Бронированные "Уралы": технические характеристики, особенности конструкции и фото

Боевые действия в локальных конфликтах и войнах характеризуются вооруженным противоборством коммуникаций и техники. Комплекс технических и организационных мероприятий осуществляется для обеспечения безопасного прохождения колонн по установленным маршрутам движения. Повышение защиты автотранспорта от огневого воздействия противника является одной из таких мер.

Бронированные автомобили "Урал-4320"

Воинские части Вооруженных сил РФ во время первой чеченской кампании получили определенное количество бронированных автомобилей этой модификации с локальной защитой. Практическое использование автомобилей сразу же получило положительные оценки, несмотря на несовершенство конструкции.

В ходе второй чеченской кампании и проводимых в Северо-Кавказском регионе контртеррористических операций был учтен полученный опыт. Объединенная группировка войск, в том числе органы и воинские части МВД РФ и войска Министерства обороны, получила большое количество бронированных "Уралов-4320".

Одинаковая конструкция всех машин сказалась на методе бронирования, выполненном по единому образцу:

  • Передняя часть автомобиля полностью закрыта с трех сторон.
  • Кабина водителя защищена бронелистами. Обычные стекла заменяются на пуленепробиваемые стеклоблоки меньшего размера.
  • Топливный бак и основные элементы трансмиссии закрываются бронелистами.
  • В кузове устанавливается собранный из стальных бронелистов открытый сверху короб. В кормовой части располагается двустворчатая дверь, закрываемая изнутри.

Бронированные "Уралы" в Чечне эксплуатировались без тентов и окрашивались в однотонный темно-зеленый цвет, выгоревший на солнце. В передней части бронекоробов нередко устанавливалось пулеметное вооружение - крупнокалиберные пулеметы НСВ "Утес" или 7,62-миллиметровые ПКМ.

Бронированные автомобили "Урал", оснащенные круглыми барбетами и предоставленные в распоряжение воинских формирований МВД РФ, окрашивались в аналогичный темно-зеленый оттенок, выгоревший на солнце. Часто можно встретить машины, окрашенные в темно-желтый однотонный цвет.

Семейство "Тайфун"

Бронированные "Уралы" "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей высокого уровня защиты, разработкой которого занимались 120 предприятий. В результате было выпущено три прототипа - КамАЗ-63968 "Тайфун-К", КамАЗ-63969 "Тайфун" и, собственно, "Урал"-63095 "Тайфун-У".

По уровню защиты бронемашины относятся к классу MRAP и обладают устойчивостью к воздействию мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов.

"Урал"-63095 "Тайфун"

Модульный многофункциональный бронеавтомобиль категории MRAP с защитой от бронебойных пуль крупного калибра 14,5 миллиметра, фугасов, самодельных взрывных устройств мощностью до 8 килограмм в тротиловом эквиваленте и стрелкового вооружения. Может применяться для биологической, химической, инженерной и радиационной разведки, перевозки личного состава (в зависимости от модификации бронированного "Урала" - от 12 до 16 человек, не считая трех человек экипажа), санитарных целей, разведки, радиоэлектронной борьбы.

Технические характеристики "Тайфуна"

Автомобиль возведен на базе трехосного, рамного, капотного, полноприводного шасси. Полная масса бронированного "Урала" по ТТХ составляет 24 тонны, мощность двигателя - 450 лошадиных сил. В паре идет шестиступенчатая автоматическая трансмиссия и двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Установлена независимая гидропневматическая подвеска с возможностью регулировки клиренса. Шины оснащены системой автоподкачки и противовзрывными вставками. Рулевое управление с двухсторонним гидроусилителем.

Мощный двигатель и высокий клиренс обеспечивают отличную проходимость: "Урал" способен преодолеть брод глубиной 1800 сантиметров, подъем до 60 % и вертикальную стену высотой 0,6 метра. Запас хода — до 1800 километров благодаря двум топливным бакам по 300 литров. Броня комбинированная, выполнена из керамики и стали, навесная и разнесенная. Боевой модуль с дистанционным управлением выполняет роль вооружения. Бойницы позволяют вести огонь из стрелкового оружия.

Новая серия именуемых во время чеченской кампании "покемонами" бронированных "Уралов" выпущена Уральским автозаводом в 2014 году. Демонстрация техники была проведена на военном параде в Москве спустя год. На вооружение "Урал"-63095 должен был поступить в 2014 году, однако событие было перенесено на 2015 год по ряду причин, известных только военным.

Семейство "Торнадо"

Российская армия располагает модернизированными реактивными системами залогового огня "Торнадо-Г", разработанными на базе шасси "Урал-4320", созданного в 1977 году.

Неоднократно предпринимались попытки замены шасси от бронированного "Урала-4320" на современные конструкции. К примеру, в Беларуси на базе МАЗ-6317 был создан РСЗО БМ-21 "БелГрад". Оригинальное шасси, выпущенное Уральским автозаводом, обзавелось унифицированным наименованием "Торнадо-У" и специально разрабатывалось для систем "Торнадо-С" и "Торнадо-Г".

Новый "Торнадо-У"

Демонстрация бронированного автомобиля повышенной грузоподъемности "Урал"-63704-0010 "Торнадо-У" была проведена на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015". В официальном каталоге автозавода "Урал" данная модель отсутствует ввиду ее изначальной разработки для военных целей - транспортировки специальной техники и вооружений.

Технические характеристики

Бронеавтомобиль оснащен все той же механической трансмиссией и двухступенчатой раздаткой с блокировкой межосевого дифференциала. В отличие от бронированного "Урала", подвеска на "Торнадо" зависимая, рессорного типа. Тормозная система двухконтурная, с системой ABS и пневматическим приводом. Конструкторы завода "Урал" подтверждают, что при сборке "Торнадо-У" используются только отечественные комплектующие. Так, завод-производитель бронированных стекол для "Урала Федерал" российский.

Основной особенностью бронемашины "Торнадо" является каркасно-панельная кабина, рассчитанная на трех человек и оборудованная системами кондиционирования, вентиляции и отопления. На кабину может устанавливаться дополнительная защита пятого класса согласно ГОСТ 50963-96.

Грузоподъемность бронированного "Урала" составляет 16 тонн, снаряженная масса - 30 тонн, масса прицепа - до 12 тонн. Комплектуется шестицилиндровым рядным дизельным двигателем мощностью 440 лошадиных сил. Клиренс - 400 миллиметров. Запас хода - 100 километров, возможность преодолевать броды глубиной 1,8 метра и подъемы до 60 %.

Уникальный "ВВ"

Разработкой "Урала-ВВ" занимался Уральский автозавод, в то время как кузов для автомобиля создавался в НИИ стали в Москве.

Машина построена на базе шасси "Урала-4320" с рядным двигателем ЯМЭ-536, выполненным в классическом стиле завода "Урал". Дизайн передней панели унифицирован с армейским "Тайфуном", передние двери обшиты пластиком.

Дифференцированное бронирование подразумевает защиту лобового стекла и окон по шестому классу ГОСТа, моторного отсека - по третьему. В отличие от "Федерала-М", броня "ВВ" слабее по уровню защиты от подрыва - выдерживает только два килограмма в тротиловом эквиваленте.

Особенности бронемашины

Необычным конструктивным решением "ВВ" является боковая запаска с лебедкой и откидывающаяся при помощи пневмоцилиндра задняя лестница, которая может раскладываться вручную. Двигатель и коробка передач закрыты стальной защитой, показавшей свою эффективность во время использования бронированных "Уралов" в Афганистане и Чечне.

Декоративный капот машины выполнен из стеклопластика и ограничивает обзор. Двигатель закрыт бронепанелями на болтах. Лобовое стекло весит 350 килограмм, что делает невозможной его замену в полевых условиях.

Технические характеристики "Урала-ВВ"

Появившиеся после Международно-технического форума фото бронированных "Уралов-ВВ" были прокомментированы представителями завода-изготовителя. Машина создавалась на базе шасси "Урала-4320", имеет грузоподъемность 3 тонны и массу 17,3 тонны. Максимальный вес буксируемого прицепа - не более 12 тонн. Предельная развиваемая скорость - 90 км/час.

Бронированный "Урал" оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-6565 мощностью 270 лошадиных сил. Средний расход топлива - 34,5 литра на 100 километров при скорости 60 км/час. Запас хода составляет 1100 километров благодаря топливным бакам большого объема.

В паре с двигателем идет механическая трансмиссия и раздаточная двухступенчатая коробка с блокировкой межосевого дифференциала. Основные элементы оснащены системой герметизации.

Бронегрузовик "Федерал-М"

Модернизированное шасси высоконадежного автомобиля "Урал"-4320 и одной из его модификаций - "Урал"-55571 - послужило базой для создания новой защищенной машины "Федерал-М". Специалисты московского предприятия "Институт Спецтехники" провели испытания, подтвердившие эффективность защиты и заявленные технические характеристики автомобиля.

"Федерал-М" разработан для перевозки личного состава с высоким уровнем защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств в условиях любого типа дорог.

Конструкционные особенности

Бронирование машины выполнено с использованием технологии ОДБ-капсулы (объемно-дифференцированной бронекапсулы), что обеспечивает защиту экипажа и устойчивость автомобиля. В зависимости от пожеланий заказчика количество дверей в корпусе может варьироваться от трех до шести. Двухстворчатая распашная дверь кормы обеспечивает быструю посадку и высадку личного состава. С целью удобства на раме "Федерала-М" установлена площадка и выдвижная лестница. Конструкция распашной двери не подразумевает наличие центральной балки, что упрощает погрузку и разгрузку транспортируемых грузов.

Баллистическая защита по 5 классу обеспечивается бронированием ОДБ-капсулы. Стекла корпуса автомобиля, в том числе лобовое, обеспечивают защиту по классу 6А согласно ГОСТ Р 50963-96. Уровень баллистической защиты может повышаться производителем до класса 6-6А за счет установки снаружи либо внутри корпуса дополнительных броневых защитных модулей. В зависимости от пожеланий заказчика моторный отсек "Федерала-М" может оснащаться скрытым бронированием, что связано со спецификой функционирования силовых структур. Одним из ее требований является отсутствие в дизайне и внешнем виде используемой спецтехники и транспортных средств пугающих или угрожающих элементов.

Бронирование салона

Специалисты "Института Спецтехники" специально для автомобиля "Федерал-М" разработали антиосколочную и антирикошетную защиту салона на основе арамидных тканей. Перевозимый личный состав может вести огонь из штатного оружия через расположенные в бронестеклах закрывающиеся бойницы. Аналогичные бойницы находятся в бортах бронекорпуса и кормовой двери. В общей сложности в автомобиле оборудовано 17 бойниц, что позволяет вести огонь на 360 градусов и дает возможность отразить атаку противника с любого направления.

Высокая концентрация пороховых газов во время стрельбы нивелируется благодаря системе газоудаления: в крыше расположены вентиляторы, функционирующие в режимах нагнетания и вытяжки. С аналогичной целью используются технологические и вентиляционные люки. По требованию заказчика на упомянутые люки может устанавливаться дополнительное вооружение. Боевой модуль с дистанционным управлением, представленный автоматическим гранатометом либо пулеметом, может размещаться на крыше машины.

Днище ОДБ-капсулы оснащено противоминными "сэндвичами" и выполнено в V-образной форме, что повышает противоминную защиту автомобиля. Поверхность пола расположена на высоте 1,3 метра от земли, что обеспечивает дополнительную защиту. В салоне установлены противоминные кресла, разработкой и испытанием которых занимались специалисты "Института Спецтехники". Дополнительный фальшпол, не контактирующий с днищем кабины, предотвращает травмирование ног перевозимого личного состава в случае подрывов на минах и взрывных устройствах.

В конструкции автомобиля "Федерал-М" используется широкий комплекс мер противоминной защиты, предоставляющий экипажу и личному составу возможность ведения огневых действий и продолжения выполнения боевой задачи при подрыве машины на взрывных устройствах мощностью от 3 до 10 килограмм в тротиловом эквиваленте.

Серия бронированных "Уралов" обеспечила высокий уровень защиты личного состава и экипажа во время ведения боевых действий в Чечне и Афганистане. Обновленная линия бронемашин эффективно используется военными силами России в горячих точках.

Комментарии