Поэт Эмиль Верхарн: биография и творчество

Символизм – это крупное направление в литературе, основные принципы которого – использование элемента недосказанности, загадочности, таинственности. Авторы, работающие в этом направлении, передавали смысл своих произведений при помощи знаков и символов (отсюда и название - символизм).

Это течение возникло в конце XIX столетия во Франции. Сам термин был впервые употреблен поэтом Жаном Мореасом в названии его манифеста. В начале следующего века символизм получил распространение в других странах, в том числе и в России.

Великими литературными деятелями, приверженцами этого направления, являются Александр Блок (Россия), Анри де Ренье (Франция), Генрик Ибсен (Норвегия), Эдгар Аллан По (США) и другие. Среди них – Эмиль Верхарн. Этого бельгийского поэта можно считать одним из основателей символизма.

Биография Эмиля Верхарна

Будущий писатель родился 21 мая 1855 года в Бельгии, в городе Синт-Амандс, что находится в провинции Антверпен.

В 11 лет Верхарн поступил в иезуитский интернат в Генте. Окончив его, поступил в Левенский католический университет на факультет юриспруденции. Во время обучения Эмиль Верхарн познакомился с молодыми писателями, основавшими литературный журнал «Молодая Бельгия». Вдохновившись этим, сам начал писать: первые статьи Верхарна публиковались в студенческих журналах.

После выпуска из университета какое-то время он пытался работать юристом, но профессиональная практика Верхарна ограничилась двумя разобранными делами. Он решил полностью посвятить себя творчеству.

В 1883 году вышел первый сборник стихов Эмиля Верхарна «Фламандки». Вдохновением послужили работы живописцев Давида Тенирса-старшего и Яна Стена.

Следующий сборник - «Монахи» (1886) был неудачен. Вкупе с проблемами со здоровьем это вызвало у Эмиля Верхарна внутренний кризис: поэт был мрачен и полностью ушел в себя. Именно тогда поэт обратился к идеям символизма и создал циклы «Вечера», «Крушения» и «Черные факелы».

В августе 1891 года состоялась свадьба Верхарна и художницы Марты Массен. Поэт посвятил жене несколько лирических сборников.

В начале XX века творчество Эмиля Верхарна обрело известность - его стихотворения были переведены на несколько десятков языков. Когда началась Первая мировая война, поэт переехал в Англию, где создал сборник «Алые крылья войны».

Верхарн погиб 27 ноября 1916 года, попав под колеса поезда.

Творчество. Сборник «Фламандки»

Этот сборник – ранний этап творчества Эмиля Верхарна. В своих стихотворениях поэт рисует картины привычной для себя реальности и родного быта. Как и многие бельгийские писатели того времени, Верхарн изображает свою Родину и народ: фермы, разбросанные на равнинах, деревни, церкви, монастыри.

Сборник «Фламандки» в деталях демонстрирует читателю обычный крестьянский быт и сцены сельской жизни, воспевая красоту природы и местных женщин.

Цикл произвел хорошее впечатление на авангардистов, однако не был принят в родном для поэта Синт-Амандсе. Дошло до того, что родители Верхарна попытались выкупить все опубликованные экземпляры книги и уничтожить их.

«Вечера», «Крушения» и «Черные факелы»

После плохих отзывов о втором сборнике в жизни поэта наступил не самый лучший период. Практически ничего не осталось от его романтизма, которым характеризуется раннее творчество Верхарна.

Вышедшие в это время сборники позже будут названы «трагической трилогией». В них также упоминается природа Фландрии, но уже в совершенно другом ключе. Если в первом сборнике поэт выступал как отстраненный созерцатель местных пейзажей, то на данном этапе творчества он словно погружен в них, переживая все их беды и трагедии.

«Трагическая трилогия» имеет социальный смысл. Верхарн изображает не только абстрактные картины природы, но и вполне конкретное явление – нищету.

«Буйные силы»

Еще один сборник, который можно отнести к более позднему творчеству поэта – «Буйные силы», вышедший в 1902 году. В нем Верхарн поднимает темы социального героизма, судьбы человечества и его тяжелой борьбы с природой.

В стихотворениях, вошедших в этот сборник, поэт создал образы, олицетворяющие определенные исторические этапы. Например, в стихотворении Эмиля Верхарна «Банкир» главный герой предстает как некий новый хозяин этого мира, который «своим хотением подчиняет рок» и «решает судьбы царств и участь королей».

Также можно заметить и другие образы - исторические и мифические. Они олицетворяют прогресс, героизм, борьбу и творческие свершения.

Комментарии