Как "теория поэтапного формирования умственных действий" изменит твою жизнь
Жизнь - это постоянное развитие. Мы учимся чему-то новому каждый день. Но как эффективно усваивать новые знания и навыки? Ответ дает теория поэтапного формирования умственных действий. Она поможет кардинально изменить подход к обучению и добиться лучших результатов.
Суть теории поэтапного формирования умственных действий
Автором теории является выдающийся отечественный психолог и педагог Петр Яковлевич Гальперин. Он начал разрабатывать ее в середине XX века, опираясь на идеи Л.С. Выготского о тесной взаимосвязи психических процессов и внешней деятельности человека.
Гальперин утверждал, что любое умственное действие начинается с внешней предметной деятельности, а затем постепенно интериоризируется - переходит во внутренний план. Так человек приобретает способность мыслить образами о том, чего в данный момент не видит.
Поэтапное формирование умственных действий происходит следующим образом:
- Формирование мотивации к освоению нового навыка
- Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения
- Материальная база для выполнения действия (предметы, схемы)
- Выполнение действия в материальном виде с опорой на ориентиры
- Выполнение действия во внешней речи
- Выполнение действия про себя, в уме
Рассмотрим на конкретном примере из начальной школы, как происходит "теория поэтапного формирования умственных действий" при изучении темы "Приемы сложения +4 с переходом через десяток":
- Учитель создает мотивацию, объясняя, зачем нужно освоить этот навык
- Напоминает правила сложения и как составить число 4 из частей (2+2 или 3+1)
- Готовит раздаточный материал - карточки с примерами
- Ученики выполняют сложение на карточках вслед за указаниями педагога
- Проговаривают вслух свои действия и рассуждения
- Решают примеры мысленно без опоры на материал
Такой планомерный подход позволяет эффективно формировать новые умения, постепенно доводя их до автоматизма. Сначала каждый этап проходится полностью, а затем все более сокращенно.
Как теория улучшит запоминание информации
Главная практическая польза заключается в том, что поэтапное формирование умственных действий помогает обеспечить непроизвольное, машинальное запоминание нужного материала. Ребенок усваивает знания не путем зубрежки, а в процессе выполнения конкретных действий.
Это значительно облегчает освоение новой информации. Как показывает практика, дети способны заниматься сложными вещами и понимать абстрактные взаимосвязи гораздо раньше, если подойти к обучению правильно.
Ученики Гальперина и его последователи доказали: используя такой поэтапный подход, можно научить дошкольников читать, писать и считать всего за несколько месяцев в игровой форме.
Концепция на практике продемонстрировала свою универсальность. Ее активно применяют при разработке различных обучающих программ в школах и вузах. Она позволяет выстроить процесс обучения так, чтобы максимально эффективно передать учащимся необходимые знания и навыки.
Условия эффективного применения теории
Чтобы технология поэтапного формирования умственных действий работала как надо, нужно соблюдать ряд обязательных условий:
- Пошаговая инструкция выполнения действия from внешних ориентиров
- Обеспечение предметной базы (материалы, средства)
- Контроль правильности выполнения на каждом этапе
- Постепенный переход от материальных действий к идеальным представлениям
Для успешного применения теории педагоги должны:
- Ставить конкретные задачи перед учениками
- Разрабатывать подробные инструкции
- Готовить наглядные пособия
- Организовывать повторение освоенных действий
При соблюдении этих правил и рекомендаций теория Гальперина позволяет вырабатывать прочные знания, умения и навыки как у детей, так и у взрослых.
Пример использования теории на практике
Рассмотрим конкретные примеры того, как применяется теория поэтапного формирования умственных действий в реальной жизни.
В школе эта технология может использоваться на разных предметах и при изучении разных тем. Например, на уроке географии нужно запомнить названия рек или гор. Сначала дети работают с настенной картой, показывая и называя объекты вслед за учителем. Затем в парах тренируют это на основе своих атласов. И наконец отвечают устно у доски уже без опоры на карту.
Студенты вузов могут применять этот подход при подготовке к экзаменам. Сперва изучают материал по конспектам и учебникам, затем пересказывают вслух, используя записи в качестве плана. А перед экзаменом проговаривают все мысленно, представляя страницы конспекта.
На работе эта теория помогает быстро осваивать новые навыки. Например, сотруднику нужно разобраться в использовании сложной компьютерной программы. Сперва пошагово разбирает интерфейс и инструменты по мануалу, затем тренируется выполнять задачи вслух, опираясь на свои заметки. А потом уверенно применяет полученные умения на практике.
Ограничения теории
Несмотря на многочисленные достоинства, у теории есть и определенные ограничения.
Во-первых, она предполагает строго регламентированную схему обучения, что не всегда уместно. Иногда требуется более гибкий подход.
Во-вторых, технология не учитывает личностные особенности и инициативу обучаемого. Она эффективна на начальном этапе, а потом тормозит самостоятельное творческое применение знаний.
Поэтому для старших школьников и взрослых лучше сочетать ее с другими методиками. Например, использовать на этапе освоения нового навыка, а затем предоставлять свободу для самореализации.
Перспективы развития теории
Со временем принципы теории поэтапного формирования умственных действий были дополнены и развиты последователями Гальперина.
Одна из современных концепций, основанных на его идеях, - это развивающее обучение. Оно тоже базируется на обусловленности мышления внешней предметной деятельностью.
В будущем возможно создание комплексной дидактической системы, интегрирующей лучшие стороны теории Гальперина и других подходов. Это позволит наиболее полно раскрыть потенциал обучаемых.
Советы по эффективному обучению
Чтобы легче усваивать новые знания, рекомендуем использовать следующие приемы:
- Разделяйте материал на небольшие логические блоки
- Делайте короткие 5-10 минутные перерывы каждый час
- Пересказывайте пройденное вслух своими словами
- Задавайте по ходу обучения уточняющие вопросы
- Тренируйте полученные знания на практике
Эти советы помогут лучше концентрировать внимание и облегчат запоминание.
Как изменить подход к жизни
Принципы теории поэтапного формирования действий можно успешно использовать не только для учебы, но и в повседневной жизни.
Например, вы решили заняться спортом. Сперва изучаете информацию о разных видах, выбираете подходящий. Затем составляете пошаговый план тренировок. И уже на основе него приступаете к занятиям. Такой подход поможет достичь цели быстрее и эффективнее.
Истории читателей
Многие наши читатели делятся опытом успешного применения теории Гальперина в жизни.
Например, Андрей рассказывает: «Я всегда плохо запоминал информацию. А тут решил пойти на курсы по программированию. Сперва думал, что быстро все забуду. Но преподаватель как раз использовал поэтапный подход из этой теории. И я смог довольно легко разобраться в сложном материале!».
Полезные ресурсы
Для более подробного изучения теории Гальперина рекомендуем следующие источники:
- Книга Н.Ф. Талызиной "Формирование познавательной деятельности младших школьников"
- Статья "Поэтапное формирование умственных действий" в психолого-педагогическом журнале
- Видеолекция Иванова И.И. "Теория планомерного формирования умственных действий"
Также советуем познакомиться с современными последователями Гальперина, которые развивают и творчески перерабатывают его идеи применительно к задачам сегодняшнего дня:
- Данилов М.В. - теория развивающего обучения
- Решетова З.А. - концепция интеллектуального воспитания
- Асмолов А.Г. - системно-деятельностный подход в образовании
Применение теории педагогами
Для успешного применения теории Гальперина в обучении педагогам важно:
- Четко ставить конкретные задачи занятия
- Пошагово разъяснять последовательность действий
- Готовить раздаточные материалы для отработки навыков
Это позволит на практике реализовать основные принципы поэтапного подхода к формированию необходимых умений.
Почитайте книгу Паламарчук В.Ф. "Школа учит мыслить"-1979 г. и Вы увидите, что данный тезис является, мягко выражаясь, неверным.