Маржинальный анализ и его роль в получении максимальной прибыли предприятием

 

Важную роль в обосновании принятых управленческих решений в различных видах бизнеса играет маржинальный анализ. Его второе название – предельный анализ.

Методика маржинального анализа основывается на сопоставлении трех групп важных экономических показателей: «затраты – доход – прибыль». По результатам такого изучения прогнозируется критическая и оптимальная величина каждого из этих показателей при задаваемом значении других. У данного метода расчета управленческих решений есть и второе название – анализ безубыточности или содействие доходу.

Маржинальный анализ может служить нахождению более выгодных комбинаций между постоянными затратами, переменными издержками на единицу продукции, объемом продаж и ценой. Именно поэтому все издержки должны быть поделены на постоянные и переменные.

Маржинальный анализ прибыли проводится в сопоставлении с маржинальным доходом, который исчисляется как выручка от реализации за минусом переменных издержек, которые приходятся на эту реализацию. Исходя из определения, можно с уверенностью сказать, что маржинальный доход включает и постоянные затраты, и прибыль.

Для изучения факторов изменения суммы прибыли и прогнозирования ее оптимального значения маржинальный анализ предусматривает следующую формулу:

Пр = ОР*(Ц – ПерЗ) – ПЗ, где ОР – объем реализации определенной продукции; Ц – цена единицы продукции; ПерЗ – переменные затраты на единицу продукции; ПЗ – постоянные затраты всего объема продаж этого же вида продукции.

Данная формула может быть использована при анализе прибыли, полученной от реализации определенных видов продукции. Позволяет оценить ее изменения за счет общего количества реализации, уровня переменных и постоянных затрат, а также цены. В этом расчете учитывается, кроме прямого влияния на прибыль объема продаж, также и косвенное. Благодаря таким особенностям применения данных расчетов появляется возможность точного определения влияния факторов на перемены в сумме прибыли.

Люди, организовавшие свой бизнес, хотят постоянного получения максимального чистого дохода, т.е. уменьшения разницы между доходами и издержками. Для достижения своей цели они могут менять определенный параметр деятельности, который является достаточно важным и имеет название «контрольная переменная».

Так, если предприятие занимается производством, то руководитель может регулировать или объем выпускаемой продукции, или количество закупаемых ресурсов. В случае осуществления торговой деятельности в качестве контрольной переменной может послужить выбор приоритета при закупке товаров (либо продукты питания, либо одежда).

Именно маржинальный анализ может дать ответ на актуальный вопрос любого бизнесмена о том, будет ли получен максимальный результат при увеличении контрольной переменной еще хотя бы на единицу.

Основными принципами маржинального анализа являются:

- выбор контрольной переменной;

- расчет предельного дохода, который предусматривает степень увеличения валового дохода при одновременном увеличении контрольной переменной на единицу;

- расчет предельных издержек, показывающих уровень изменения валовых издержек с одновременным увеличением контрольной переменной на одну единицу;

- сравнение этих двух показателей.

При превышении предельного дохода над предельными издержками увеличивать контрольную переменную целесообразно, в противном случае – нет.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что маржинальный анализ помогает субъекту хозяйствования достоверно оценить результаты предпринимательской деятельности и спрогнозировать их оптимальную величину на будущее.

 

Комментарии