Утопия - это модель идеального государства
Существует две версии происхождения слова утопия. Это место, согласно первой из них, которого нет (u – нет, topos – место, греч.). А по второй – блаженная страна (eu – благо, topos – место). Сам термин был впервые применен в названии книги Т.Мора. В последующем он стал нарицательным, обозначая различные вымышленные страны с идеальным общественным строем и нереальные планы, содержащиеся в сочинениях и трактатах о различных социальных преобразованиях.
Утопия – это выражение интересов определенных социальных слоев, не находящихся, как правило, у власти. Она выполняет важные познавательные, воспитательные и идеологические функции. Нередко служила как форма выражения революционной идеологии.
Также утопия – это своеобразная форма общественного сознания, направленная на осмысливание социального идеала, попытки предвосхитить будущее, критику существующего строя. В эпоху Возрождения она выражалась в описании совершенных государств, которые будто где-то есть либо существовали ранее. Свое распространение она получила в древнем и средневековом Китае (сочинения Лао-цзы, Мо-цзы), а также у народов Среднего и Ближнего Востока (Ибн Баджа, Аль-Фараби).
В 17 и 18 веках были распространены утопические трактаты, а также проекты политических и социальных реформ. А начиная с середины 19 века, утопия становится специфическим жанром литературы о проблеме моральных ценностей и социального идеала. Множество утопических произведений в 20 веке было написано Г.Уэллсом.
В самом широком смысле утопия – это какая-то определенная универсальная схема, которая, по убеждению ее сторонников, поможет разрешить существующие в обществе противоречия. Для нее характерны: антиисторизм, склонность к формализму, отрыв от реальности, преувеличенная роль воспитания и законодательства, надежда на поддержку лиц, находящихся у власти.
Как противопоставление существует антиутопия, которая призывает к отказу от социального идеала и примирению с существующим в государстве строем, для того чтобы избежать худшего будущего. Зачастую антиутопия выражается в том, что изображает социальные идеалы противников (нередко в карикатурной форме).
Социальная утопия Платона – одна из первых концепций подобного рода. Согласно его теории, государство представляет собой сознательное усиление, концентрацию справедливости и красоты. Для того чтобы этого достигнуть, люди должны выполнять строго определенные функции, соответствующие свойствам их души и природным способностям.
Душа включает в себя три составляющих – волевую, разумную и аффективную. В зависимости от преобладания тех или иных частей происходит распределение государственных функций. Волевая часть души преобладает у воинов, которые защищают население от врагов. Разумная часть - у философов, которые занимаются управлением государством. Аффективная – у крестьян и ремесленников, занимающихся материальным производством и обеспечивающих государство необходимой продукцией.
Социальная утопия, по Платону, основывается на том, что в результате закрепления за каждым сословием добродетелей (у воинов – мужество, у правителей – мудрость, у ремесленников и крестьян – умеренность) и благодаря существующей жесткой иерархии в государстве реализуется высшая добродетель – справедливость, приводящая к гармонии. Таким образом, интересы личности приносятся в жертву во имя общего блага.
В настоящее время понятие утопии несет в себе ряд положительных моментов. В частности, дает возможность предположить то, что произойдет в будущем, а также избежать ряда отрицательных социальных последствий деятельности людей. Не утратила своего значения она и во многих фантастических литературных произведениях.