Рай в исламе: описание, название, уровни
Про рай в исламе написано довольно много, информацию по этой теме можно отыскать и в суннах, и в хадисах. Для правоверного мусульманина попадание в рай является скорее не самоцелью, а результатом его поступков на протяжении всей жизни. Согласно Корану, даже одно неправедное действие может полностью изменить соотношение добра и зла на чаше весов в Судный день. Поэтому с помощью описания рая в исламе происходит мотивация верующих на ведение праведного образа жизни. Каждый день должен быть прожит мусульманином в духовной и физической чистоте, как и завещал это делать пророк Мухаммад. Только при соблюдении всех религиозных правил мужчинам и женщинам обещана дорога в рай.
В исламе характеристика райской жизни дается в разных текстах, однако многие богословы считают, что ее описание крайне обобщенное и вызывает массу вопросов, которые, в свою очередь, становятся темой для серьезных диспутов. Но в целом каждый мусульманин, прочитав священные сунны, сможет хотя бы приблизительно понять, какое существование ожидает его по ту сторону жизни под сенью руки Аллаха. Мы рассмотрим подробное описание рая в исламе, сделав его максимально понятным для любого человека, независимо от его религиозных требований.
Что такое рай: краткая характеристика
Есть ли рай в исламе? Новообращенные часто задают подобный вопрос, так как в разных частях Корана подробно описывается Судный день и адские мучения, которым подвергнутся грешники. О рае в священной книге тоже написано немало, но информация на эту тему немного завуалирована, и чтобы собрать ее воедино понадобится довольного много усилий.
Так что же ответить мусульманину, который интересуется тем, есть ли рай в исламе? Конечно, да. Такое место Аллах создал на небесах для того, чтобы правоверные, джинны и ангелы получили необыкновенные блага и наслаждения. Трудно описать человеческим языком, что ждет души, попавшие сюда. Ведь богословы утверждают, что законы физики не будут действовать в раю, а потому сложно представить, как именно он будет устроен, и какие чудеса ждут тех, кто удостоится права войти в его врата.
В исламе описание рая идентично в основных чертах, но может разниться в деталях. Они обычно выделяются во время диспутов богословов, которые нередко спорили на тему особенностей существования души после окончания ее земного пути. Таким образом, возникло убеждение о том, что рай расположен под семью небесами и имеет несколько уровней. Интересно, что в описаниях рая и ада в исламе дается такая характеристика, как «бесконечные». Несмотря на то что количество душ, которые будут наслаждаться временем, проведенным на небесах, и тех, что попадут в мир мучений за свои грехи, ограничено, рай не имеет начала и конца. Здесь будут действовать свои законы и правила, многие из которых обычный человек не сможет даже осознать.
Самой главной отличительной чертой рая является отсутствие нечисти в любом ее проявлении. Считается, что правоверные смогут наслаждаться самыми вкусными блюдами из тех, что они могут представить, а переваренная пища трансформируется в легкую икоту и пот, имеющий очень приятный запах, напоминающий аромат благовоний. Также в описании рая в исламе упоминается, что жизнь правоверных наполнится радостью и богатством. Каждый будет красив и молод, а такие чувства, как усталость и печаль исчезнут навсегда.
Название рая в исламе
Интересно, что у мусульман существует несколько слов, обозначающих рай. Богословы делят их на две группы, каждая из которых включает в себя большое количество определений.
Про рай в исламе говорится как про сад или сады, поэтому и обозначают его арабским словом «джаннат». Во многих священных текстах Джаннат употребляется именно в значении "райский сад" во всем многообразии его форм. Мусульмане очень часто при обозначении места, где их душа обретет вечные покой и радость, применяют в речи устойчивые словосочетания. Их можно рассматривать как названия рая, а также как его характеристики. Интересно, что в каждом из подобных выражений используется слово «джаннат». К примеру, рай нередко именуют "садом пристанища". На арабском это будет звучать как «джаннат аль-мава». Если рассмотреть иное название – «сад вечности», то в изначальном звучании это читается и произносится как «джаннат аль-хульд». Богословы очень любят использовать в своей речи названия рая из этой категории, так как считают их наиболее полно раскрывающими его суть.
В суннах и Коране рай часто подается в смысле обители, того места, где начинается главная жизнь каждого правоверного. Дело в том, что по представлениям мусульман его существование в этом мире является всего лишь подготовительным этапом. После него душа попадает в ахират – потусторонний мир, ради которого человек и совершал благие дела, стараясь заслужить вечную жизнь. Поэтому рай и считается обителью, что на арабском языке звучит как «дар». С этим словом образуются сочетания, представляющие собой варианты названий рая и его характеристику по аналогии с предыдущим вариантом. Например, в текстах нередко можно найти такое словосочетание, как «дар ас-салям», которое в дословном переводе обозначает «обитель мира». Если вам встретилось название «дар аль-мукама», то знайте, что оно тоже относится к раю, но переводится как «обитель вечного пребывания».
В общем, у мусульман существует не менее десяти названий рая, причем все они употребляются довольно широко. В первое время это путает верующих, недавно принявших ислам. Однако со временем они признают, что подобное обилие названий и эпитетов вполне оправдано, так как позволяет получить наиболее полное представление о том, какая жизнь ожидает их в раю.
Рай по-исламски: нюансы загробного существования праведников
Какая жизнь в раю по исламу ожидает праведников, которые совершали только богоугодные поступки и прославились хорошими делами? Этот очень важный вопрос хотя бы однажды задает себе каждый мусульманин, ведь ожидание вечной счастливой жизни после окончания своего пути в этом мире вдохновляет и поддерживает в трудные времена. Так что же нужно знать правоверным, соблюдающим все правила, составленные пророком Мухаммадом?
Каждый мусульманин должен понимать, что, несмотря на частое употребление во множественном числе и разнообразное описание, ад и рай в исламе представляют собой конкретные места. Не существует нескольких видов рая - он един, но располагается на разных уровнях. Данный нюанс необходимо уяснить в первую очередь, чтобы в дальнейшем не путаться в описаниях райской жизни, приведенных в Коране и суннах.
Богословы утверждают, что в раю мусульман ждет вечное блаженство. Их жизнь будет похожа на мечту, которая стала явью. Каждый праведник получит все то, чего ему хотелось иметь в жизни. Он будет иметь золото и украшения с драгоценными камнями, одежды из шелка и парчи, а рядом будут сидеть философы и те, кто также своей жизнью заслужил право находиться в раю. Интересно, но в исламе принято считать, что человек в раю будет нуждаться во всем том же, что и при жизни. Только получать он это будет самым необычным образом. К примеру, мужчина, попавший рай, окажется там не один, а со своими женами. С ними он будет иметь интимные отношения, но вот дети от этой связи появиться не смогут. Кроме жен, к праведнику смогут приходить гурии божественной красоты, запрета на близкие отношения с ними не существует. Подобные нюансы существенно отличают христианское и мусульманское описания рая.
Почему ислам уделяет такое большое значение данной стороне вопроса? На эту тему богословы спорят довольно часто, но обычно они заявляют о том, что Аллах так сильно возлюбил людей и пожелал вознаградить их за праведную жизнь, что создал рай, где каждый получает все, чего был лишен в мире. Здесь можно вкушать самые изысканные блюда, наслаждаться общением с красивейшими женщинами, а те, кому посчастливится попасть на самый высокий уровень рая, сможет лицезреть Аллаха. Это считается наиболее желаемой наградой за праведную жизнь для каждого мусульманина.
Интересно, что все души в раю будут иметь один возраст. Неважно, во сколько лет человек покинул бренную землю, по ту сторону черты ему всегда будет тридцать три года. Это правило касается и женщин, и мужчин.
Мусульмане в раю смогут не только вкушать необычные явства, но и пить вино. Оно не может опьянить, а вкус напитка сложно сравнить даже с самым изысканным вином, когда-либо созданным руками человека.
На сегодняшний день представления о том, как будет выглядеть жизнь в раю, в исламе используются во время проповеди. Когда перед богословами встает проблема привлечения новых последователей, они прибегают к красочному описанию райской жизни, уготованной праведникам. Нередко подобные описания применяют в своих проповедях и противники ислама. Используя отрывки текста из Корана, они представляют ислам грубой и приземленной религией, не пытаясь вникнуть в особенности данного течения.
Как выглядит рай?
О том, как выглядит рай, в исламе написано немало. Этой теме уделяется серьезное внимание во всех священных текстах. Мы уже упоминали о том, что рай представляет собой бесконечный сад, расположенный в нескольких уровнях. У него нет конца и края, однако души, размещенные на разных уровнях, могут при желании встречаться и общаться между собой.
Каждый, попавший сюда, будет наслаждаться благами вечно. То же уготовано и грешникам – им суждено бесконечно проводить время в муках. Рай и ад невозможно уничтожить, они будут существовать даже после гибели мира в том виде, в котором мы его знаем. Связана данная особенность с тем, что еще до сотворения всего сущего Аллах приложил усилия, чтобы создать эти два места. Поэтому они вечны и не поддаются известным людям законам и правилам.
Согласно тому, что изучается в исламе, в рае 8 дверей. Их охраняют ангелы, главным в ангельской страже является Ридван. Все праведники после Судного дня будут поделены на категории и в соответствии с ними помещены на разные уровни. Однако видеться души могу независимо от своего постоянного местонахождения.
Одной из отличительных черт рая является комфортная температура – праведники не будут мучиться от жары либо холода. Богословы утверждают, что целиком и полностью райские сады состоят из кирпичей, выплавленных из золота и серебра. Они будут издавать приятный аромат, напоминающий мускус. В Коране перечисляются и деревья, растущие в садах. По описанию они похожи на обычные плодовые деревья, но лишены их недостатков. К примеру, если растение имеет шипы, о которые можно пораниться, то в раю их не будет.
Нередко ученые-богословы проводят аналогию между описанием райских садов и представлениями о наслаждении и высшем благе, сложившимися еще у древних кочевых племен, проживающих на Востоке. Однако у многих народов бытовали подобные описания райских кущ. Это характерно для иудеев, христиан и других более древних религиозных течений.
На разных этапах становления ислама характеристики Джанната дополнялись и расширялись. Если изначально в описаниях было больше эмоций, то по мере укрепления религии образы приобретали четкость и отличительные черты.
О реках и садах
Так как рай представляет собой бесконечный и невероятно красивый сад, то естественно предположить, что он полон рек, прудов, озер и заводей. Праведники могут выбирать для себя реки с текущим медом или вином, а при желании в раю можно отыскать и молочные реки.
По поводу разделения сада на несколько частей богословы спорят до сих пор. Они уверены, что в нем находится несколько садов:
- Адн.
- Фирдаус.
- Мава.
- Наим.
Каждый предназначен для тех или иных праведников. Самым прекрасным из этих мест является Адн. Однако не все богословы согласны с таким распределением территории райского сада. По их мнению, Адн – это конкретное место в раю. Неизвестно, что это – река, город, дворец или шатер. Но в любом случае праведники будут испытывать здесь невероятное блаженство.
Реки сада тоже имеют свои названия:
- Сальсабиль.
- Тасмим.
- Маин.
- Каусар.
Последняя считается наиболее полноводной и самой красивой. Каусар предназначена специально для Пророка, в нее впадают все остальные реки райского сада.
Неизвестно, как именно могу течь реки по всем уровням рая одновременно. В Коране об этом не говорится, но ни один из богословов не может объяснить и расположение уровней относительно друг друга. Скорее всего, они не подчиняются законам физики и могут находиться даже в разных измерениях. Почему ислам в описании рая не раскрывает данный вопрос? Богословы считают, что Аллах велик и его чудесам нет предела. А значит и человеку не нужно пытаться найти объяснений всему.
Степени рая в исламе
Каждый уровень райских садов имеет свое название и врата. Они предназначаются для размещения праведников разных категорий, об этих группах упомянуто в Коране. Мы отметим каждую райскую ступень:
- Дар аль-хульд. Покинуть эту часть праведникам не удастся, ведь недаром она называется «жилище вечности». Аллах наградил души, попавшие сюда наивысшим блаженством, которое будет длиться вечно, если Он не решит иначе.
- Дар ас-салам. Здесь все праведники находятся в мире, так как они защищены от бед и неприятностей. Аллах помогает им в любых начинаниях и призывает к нахождению именно в этом месте.
- Дар аль-мукама. В жилище пребывания праведники защищены от усталости и утомления. Они вечно будут полны сил и намерений совершать благие поступки.
- Джаннат аль-мава. Мусульмане называют эту часть рая «садом приюта» и она относится к самым красивым.
- Джаннат Адн. Этот сад можно считать полным аналогом библейского Эдема.
- Аль-Фирдаус. Об этой части рая особенно много написано в священных текстах. Здесь находится все, что только может вообразить человеческий разум. Поэтому именно сюда стремятся попасть все мусульмане, тем более, что выше располагается Трон Аллаха и все, находящиеся на этом уровне, получат право лицезреть Творца.
- Джаннат ун-на. В сады на данном уровне будут направлены те, кто совершал только благие дела в своей земной жизни.
- Аль-макам. Сюда Аллах вознамерился поместить богобоязненных людей. Те, кто не делал дурных дел из любви и страха перед Всевышним, будут вечно находиться в этом саду.
- Аль-амин. Название этого райского сада имеет в переводе с арабского несколько значений, но все они связаны с безопасностью.
- Макад сыдк. Этот сад считается обителью правды, где исполняются истинные желания. Если вы хотите получить любовь, то именно это и станет вашей наградой в раю. Однако желание должно быть самым сильным.
Богословы не имеют представления о том, как и чем уровни разделяются. Однако они уверены в том, что только Аллах в праве решать, кто и куда будет направлен, а также сможет ли человек покинуть пределы того либо иного райского сада.
Рай для праведниц
В исламе в описаниях рая для женщин и мужчин практически невозможно отыскать различий. Однако некоторые существенные отличия все же можно проследить. После смерти в своем земном обличье праведницы попадают в рай в возрасте тридцати трех лет. Однако это не единственное изменение, которое Аллах уготовил им.
Все жены, которые при жизни чтили Коран, выполняли все правила, а также хранили любовь и верность своим мужьям, возродятся в раю в невероятном обличье. Их красота будет совершенна, и они смогут превзойти даже гурий, которые в миллиарды раз прекраснее земных женщин. Праведницы, гуляя по райскому саду, станут его настоящим украшением, а их аромат и очарование – наградой для мужей.
Каждая из праведниц получит дар изумлять всех окружающих своими мудрыми речами и остротой ума. Пение женщин будет способно услаждать уши даже самого придирчивого критика. А если добавить к этому духовную и физическую чистоту, то станет понятно, насколько прекрасными праведницами заполнит Аллах райский сад.
В священных текстах говорится о том, что все жены без исключения обретут после возрождения притягательность, женственность и чувственность. Близость с ними превратится в необыкновенное наслаждение, к тому же каждую ночь для своих мужей они будут превращаться в девственниц.
Аллах обещает мужьям и женам вечную любовь в райских садах. Влюбленные повсюду будут сопровождать друг друга и освещать своим светом растения и деревья, а также всех обитателей рая. Если у женщины было в течение жизни несколько мужей, то в раю она сможет выбрать одного из них. И именно с ним будет длиться вечная любовь.
Существует категория мусульманок, павших в борьбе за веру в ислам. Что ждет в раю женщин из этой группы? У таких праведниц немного иная судьба. В раю для них уготованы семьдесят два юноши, которые окружат женщин любовью и заботой. По красоте они смогут соперничать с гуриями, а по своей сути являются их подобием только в мужском обличье.
Если сравнивать христианство и ислам по двум самым ярким категориям "Ад" и "Райский сад", то различия между двумя самыми древними религиозными течениями в отношении загробной жизни станут хорошо заметны. В православии и католицизме не принято давать отдельные характеристики рая для мужчин и женщин. В этом можно убедиться, прочитав Священное Писание. В исламе рай для женщин изобилует красочными подробностями полученных даров, картинами благ и наслаждений, которые будут ждать праведницу после окончания ее жизненного пути.
Есть ли в райских садах животные?
На протяжении всей жизни человека сопровождают животные. К некоторым он так привязывается, что испытывает настоящую тоску после смерти живого существа. Поэтому рано или поздно у каждого мусульманина возникают мысли о том, есть ли животные в раю.
Ислам на этот счет высказывается однозначно – в Судный день они тоже будут воскрешены и подвергнутся суду. Однако у животных нет той степени разум как у человека, поэтому они лишены понимания добра и зла, а также других категорий, которыми Аллах оценивает деяния каждой души. Но все же в Коране упоминается, что к животным будет применяться своя мера суда. Если они полностью выполнили свое земное предназначение, то им полагается награда, об особенностях которой в священных текстах не написано. Известно, что после Судного дня все тела животных обратятся в прах, но души их обладают бессмертием так же, как и людские.
В целом судьбы их душ не определены, поэтому сложно сказать, что им уготовано. Это ведомо только Аллаху, но существуют десять животных, которые сумели заслужить место в раю тем, что помогали праведникам или защищали их от зла. Перечислять их всех мы не будем, а лишь отметим нескольких. В этот список попал бык Ибрагима, муравей Сулеймана, верблюдица Салиха и так далее.
Кроме данной категории животных, для жизни в раю предназначены те, которые были принесены в жертву Аллаху. Им полагается награда в виде нахождения в роскошных садах вместе с праведниками и праведницами.
Несколько слов о джиннах
В священных текстах говорится не только о людях, но и о джиннах. Эти существа тоже имеют душу и разум, а значит волю и право выбора. В Судный день они подобно людям предстанут перед Аллахом, который решит их судьбу.
Джинны могут быть верующими. В этом случае они придерживаются праведной жизни и выполняют все, что необходимо, чтобы попасть в рай. Но есть и те, которые творят зло и будут направлены Аллахом в ад.
Дорога в рай для мусульманина
Большая часть верующих ежедневно беспокоится о том, как заслужить рай. В исламе для этого существует множество путей, и все они озвучены в Коране. Поэтому каждый может воспользоваться подсказкой и обеспечить себе вечную жизнь, полную наслаждений. Мусульмане знают, что на протяжении всей человеческой жизни Всевышний испытывают их, а потому приготовил ни одну возможность попасть в рай.
Много внимания в Коране уделено выплате закята. Он представляет собой своеобразную милостыню, но давать ее необходимо регулярно и не только тем, кто просит. Скорее, наоборот. Каждый правоверный должен знать, кто и в чем из его ближних испытывает нужду. Поэтому давать деньги необходимо легко и с радостью. Сегодня многие мусульмане предпочитают забывать о полноценной выплате закята. Но и они попадут на Судный день, где им придется отвечать за свое равнодушие. Богословы утверждают, что тот, кто заботится о благосостоянии других людей и помогает им от чистого сердца обязательно попадет в рай.
Существует еще несколько способов, как попасть в рай. Ислам дает человеку множество возможностей избежать после смерти адских мучений. К примеру, мусульманин, который уверовал во Всевышнего, соблюдает пост в Рамадан и ежедневно молится, имеет все шансы попасть в райские сады.
В Коране указано, что вечное блаженство обещано тем, кто построил при жизни мечеть в честь Аллаха и верующих в него. Богословы утверждают, что для таких праведников в раю будут выстроены шатры той же величины, что и возведенная ими мечеть. Всевышний украсит их жемчугом и драгоценными камнями и покроет парчой, расшитой золотом.
Особо почетных мест в райских садах будут удостоены праведники, совершающие молитвы в холодную погоду, а также те, кто идет в мечеть с желанием отстоять и прочитать сразу несколько молитв Аллаху.
Отдельно Всевышний упоминал и о мусульманах, хранящих себя от греха. При этом подразумевается два вида неблаговидных поступков: бранные слова и половая распущенность. В исламе в одинаковую степень греха возводятся оба эти деяния.
Перед смертью мусульманин тоже имеет шанс открыть себе путь в рай. Если правоверный уходит в мир иной без обиды на близких и когда-либо случайно встреченных людей, не имея за собой долга – морального и денежного, а также без чувства высокомерия к человеческим душам, животным и джиннам, то он попадет в Джаннат.
Каждый мусульманин, желающий обрести вечное блаженство, должен повторять все имена Аллаха. Их у Всевышнего девяносто девять и называть их нужно в молитве ежедневно. А еще лучше уделять этому занятию время дважды в сутки.
Мухаммад говорил о том, что попасть в рай может любой мусульманин, совершающий добрые дела для других правоверных. Даже один-единственный поступок может быть оценен Аллахом очень высоко и стать поводом для путешествия в райские сады.
Если вы внимательно читали данный раздел, то, думаем, поняли, что Всевышний в Судный день заберет в рай тех, кто творил добро, хранил себя и своих близких от греха, совершал все молитвы и выполнял все правила, перечисленные Пророком.