественные характеристики по этапам.

Муниципальные программы разрабатываются практически в каждом регионе. Многие из этих программ не получают одобрения из-за недостаточной разработанности. Благодаря реализации качественно разработанных и одобренных программ, социальный и экономический уровень муниципальной территории растет, а население муниципального образования получает более высокий уровень развития различных сфер жизни.

Комментарии
Можно на реализацию программы привлечь дополнительное финансирование или придётся обходиться имеющимися в бюджете средствами?