Цепь поставок - это... Понятие и классификация

Уж если и есть что-то вечное в нашем индустриальном мире, то это логистика. Являясь по сути вспомогательным видом деятельности, современная логистика ушла далеко вперед в сравнении со многими производственными отраслями. Революционные изменения прежде всего касаются нового подхода в виде УЦП - управления цепями поставок. За этой аббревиатурой стоит принципиально новое отношение к современному производству в целом.

Один факт переименования самого авторитетного международного института в сфере логистики из Совета управления логистикой (Council Of Logistics Management) в Совет по управлению цепями поставок (Council Of Supply Chain Management) говорит о многом.

Что именно принесли логистические цепи поставок? Попробуем разобраться.

Формулировки и уточнения

Если рассуждать с точки зрения команды исполнителей поставки, то цепь поставок – это совокупность организаций, которые участвуют в данной поставке: поставщиков, потребителей, производителей, посредников. Все они связаны единой технологической линией исполнения.

Если же рассуждать с процессной точки зрения, то цепь поставок – это совокупность процессов создания дополнительной стоимости в участках цепи для удовлетворения требований потребителя.

Обе формулировки хороши и вполне приемлемы для цитирования в зависимости от контекста. Так или иначе, это совокупность, образованная технологическими связями.

Если разобраться, то цепь поставок – это группа последовательно связанных поставщиков и потребителей, каждый из которых взаимодействует с соседями и получает по ходу процесса новую роль. Каждый потребитель становится поставщиком для следующих в цепочке участников.

Обычно такой цепью командует центральная компания (часто это генеральный подрядчик), которая формирует цепочку, выбирает участников, расставляет их по местам. Все хорошо знают свои места и понимают свои задачи и их последовательность: это одно из главных достоинств процессов в цепи поставок.

Поставщики и потребители

Участники логистических цепей также делятся на уровни:

  1. Поставщики и потребители первого уровня – это компании, которые связаны договорными обязательствами с центральной организацией – генеральным подрядчиком.
  2. Участники цепочки второго уровня являются по сути поставщиками поставщиков и потребителями потребителей первого уровня.

Часто одним вторым уровнем дело не обходятся. Любой участник цепочки может выстроить собственную цепь поставок и играть роль центрального подрядчика на своем участке. Таким образом, современные цепи поставок могут принимать причудливый и сложный разветвленный рисунок, главное в котором – четкая и логичная последовательность действий каждого «игрока».

Классификация цепей поставок в логистике

Классификации обычно производятся по нескольким критериями, и поставки – не исключение. Вот как они подразделяются:

  • по разветвленности – числу уровней поставщиков и потребителей;
  • по типу доставляемого продукта;
  • по национальной или географической принадлежности.

По числу уровней участников цепи поставок могут быть следующими:

  1. Прямая цепь поставок – это относительно простая последовательность действий с центральной компанией во главе. Все поставки выстраиваются вокруг генерального подрядчика. Количество участников может быть самым разным. Главным является то, что все они напрямую связаны с центральной компанией.
  2. Максимальная цепь поставок – это более сложная комбинация из центрального подрядчика и двух многонаселенных групп. В группе слева взаимодействуют все контрагенты, а в группе справа – посредники и сети распределения до самого конечного потребителя.

По типу доставляемого продукта цепи поставок делятся на две большие группы:

  1. Поставки товаров. Здесь все понятно.
  2. Поставки услуг. К ним могут относиться самые разные сопутствующие услуги типа складирования и хранения, страхования, управления запасами в цепях поставок, оформления таможенных документов, ремонта и т.д.

Национальные и международные поставки

Еще один вид классификации по «географическому» критерию:

  1. Национальные цепи поставок производятся на территории одного государства со всеми вытекающими последствиями. Организация таких цепочек намного проще, ведь и сырье, и расходные материалы добываются и производятся здесь же, на родной территории. В таких случаях нет проблем во многих вопросах: к примеру, с таможенными декларациями или разным подходом к оформлению договоров. Но и в учебниках, прямо скажем, логистические операции национального масштаба не изучаются.
  2. Международные цепи поставок – совсем другое дело по сложности и по экономической эффективности. Большинство современных логистических схем являются именно международными. Логисты первыми поняли значение и перспективы нового понятия – единого мирового экономического пространства.

Глобальные системы цепи поставок

К явлению глобализации можно относиться по-разному: аргументы у сторонников и противников в общем серьезные. Но профессиональные логисты будут всегда голосовать за глобализацию, потому что она расширяет горизонты. Особенно если это касается цепочек поставок без границ. У процесса глобализации есть признаки:

  • появление мировых валют;
  • ценообразование, независимое от национальных установок;
  • свобода от национального регулирования на оффшорных зонах;
  • формирование экономических трансатлантических союзов и ассоциаций.

Глобальные цепи поставок выходят за границы не только государств, но и континентов. Национальная принадлежность покупателей и продавцов теряет свое значение с поразительной быстротой и никак не влияет на формирование процессов.

Звенья цепей могут располагаться в разных странах. Чаще всего производство продукта располагается вблизи источника сырья и в местах с традиционно низкой оплатой труда. Дальше продукция через распределительные структуры попадает в самые разные регионы к конечному потребителю. Цепи поставок могут пересекать государственные границы много раз, главное – последовательность, снижение издержек, скорость и общее высокое качество.

Тренды и факторы дальнейшего развития

Управление цепями поставок не стоит на месте. По данным авторитетнейшей компании Gartner Research, значение логистики будет расти и дальше благодаря следующим факторам:

  • Быстрому росту и открытию новых рынков в развивающихся странах, которые в еще большей степени расширят возможности цепей поставок. Примером может служить популярнейший тренд размещения отверточных производств на территории таких стран (к примеру, автомобилестроение).
  • Изменениям, которые происходят с космической скоростью в международной торговле, в особенности на сырьевых рынках. У логистов исчезает время на планирование. Победят те, кто умеет быстрее реагировать на изменения и кто знает, что обозначает слово «диверсификация».
  • Бурному расцвету аутсорсинга, который заставляет логистов становиться реальными многопрофильными экспертами. Сейчас требования к квалификации логистов в серьезных компаниях возросли в десятки раз: логистика становится одним из ключевых факторов успеха практически в любой компании, вне зависимости от ее профиля.
  • Огромному спросу на модульные стандартизированные решения в цепях поставок. Высокое качество услуг в логистике сейчас даже не обсуждается, оно подразумевается по умолчанию как для стандартных модулей, так и для индивидуальных схем поставок.

Уникальный проект «Совет MIT 2020»

MIT – это знаменитый Массачусетский технологический университет, а «Совет MIT 2020» - интереснейший долгосрочный проект, созданный в университетском центре по управлению цепями поставок. Проекту уже одиннадцать лет, его целью было определение факторов, которые будут влиять на успех цепей поставок в будущем – к 2020 году.

Два утверждения в виде гипотез (их еще нужно доказать) были сформулированы заранее:

  1. Гипотеза 1: феномен «лучшая практика» не работает и не существует.
  2. Гипотеза 2: компании с хорошо поставленным УЦП побеждают конкурентов. УЦП во многом заменяет часть корпоративной стратегии.

Мировые лидеры в УЦП на сегодняшний день

В рамках проекта «Совет 2020» MIT также занимается мировыми логистическими рейтингами. Лидерами в сфере УЦП были определены компании Amazon, P&G, Apple, Dell, IBM, McDonald's, POSCO, и Wal-Mart по следующим критериям:

  • Наличие специальной стратегии УПЦ в рамках корпоративной бизнес-стратегии.
  • Специальная рабочая модель выполнения основной бизнес-стратегии и планирования цепей поставок.
  • Баланс поставленных целей с ориентацией на него бизнес-стратегии и рабочей модели.
  • Оптимизация и минимизация числа звеньев (объектов логистики) в цепях поставок.

Проект продолжается, и профессиональные логисты мира с нетерпением ожидают его результатов. В частности, подтвердятся ли, например, две входные гипотезы? Пока все идет к этому…

Заключение

Если ваши дети не знают, куда пойти учиться, посылайте их в университеты, где есть специализация по логистике, не прогадаете. И сами идите туда учиться, если позволяют обстоятельства. А темами курсовых берите УЦП. Смелость, аналитика, форс-мажорные скачки адреналина в крови, огромное пространство для красивых творческих решений, международные карьерные возможности – что еще нужно человеку с хорошей головой и желанием двигаться по жизни? Успехов!

Комментарии